Отечественные паттерны социального благосостояния
В отличие от западных отечественные паттерны социального благосостояния складывались в формах общинной, коллективной организации жизнедеятельности.
Средневековая система организации была подчинена принципам выживания. Слабо развитая система хозяйствования, осложненная внешними политическими условиями, страх перед потерей национальной идентичности в условиях монголо-татарского ига, поиски государственного реформирования в XV— XVII вв., вносившие нестабильность в систему общественных отношений, определяли родовые модели благосостояния. Система кровнородственных отношений, где род принимает на себя функцию главной поддержки в кризисной ситуации, была характерной моделью отечественного благосостояния. В отличие от западной модели вассалитета «старшим» по отношению к нуждающемуся являлся род. Отечественный традиционализм нес в себе черты языческой обрядности и нормативности, дополненной канонами православного милосердия, что было присуще городской культуре средневековья.
Европеизация российской государственности в XVIII в., влияние ее на социальные институты, эволюция промышленного производства, урбанизация привносят государственные представления на сущность благосостояния. И если на предшествующем этапе наблюдался синтез языческого и православного миропонимания, то в новых условиях возникает православно-государственный подход, когда светские общинно-общественные представления определяют сущность благосостояния. Именно в этом состоит своеобразие, где государство инициирует общественную поддержку, законодательно ее контролирует, однако мотивация и потребности поддержки связываются с православными нормами жизнедеятельности. Буржуазное реформирование в XIX—XX вв. завершают тенденции общественно-государственных реформ в области благосостояния.
В советский период воплощаются в жизнь коллективные модели благосостояния. Коллективные доминанты равенства были основаны на общности труда и интересов, тем самым они отличаются от западных моделей индивидуализма. Представление о собственном историческом пути, формирование новых социокультурных принципов идентичности на основе классового подхода, абсолютизация общественной собственности на средства производства, коллективных норм образа жизни, принципов общественной пользы и коллективной взаимопомощи являлись основой идеологии социалистической «модели государственного благоденствия». В историческом плане, как и в западной цивилизации, это было реакцией на индустриализацию, урбанизацию и технический прогресс. Однако унификация общественной жизни, коммунистическая идеология, тоталитаризм привносят в данную модель элементы государственного распределения, где они выступают в качестве не только экономического, но и идеологического контроля над всеми сферами жизнедеятельности общества.
Применив методологические подходы Миллера, можно наглядно представить исторические паттерны отечественного благосостояния.
Таблица 16
Таблица 17
Общественные идеалы | Патриархальная модель | Общинная модель | Коллективная модель |
Единица общественной организации | Род | Община/общество | Коллектив |
Индивидуальный статус | Долг | Нищелюбие /необходимость | Гражданство |
Политическая организация | Раннефеодальная монархия | Монархия | Советы |
Основа модели обеспечения | Традиционализм | Христианство/ государственная потребность | Общественная необходимость |
Форма обеспечения | Волюнтаристская | Селективная | Институционально-государственная |
Знаковая форма | Семья | Община/общество | Коллектив |
Интерпретация свободы | Долг | Ответственность | Равенство |
Мотивация | Кровнородственная связь | Нужда/нищенство | Соответствие принципам и нормам |
Основы права | Приписка | Приобретение | Универсализм |
В 90-х гг. в связи с разрушением Советского Союза, образованием государства Российской Федерации, усложнением социально-экономической ситуации, кризисом политической системы формируются новые ориентиры социальной политики.
Согласно статье 7-й Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление.
Важнейшим направлением современной социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.
Под социальным обслуживанием населения понимается деятельность соответствующих служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Система социального обслуживания населения имеет следующие основные формы социальной интервенции:
• анализ и планирование политики социального обеспечения;
• программы поддержки доходов населения;
• программы учреждений социального обслуживания;
• административное управление и руководство социальным обслуживанием населения;
• социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения.
