Андрей Белый (1880–1934). Р–н «Петербург». «Реальный» и метафизический пласты романа.
Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев родился в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых -- родителей своего друга Сергея Соловьева. Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. М. С. Соловьев помог Б. Бугаеву выбрать псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов, любимый цвет Владимира Соловьева).
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная", или "Героическая". Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. Тема "вечного возвращения" -- одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической раскаленности».
Стихотворение "Солнце" посвящено К. Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". В этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна, а в стихотворном цикле "Золотое руно" поэт преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения -- поколения рубежа столетия.
"Опала" (1905) -- начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Именно в этот период Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года, но уже к весне 1906 года отношения людей, составлявших роковой треугольник достигли крайнего напряжения: Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на грани умопомешательства, из Петербурга он сразу уезжает за границу, где старается пережить потерю, этот период восстановления растянулся на 1907 - 1908 гг.
В эти годы Белый начинает видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова.
"Пепел" -- книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем".
Андрей Белый – реформатор русского романа. Особенно последовательно его новаторские устремления проявились в романе «Петербург». Здесь нашли органичное воплощение принципиально новые художественные принципы писателя, основанные на его концепции взаимоотношения бытия и человека. Мир и человек находятся в сложных отношениях. Человек не способен оказывать серьезное влияние на внешние процессы, бытие не дружественно ему. Между людьми нет солидарных отношений, человек одинок в обществе, где подвержен разного рода отрицательным воздействиям. Бытие человека – это процесс, и не видно приемлемых результатов его развития. Жизнь человека развивается не как история. Жизнь человека – это хаотичное движение.
Взгляды Белого на мир и на человека нашли выражение в художественном мире «Петербурга». В центре этого произведения находится бытие. Оно доминирует над человеком, над его художественным эквивалентом – литературным персонажем. Персонаж явно уступает позиции (как смысловые, так и художественные) бытию. Для А. Белого было очевидно, что человек как несамостоятельное, незавершенное и неинициативное существо не должен изображаться художественными средствами, характерными для романной традиции второй половины XIX века с ее апофеозом возможностей человека. Необходимы были новые художественные приемы для воссоздания новой качественности человека, обусловленной общественными, культурными и иными реалиями переломной эпохи на рубеже веков. Роман Белого – правдивая форма художественного постижения нового человека. Упомянутому роману свойствен антропологический минимализм, который выражается в меньшем, чем в романе XIX века, количестве основных персонажей. Антропологический минимализм выражается также и в том, что образы второстепенных и фоновых персонажей максимально редуцированы. Редукция проявляется в том, что писатель отказывается от подробных характеристик литературных героев. В процессе обрисовки в образах персонажей подчеркиваются прежде всего их внутренние устремления, пристрастия, интересы. Писатель не наделяет своих героев портретными описаниями, не сообщает иную визуальную информацию.
В романе «Петербург», развертывая тему города, намеченную в «Пепле», А. Белый создал мир невероятный, фантастический, полный кошмаров, извращенно-прямых перспектив, обездушенных людей-призраков. В романе нашли свое законченное выражение основные идеи и художественные особенности творчества Белого предшествующих лет, осложненные теперь его увлечением мистической философией теософов. В нем отразилось и отрицательное отношение «младосимволистов» к городской культуре как культуре Запада, искусственно насажденной в России волею Петра, и отрицание ими самодержавно-бюрократического государства. Петербург у Белого – призрак, материализованный из желтых туманов болот. В нем все подчинено нумерации, регламентированной циркуляции бумаг и людей, искусственной прямолинейности проспектов и улиц. Символом мертвенных бюрократических сил Петербурга и государства выступает в романе царский сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов, стремящийся законсервировать, заморозить живую жизнь, подчинить страну бездушной регламентации правительственных установлений. Он борется с революцией, преследует людей с «неспокойных островов». В его образе проступают черты К. Победоносцева, известного консерватора К. Леонтьева, требовавшего «подморозить Россию», щедринских героев. Но власть и сила Аблеухова призрачны. Он живой мертвец, обездушенный автомат императорской государственной машины. В заостренной гротескной сатире на абсолютизм, полицейско-бюрократическую систему царизма – сила романа, обусловленная связями его с критической линией русской литературы (Пушкина, Гоголя, Достоевского), образы которой трансформирует А. Белый. В целом роман формируется ложной идеей Белого о смысле, целях, силах революции, противопоставлением истинности «революции в духе», как начала подлинного преображения жизни, неистинности социальной революции, которая может свершиться лишь после я в результате духовного преображения человека и человечества под влиянием мистических переживаний, мистически осознанного грядушегокризиса культуры. Используя принятую символистами символику цветов, А. Белый противопоставляет «Красному домино», социальной революции,– «Белое домино», символ чаяний подлинного (мистического) преображения мира.
