В современное время можно говорить о полифункционализме
Традиционно – основная функция:
1. Информационная. Цель диагностики – получить информацию об уровне, степени выраженности индивидуально-психологических особенностей.
Практика ПД расширяется ð функций становится больше:
2. Пропедевтическая (моделирующая) функция– проявляется в тех случаях, когда разрабатывается методика на ЗБР ребенка.
Моделируется ситуация развития ребенка.
3. Коммуникативная функция – работа клиента и психолога в процессе диагностики позволяет наладить контакт ð коррекция проходит легче.
Результаты тестирования составляют содержание общения клиента и психолога.
4. Экспрессивная функция – использование той или иной диагностической методики позволяет клиенту в рамках диагностической деятельности отреагировать собственные личностные комплексы (аффективные).
(работая с определенным материалом, клиент заново переживает какую-то проблему → может решить проблему, понять что делать).
(пр: Рисунки → решение проблемы в символической форме. Нарисовать страх → избавиться от него (порвать и т.п.)).
5. Структурирующая функция – позволяет более конструктивно формулировать и предъявлять психологу и самому себе свою проблему.
6. Индивидуализирующая функция – диагностические методики должны быть ориентированы не только на статистический норматив, но и они должны позволять описывать портрет неповторимости клиента.
Нарастание функций использования психодиагностических методик в контексте практической психотерапевтической и психокоррекционной работы является одновременно важным (хотя и косвенным) симптомом и действенным механизмомгуманизации психодиагностикикак научной дисциплины.
Испытуемый — этот своего рода «информационный донор» – превращается в клиента, в котором уже несравненно сильнее и отчетливее проступают черты реального человека.
Таким образом, «зона ближайшего развития» психодиагностики в целом →увеличение количества тех функций, в которых используется каждая методика в психологическом исследовании.
По мере этого психологическое исследование трансформируется из системы экспертно-центрированных (манипулятивных) воздействий на испытуемого в систему клиенто-центрированного (помогающего) межличностного взаимодействия, диалога.
12. Виды совокупностей. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Область применения теста.
Формализация испытаний – придание какой-то определенной формы процедуре конкретного испытания → стандартизация: содержания, проведения, процедуры обработки и т.д.
Определяет точность, надежность измерительного инструмента, и позволяет сопоставлять результаты измерения разных испытуемых.
Характеристики процедур формализации:
1. Виды совокупностей (надо учитывать).
1) Генеральная совокупность – это множество элементов, объединенных общей характеристикой, которая указывает на принадлежность их к определенной системе.
2) Выборочные совокупности– часть элементов генеральной совокупности.
Гл.особенность – она репрезентативна по отношению к генеральной совокупности (при этом ее объем всегда меньше).
Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.
Репрезентативность означает, что распределение признака в выборочной совокупности соответствует его реальному распределению – генеральной совокупности.
Условия создания репрезентативной выборки:
- каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку;
- выборка элементов производится независимо от изучаемого признака;
- отбор элементов должен производиться из однородных совокупностей;
- число единиц в выборочной совокупности должно быть достаточно большим;
- выборка и генеральная совокупность должны быть, по возможности, статистически однородными (об однородности говорит равенство средних значений и т.п.).
Обычно используют характеристики распределения – если кривая распределения выборочной совокупности приближается к кривой нормального распределения, то такую выборку можно считать репрезентативной по отношению к генеральной совокупности.
Нормальное распределения – это такое распределение, когда средние значения встречаются чаще (68%), крайние – редко (по 18%). Показатель асимметрии и эксцесса должны приближаться к нулю.
В зависимости от способа создания, выборки м.б.:
А) Случайные – это такие выборки, когда все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попадания в выборку.
Для их создания существуют разные приемы:
- принцип лотерей;
- отбор случайных чисел;
- установление числового интервала и т.п.
Б) Целенаправленные – составляются путем выделения наиболее типичных элементов генеральной совокупности, воссоздающих структуру генеральной совокупности.
в) Расслоенная выборка - создается в случае, если необходима выборка, отражающая состав популяции, и для решения исследовательской задачи необходим учет групповых различий (пр: половой состав, возраст группы, и т.д.).
*Точное соотношение важных подгрупп популяции.
*Исследователь сам решает на сколько уровней он делит популяцию.
г) Кластерная/гнездовая выборка - решает проблему, когда невозможно получить полный список членов популяции.
Исследователь случайным образом выбирает группу людей/кластер с определенными особенностями.
2. Область применения теста – это такая характеристика методики, которая указывает на особенности контингента обследуемых, для которых предназначается этот тест (возраст, пол, проф. принадлежность, социокультурные особенности, образование и т.д.).
На область применения влияет:
- содержание;
- цель методики;
- объем заданий (пр: если их много – дошкольник не выполнит);
- характер методики (проективная, тестовая, опросник).
Тестовые нормы – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами процедуры измерения.
В качестве таких критериев могут выступать статистические показатели выборки стандартизации, различные признаки-симптомы, свидетельствующие об определенном уровне выраженности диагностируемых качеств.
Виды тестовых норм:
1. Абсолютные – количественные критерии.
2. Критериальные – содержательные (качественные) критерии.
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности (количественно и качественно отражать ее).
Репрезентативность означает, что распределение признака в выборочной совокупности соответствует его реальному распределению – генеральной совокупности.