Обработка и интерпретация результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл

Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются ля каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:

ПИ + лП + мК, где п,л,м, – количество набранных балов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистическому».

Ключ

«И» «П» «К» «И» «П» «К»
10б 10в 10а
11а 11в 11б
12а 12б 12в
13в 13б 13а
14б 14а 14в

Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия

(разработана на основе 25-шкального стандартного дифференциала Ч.Осгуда, 16-шкальной модификации семантического дифференциала Е.Ю. Артемьевой и методики личностного дифференциала, адаптированной в НИИ им. В.М. Бехтерева)

Целью разработки опросника «Шкала психосемантических различий» (ШПР) являлось создание нетрудоемкого по процедуре обработки и достаточно универсального инструментария для построения психосемантического описания образа социального объекта, формируемого непосредственным участником процесса межличностного общения. Применение шкалы желательно сразу же по завершении ситуации межличностной интеракции.

Универсальность опросника заключается в аспекте включенности в его состав дихотомических шкал, обеспечивающих отражение различных форм процесса общения и способов его представления (непосредственная беседа, визуальный контакт, телефонный разговор, видео-, аудиозапись, печатный документальный или художественный образ, произведение искусства, культуры и т.д.).

Для достижения приемлемой валидности используемые в ШПР 42 диады сгруппированы в три фактора Ч. Осгуда: «Оценка (О)», «Сила (С)», «Активность (А)». В то же время при интерпретации данных, полученных с помощью ШПР, следует помнить о субъективности суждений испытуемого, их высокой эмоциональной окраске.

Инструкция испытуемому: Оцените сформировавшийся у Вас образ объекта социального взаимодействия по предложенным ниже парам антонимов, зачеркивая соответствующую Вашей оценке цифру.

Ключ к методике ШПР

1. ОУмный + –Глупый
2. ССлабый – + Сильный
3. АПоспешный + –Неторопливый
4. ОПлохой – +Хороший
5. СТвердый + –Мягкий
6. АЗамкнутый – +Открытый
7. ОДобрый + – Злой
8. СЗависимый – +Свободный
9. ААктивный + –Пассивный
10. ОЧерствый – +Отзывчивый
11. ССмелый + –Трусливый
12. АВялый – +Бодрый
13. ОАдекватный + –Неадекватный
14. СРасслабленный – +Напряженный
15. АВзволнованный + –Спокойный
16. ОАгрессивный – +Миролюбивый
17. СУверенный + –Настороженный
18. АПечальный – +Жизнерадостный
19. ОЧестный + –Неискренний
20. СШероховатый – +Гладкий
21. АРаздраженный + –Умиротворенный
22. ООтталкивающий – +Красивый
23. СЧеткий + – Нечеткий
24. АБезжизненный – +Оживленный
25. ОДобросовестный + –Безответственный
26. СЛегкий – +Тяжелый
27. АСвежий + –Изнуренный
28. ОЧужой – +Родной
29. СБольшой + –Маленький
30. АМедленный – +Быстрый
31. ОНежный + –Грубый
32. СТупой – +Острый
33. АОтдохнувший + –Усталый
34. ОНедовольный – +Довольный
35. СГлубокий + –Поверхностный
36. АСдержанный – +Задиристый
37. ООкруглый + –Угловатый
38. СПодавленный – +Приподнятый
39. АТеплый + –Холодный
40. ОСложный – +Простой
41. СЯркий + –Тусклый
42. АБезмятежный – +Тревожный

Наши рекомендации