Обработка и интерпретация результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются ля каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:
ПИ + лП + мК, где п,л,м, – количество набранных балов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистическому».
Ключ
«И» | «П» | «К» | «И» | «П» | «К» |
1в | 1б | 1а | 8а | 8в | 8б |
2а | 2в | 2б | 9б | 9а | 9в |
3б | 3в | 3а | 10б | 10в | 10а |
4б | 4а | 4в | 11а | 11в | 11б |
5б | 5в | 5а | 12а | 12б | 12в |
6б | 6а | 6в | 13в | 13б | 13а |
7б | 7а | 7в | 14б | 14а | 14в |
Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.
Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.
Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия
(разработана на основе 25-шкального стандартного дифференциала Ч.Осгуда, 16-шкальной модификации семантического дифференциала Е.Ю. Артемьевой и методики личностного дифференциала, адаптированной в НИИ им. В.М. Бехтерева)
Целью разработки опросника «Шкала психосемантических различий» (ШПР) являлось создание нетрудоемкого по процедуре обработки и достаточно универсального инструментария для построения психосемантического описания образа социального объекта, формируемого непосредственным участником процесса межличностного общения. Применение шкалы желательно сразу же по завершении ситуации межличностной интеракции.
Универсальность опросника заключается в аспекте включенности в его состав дихотомических шкал, обеспечивающих отражение различных форм процесса общения и способов его представления (непосредственная беседа, визуальный контакт, телефонный разговор, видео-, аудиозапись, печатный документальный или художественный образ, произведение искусства, культуры и т.д.).
Для достижения приемлемой валидности используемые в ШПР 42 диады сгруппированы в три фактора Ч. Осгуда: «Оценка (О)», «Сила (С)», «Активность (А)». В то же время при интерпретации данных, полученных с помощью ШПР, следует помнить о субъективности суждений испытуемого, их высокой эмоциональной окраске.
Инструкция испытуемому: Оцените сформировавшийся у Вас образ объекта социального взаимодействия по предложенным ниже парам антонимов, зачеркивая соответствующую Вашей оценке цифру.
Ключ к методике ШПР
1. | ОУмный + | –Глупый | |||||||
2. | ССлабый – | + Сильный | |||||||
3. | АПоспешный + | –Неторопливый | |||||||
4. | ОПлохой – | +Хороший | |||||||
5. | СТвердый + | –Мягкий | |||||||
6. | АЗамкнутый – | +Открытый | |||||||
7. | ОДобрый + | – Злой | |||||||
8. | СЗависимый – | +Свободный | |||||||
9. | ААктивный + | –Пассивный | |||||||
10. | ОЧерствый – | +Отзывчивый | |||||||
11. | ССмелый + | –Трусливый | |||||||
12. | АВялый – | +Бодрый | |||||||
13. | ОАдекватный + | –Неадекватный | |||||||
14. | СРасслабленный – | +Напряженный | |||||||
15. | АВзволнованный + | –Спокойный | |||||||
16. | ОАгрессивный – | +Миролюбивый | |||||||
17. | СУверенный + | –Настороженный | |||||||
18. | АПечальный – | +Жизнерадостный | |||||||
19. | ОЧестный + | –Неискренний | |||||||
20. | СШероховатый – | +Гладкий | |||||||
21. | АРаздраженный + | –Умиротворенный | |||||||
22. | ООтталкивающий – | +Красивый | |||||||
23. | СЧеткий + | – Нечеткий | |||||||
24. | АБезжизненный – | +Оживленный | |||||||
25. | ОДобросовестный + | –Безответственный | |||||||
26. | СЛегкий – | +Тяжелый | |||||||
27. | АСвежий + | –Изнуренный | |||||||
28. | ОЧужой – | +Родной | |||||||
29. | СБольшой + | –Маленький | |||||||
30. | АМедленный – | +Быстрый | |||||||
31. | ОНежный + | –Грубый | |||||||
32. | СТупой – | +Острый | |||||||
33. | АОтдохнувший + | –Усталый | |||||||
34. | ОНедовольный – | +Довольный | |||||||
35. | СГлубокий + | –Поверхностный | |||||||
36. | АСдержанный – | +Задиристый | |||||||
37. | ООкруглый + | –Угловатый | |||||||
38. | СПодавленный – | +Приподнятый | |||||||
39. | АТеплый + | –Холодный | |||||||
40. | ОСложный – | +Простой | |||||||
41. | СЯркий + | –Тусклый | |||||||
42. | АБезмятежный – | +Тревожный |