Определите термины и понятия. Конвенция. Деонтология. Деонтологический подход.
Конвенция. Деонтология. Деонтологический подход.
Работа с источниками
Курсанты в тетрадь самостоятельно составляют таблицу, в которую заносят основные морально-профессиональные требования к современным сотрудникам полиции США, Великобритании, Германии и выделяют наиболее общие положения деонтологических кодексов.
Дополнительная литература
Служить и защищать: Права человека и гуманитарное право для сил безопасности и правопорядка. – М., 1998.
Задание на самоподготовку
1. Повторить Закон РСФСР «О милиции» (ст. 2, 3, 5, 12, 13).
2. Изучить содержание:
а) международных документов: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Основных принципов, касающихся роли юристов (1990 г.);
б) указанных в рекомендациях статей российских законов: «Конституции РФ» (1993 г.), «О безопасности» (1992 г.) «О чрезвычайном положении» (1991 г.), «Об оперативно-разыскной деятельности»(1995 г.).
Тема 8. Этические аспекты в деятельности служб и подразделений органов внутренних дел(для специальности 030501.65 – юриспруденция и 030505.65 – правоохранительная деятельность)
Семинарское занятие – 2 часа.
Самостоятельная работа – 4 часа.
Цель занятия:
– сформировать представление об особенностях и нравственных проблемах профессиональной этики сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел;
– развить умения и навыки выделения этических аспектов в деятельности аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел в процессе работы с нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность.
План занятия
1. Профессиональная этика сотрудников криминальной милиции. Нравственные аспекты оперативно-разыскной деятельности.
2. Этика сотрудников милиции общественной безопасности
3. Этика следственной работы.
Темы докладов
1. Этические критерии допустимости проведения оперативно-разыскных мероприятий.
2. Чужая тайна: этическая сторона использования полученных сведений конфиденциального характера.
3. Этические аспекты тактических приемов в следственной практике (на пример шантажа, провокации, издевательства, искусственного стимулирования и следственных хитростей).
4. Работа следователя в изображении на отечественном киноэкране и в детективной литературе.
Методические рекомендации
В процессе изучения данной темы курсантам следует иметь в виду, что мораль сотрудников ОВД – это один из видов профессиональной морали, которая в свою очередь является составной частью обшей морали с одной стороны, а с другой – имеет свою специфику и обладает лить относительной самостоятельностью, т. к. представляет собой единство общечеловеческих и специфически профессиональных требований. Специфика профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел определяется спецификой их служебной деятельности.
Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел тесно связана со многими разновидностями юридической этики. Труд представителей большинства юридических профессий отличается разнообразием и сложностью решаемых задач. Поэтому каждый вид юридических профессий предъявляет к своим субъектам ряд характерных нравственных требований, постепенно накладывает на их нравственную культуру свой отпечаток. Деятельность милиции многообразна, поэтому и профессиональная этика носит несколько собирательный характер. В ней обобщаются особенности нравственного поведения и нравственной культуры сотрудников криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следственных подразделений. Естественно, всем видам деятельности присущи как общие, так и специфические профессиональные требования и нормы.
Литература
Кальченко Н.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. – Волгоград, 2000. – С. 42–46.
Карпец И.И. Сыск: Записки начальника уголовного розыска. – М., 1994.
Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994. – С. 13–19.
Маркушин А.Г. Оперативно-разыскная деятельность – необходимость и законность. – Н. Новгород, 1997. – С. 98–109.
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М., 1997. – С. 187–211.
Горский Г.Ф. и др. Судебная этика. – Воронеж, 1979. – С. 96–119.
Карпец И.И. Этика и уголовное право. – М., 1985.
Кобликов А.С. Юридическая этика. – М., 1999. – С. 79–103.
Кони А.Ф. Избранные произведения. – М., 1966.
Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказательства. – М., 1996.
Томин В.Т. От первого лица: Записки милиционера. – Горький, 1980.
Шейкин Л. Записки следователя. – М., 1979.
Задание на самоподготовку
1. Изучить конспект лекции по теме 8 и рекомендованную литературу.
2. Проанализировать ст. 3, 5, 6, 8, 9, 11 Закона РФ «Об оперативно-разыскной деятельности» и определить положения, имеющие этический характер.
3. Определить особенности профессиональной этики сотрудников милиции общественной безопасности, закрепленные в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ (ст. 1–5, 74, 86, 87, 92–95).
Тема 9. Проблемы нравственно-профессиональная деформация личности сотрудников ОВД (для специальности 030501.65 – юриспруденция и 030505.65 – правоохранительная деятельность)
Семинарское занятие – 2 часа.
Самостоятельная работа – 2 часа.
Цель занятия
Дать курсантам наиболее полное представление о причинах возникновения и пагубных последствиях нравственно-профессиональной деформации личности сотрудников ОВД.
План занятия
1. Понятие нравственно-профессиональной деформации.
2. Факторы-показатели нравственно-профессиональной деформации.
3. Основные формы проявления нравственно-профессиональной деформации.
4. Внешние и внутренние причины нравственно-профессиональной деформации и их взаимосвязь.
Темы докладов
1. Нравственно-профессиональная деформация личности и коллектива в ОВД.
2. Пути эффективного предупреждения нравственно-профессиональной деформации в ОВД.
Содержание самостоятельной работы
1. Изучить параграфы 3–4 главы 8 учебного пособия «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов» (с. 178–186).
2. Повторить темы 1–8 и подготовиться к рубежному контролю.