Анализ и планирование социального обеспечения относится к сфере социального законодательства и социальных услуг, предоставляемых государственными, общественными и благотворительными организациями. Планирование социальных акций осуществляется в рамках приоритетных задач. Согласно концепции социальной политики, к ним можно отнести: разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания, устанавливающих объем и качество социальных услуг; организацию лицензирования деятельности социальных служб и их контроль; обеспечение реализации федеральных и региональных программ; развитие системы подготовки и переподготовки кадров для системы социального обслуживания.
Социальное планирование направлено на развитие учреждений социального обслуживания различных категорий населения, регулирования распределения ресурсов, формирование уровня благосостояния всех членов общества.
Программы поддержкидоходов населения связаны с социальными пособиями, компенсационными выплатами и стипендиями. Они направлены на обеспечение финансовой защищенности и поддержки нуждающихся в случае безработицы, инвалидности, социальной необеспеченности, выплат социального страхования, предоставления социальных выплат государственной финансовой помощи. В процессе реформирования социальной сферы был выявлен круг задач, решение которых должно обеспечить эффективность компенсационных выплат, к ним можно отнести: повышение обоснованности предоставляемых социальных выплат; определение степени участия федеральных органов, органов местного самоуправления в материальной поддержке нуждающихся граждан; усиление страховых принципов предоставления социальных выплат и др.
Эти положения имеют целью предоставление экономической защиты и поддержание уровня прожиточного минимума, перераспределение экономических ресурсов и оказание помощи нуждающимся, дополнение и компенсацию неравноценных вознаграждений, обусловленных рыночной экономикой.
Программы, учреждений социального обслуживания направлены на восстановление и поддержание социального функционирования в обществе отдельных групп граждан. Система социального обслуживания включает в себя государственные, муниципальные, негосударственные службы. Основные функции социальных служб связаны с социальной помощью, консультированием, социальной коррекцией и реабилитацией, социальным обслуживанием на дому и в стационарных учреждениях, предоставлением временного приюта нуждающимся. В соответствии с основными функциями социальные службы могут иметь различную деятельностную направленность:
• сервисные службы — предоставление нужной информации, консультирование клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации (центры социального обслуживания, комплексные центры социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.);
• терапевтические и реабилитационные службы — включающие социальную защиту и попечительство (геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.);
• службы социализации и развития — (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.).
Социальные службы предоставляют необходимые ресурсы, помогают людям избрать правильное поведение при решении их проблем, в том числе связанных с материальными трудностями и ценностными ориентациями. Одним из важнейших методов деятельности социальных служб является метод социального лечения, представляющий собой особый вид социальной работы с конкретным случаем. Он представляет собой оказание помощи посредством комбинации социальных служб исходя из случая клиента. Вспомогательные методы используются в групповой работе, где применяются подходы организационного и общественного развития.
Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения связано с организацией социальных служб, подготовкой специалистов различных уровней, разработкой программ, направленных на развитие эффективности социальных служб. Управленческая функция включает в себя обеспечение образовательных и обучающих программ в рамках курсов повышения квалификации, университетов, колледжей с целью подготовки персонала для работы в различных учреждениях социального обслуживания. Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения — это особый вид социальной деятельности, способствующей социальным изменениям, воздействующей на решение проблем нуждающихся в помощи граждан, корректирующей социальное законодательство и государственные программы поддержки нуждающихся.
Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения. Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения до определенного времени отождествлялась с работой социального обеспечения. Однако сводить социальную работу только к экономическим методам поддержки нуждающихся было бы неправомерно, поскольку это только один из спектров социальной деятельности. Поддержка соответствующего уровня прожиточного стандарта является одной из задач, в контексте социальной работы имеющей различные уровни инструментального оформления:
• развитие человеческих ресурсов;
• распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ;
• предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий;
• защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков.
Помимо этого, социальная работа направлена на то, чтобы помочь людям оптимально функционировать в общественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролей и статусов. Социальная работа должна способствовать актуализации потенциала человека, тогда как самоактуализация, проявляясь в социальной деятельности, активизирует развитие общественной жизни. Социальная работа должна объединять людей, быть посредником в отношениях между людьми, защищать различные группы населения и предупреждать девиантные формы поведения. Социальная работа должна быть направлена на поддержание социального порядка и институциональной структуры общества. В ее задачи входит:
• помогать социальным институтам;
• внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;
• предотвращать и предупреждать социальные конфликты;
• управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Социальная работа как реализация социальной политики государства.