15. К. Д. Бальмонт. Мотивы надломленности и упадка в поэзии Бальмонта.
Родился в поместье близ деревни Гумнищи Владимирской губернии. Считал себя потомком (по линии матери) татарского князя, чье имя переводилось как "Белый Лебедь Золотой Орды", и в то же время. Вырос в небогатой дворянской семье. Отец земский деятель, более всего увлекающийся природой и охотой, влияния на сына не имел. Мать выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли. Именно она ввела сына в мир музыки, поэзии, истории, научила понимать красоту, которой, как считал Бальмонт, будет насыщено все его творчество. Много писалось о революционных настроениях Бальмонта. Видимо, это была дань моде. Так, в 1876-1884 гг. поэт учился в классической гимназии г. Шуи и был исключен за принадлежность к "революционному" кружку. Связи родителей помогли закончить гимназический курс в г. Владимире (1886), а затем поступить на юридический факультет Московского университета, откуда Бальмонт вновь был исключен и выслан под негласный надзор полиции за участие в студенческих волнениях. В 1888 г. вновь поступает в университет, но на этот раз бросает занятия сам. В следующем году пытается продолжить образование в Демидовском юридическом лицее Ярославля, но вновь отказывается от этой идеи, так как все более определяется в своем литературном призвании. Кроме того, печально заканчивается первый брак поэта. В 1890 г. он пытается покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна, после чего следует длительное лечение. Но это приводит к прозрению, в корне изменившему мировоззрение Бальмонта. В этом же году в Ярославле выходит первая книга Бальмонта - "Сборник стихотворений". Бальмонт начинает заниматься литературной деятельностью. Настоящий успех вначале приносят ему переводы (Ибсен, Бьернсон, Брандес, Байрон, Шелли, Кальдерон, Лопе де Вега). На этой почве происходит знакомство и сближение Бальмонта с меценатом, знатоком западноевропейских литератур, князем А. И. Урусовым, который во многом способствует расширению литературного кругозора молодого поэта, а главное помогает ему "найти самого себя", задуматься о природе своего дарования. С середины 1890-х гг. начинается все более возрастающая, широкая и шумная популярность Бальмонта. Это связано с наивысшим расцветом его художественного дарования и со своеобразным положением, которое Бальмонт занимает в русском символизме. С одной стороны, он становится одним из лидеров, снискавших достаточно скандальную славу, "старших" русских символистов, а с другой - он понятнее и ближе читающей публике. "Звездное" десятилетие представляет два этапа развития Бальмонта-символиста, как бы воплотившего в себе одном две разные линии старшего поколения. Он становится активной личностью, почти с оргиастической страстью утверждающей именно в этом мире устремленность к Солнцу, огню, свету (созвучные общественным настроениям излюбленные символы Бальмонта).
Особую роль в его писательской судьбе многочисленные путешествия. Современники говорили, что он путешествовал более, чем все русские писатели, вместе взятые. В 18961897 гг. он побывал во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Испании; в 1905 г.в Мексике и Калифорнии. Живя в 19061913 гг. в Париже, посетил Канарские острова, Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию, Новую Гвинею (1912). В 1916 г. уже из России едет в Японию. Много путешествовал поэт и на родине средняя Россия, Волга, Урал, Сибирь...
Горящие здания» лишь этап на пути поэта, лишь переходный период его изменения, основная тенденция которого направлена от дуализма к пантеизму, от романтизма к чистому символизму, от вечных исканий к современной лирике.