2. Западные концепции социальной политики.
3. Отечественные исторические паттерны социальной политики.
4. Идеология социального благосостояния в современных концепциях.
5. Проблемы личностных кризисов и решение их в практике социальной работы.
6. Социальная работа и текущая социальная политика в Российской Федерации.
7. Проблемы приоритетов в социальном обеспечении населения.
8. Социальные кризисы и стратегии социальной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш.Рамон. — М.,1997.
2. Жуков В.И. Реформы в России: 1985—1995 годы. — М., 1997.
3. ЛяшенкоА.И. Организация и управление социальной работой в России. — М.,1995.
4. Общая и прикладная политология / Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. — М., 1997.
5. Организация социального обслуживания населения / Сборник нормативных актов . — М., 1994.
6. Социальная работа (Вопросы и ответы). — М., 1997.
7. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.
8. Теория и методика социальной работы. — М.,1995. — Вып. 2.
9. Фирсов М.В. Антология социальной работы. — М., 1995. — Т. 3.
10. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения / Отв. ред. А.С.Сорвина. — М., 1997.
11. Энциклопедия социальной работы. — Барнаул,1993.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 См.: Harry Eckstein. Political Science and Public Policy. — N-Y., 1970.
2 Ibid. — P. 234.
3 WilenskyH. Comparative Social Policy. US, 1985.
4 Titmuss R. Social Policy: an Introduction. — London: George Alleir & Unwind, 1974.
5The State and Social Welfare. — London; N-Y., 1991.
6 Посмотреть по США в энциклопедии-
7 См.: Social Policy in Denmark. The Ministry of Social Affairs Copenhagen, 1993.
8 См.: Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. — М.,1993.
9 См.: Механизмы защиты социальной сферы. (На примере развитых стран Запада и Японии). — М., 1992; Япония: справочник. — М., 1992.
10 См.: Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, перспективы, тенденции. - М., 1998. — С. 199.
11 См.: Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год.
12 Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996— 2000 годов. — М.,1996
13 Beulah Compton, Introduction to Social Welfare-Social Work. — Homewood, IL: The Dorsey Press, 1980.
14 Williams F. Social Policy: a critical introduction. — London, 1994.
15 См.: Антюшина Н., Сильверстов С. От общего рынка— к социальной Европе //Человек и труд. — 1997. — №12. — С.24—25.
16 Анализ системы социального обеспечения в Великобритании, Германии, Франции. — М., 1992. — С. 5—6.
17 Spicker P. Principle of soctel welfare an introduction to thinking about the welfare state. — London, 1993. — P. 21.
18 Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 33.
19 См.: Бухарин Н.И. Избр. произведения. — М, 1990.
20 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. — М., 1934.
21 См.: Милютин Н. Организация социальной взаимопомощи в деревне. — М., 1922; Ксенофонтов И.Н. Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР. — М., 1925; Дягтерев Ф. Право на социальное обеспечение. — М., 1936;
Вержбиловский П. В помощь низовому работнику социального обеспечения. — М., 1934.
22 См.: Социальное обеспечение и страхование в СССР. — М., 1964.
23 Программа КПСС. — М., 1977; Конституция (Основной Закон) СССР. — М, 1978.
24 Научный коммунизм: Учебное пособие. — М., 1988.
25 Williams F. Social Policy: a critical introduction. — London, 1994.
26 Торлопов В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. - М., 1998. - № 5. - С. 10.
27 Колков В.В. Социальная работа за рубежом: Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997. — С.155.
28 Spicker P. Principle of social welfare an introduction to thinking about the welfare state. — London, 1993.
29 Титова Н.Е. История экономических учений. — М., 1997. — С. 158.
30 Profiles in international social work. NASW PRESS, 1992. — P. 182—184.