Паттерны, объективирующие заботу
Субъективность человека, — это резиденция его уникальности, его индивидуальности. Очевидно, что когда пациент ставит себя в позицию стороннего наблюдателя своего состояния, он объективирует себя самого и свое состояние. Объективировать себя таким образом значит лишить себя всякой способности что-то сделать со своей заботой. Мы видели, как Энди Кэмпбелл использовал три разных способа контролировать свою заботу. Все три объективировали проблему и самого Энди. Теперь я подробно рассмотрю каждый из них и предложу некоторые способы их дальнейшего истолкования.
Называние
Представьте, что вы вслепую ощупываете незнакомый предмет, который дали вам в руки. Вы ощущаете его, поворачиваете, сжимаете в пальцах, может быть, нюхаете или касаетесь им щеки. Это интересно, а определение предмета все время ускользает от вас, внезапно вы узнаете его: «Это камень». Грубо говоря, вы, вероятно, осознаете, что предмет у вас в руках не что иное, как камень. То, что было так интересно, что задевало вас лично пока было неизвестно, будучи таким образом определено, превратилось в обыденность. Вы откладываете его в сторону, вам больше не интересно.
Точно так же любой проблеме пациента можно присвоить каталожное имя: нерешительность, импотенция, застенчивость, одиночество, депрессия — любое. Процесс называния делает проблему предметом обсуждения, отодвигает ее. Часто при этом подразумевается, что тот, кто страдает от той же проблемы, страдает точно так же; страдание больше не кажется уникальным.
Используя пример с камнем, мы затронули очень важный феномен, который можно наблюдать и тогда, когда человек обращается к психотерапии с очень смутными жалобами, — т. е. когда невозможно подобрать название или категорию, которые бы описывали его состояние. В такой момент пациент часто бывает захвачен попытками определить, что же его тревожит, и, конечно, может показаться, что он приблизился к своему дистрессу. Затем, если кто-то называет Проблему (ставит диагноз) и пациент принимает это имя, то отношения между пациентом и его жалобами, скорее всего, изменяются. Происходит уменьшение эмоциональной вовлеченности и кажется, что состояние «отрывается» от своего носителя и начинает существовать самостоятельно (и теперь уже становится заботой психотерапевта).
Вот еще одна демонстрация этого чрезвычайно важного процесса: на рис. 9.1 представлены три ребуса.
Глава 9. Соотношение объективации и субъективного
(А)
DEATH/LIFE |
(Б)
SKπY |
(В)
OR | |
OR |
Рис. 9.1. Три ребуса для иллюстрации эффектов объективации
Между ними нет никакой связи, но в каждом из них зашифрована знакомая фраза. Первый (А) читается как «жизнь после смерти». Теперь взгляните на два других ребуса и постарайтесь решить, какие фразы в них зашифрованы. СДЕЛАЙТЕ ЭТО ДО ТОГО, КАК НАЧНЕТЕ ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.
Ответ на второй (Б) ребус — «Pie (pi) in the sky» (Пирог в небе)1. Если вы не решили его раньше сами, то вы можете обнаружить, что ваша реакция на мой готовый ответ почти не содержит эмоций. Многие люди испытывают в таких случаях разочарование или фрустрацию — они предпочитают сами решать головоломки. Более того, безразлично, получил ли читатель ответ в готовом виде или сам дошел до него, но в любом случае человек теряет интерес к головоломке, как только ему становится известно ее решение. Это эффект объективации.
Ответ на третью головоломку (В) — два или ничего (аналогично нашей поговорке «все или ничего». — Примеч. перев.).
Описание
Если бы вам еще раз дали в руки тот камень, который вы уже ощупывали, вы могли бы заметить, что он тяжелее, чем обычный камень такого же размера, что один его конец округлый, а другой имеет неправильную форму. Иными словами, вы отмечаете
1 Аналогично нашей поговорке «Журавль в небе». — Примеч. перев.
152 Раздел IV. Достижение большей глубины
его характеристики. Они кажутся принадлежащими камню, и это показывает, что любой разумный наблюдатель мог бы обнаружить те же самые его качества.
Когда пациент идет дальше называния своей заботы, обычно следующим шагом является ее описание. Проблема описывается как объект, имеющий неотъемлемые характеристики, такие же, какими обладает камень. Предполагается, что любой другой человек, имеющий те же затруднения, опишет ее точно так же. Особенно важно здесь то, что очень мало значения придается, если вообще придается, уникальному личностному переживанию проблемы, а это, как мы уже видели раньше, означает потерю способности повлиять на это состояние.
Если снова взглянуть на то, как Энди описывает свою заботу, можно ясно увидеть это дистанцирование и бессилие.
К-6. Ну, просто, когда мне нужно принять какое-то решение, сразу начинаются неприятности. Вроде как я брожу туда-сюда у себя внутри и никогда не знаю, что будет правильным. Это продолжается уже довольно долго. Я бы хотел быть более уверенным в себе, но не получается. Я думаю, что, возможно, становится хуже.
Оценивание
Если еще подержать камень в руках, то, вероятно, вы обнаружите в себе скуку, а может быть, какой-то интерес — почувствуете, что он вам нравится или не нравится. Как правило, возникает мысль о том, что этот камень «приятный» или «скучный», а также, хотя и на мгновение только, — мысль о том, что кто-то мог бы воспринять его по-другому, что отличается от обычной первоначальной реакции.
Когда Энди Кэмпбелл говорит, что он ненавидит свою нерешительность, что это делает его таким нерешительным, становится ясно, что он передал власть проблеме, и что проблема рассматривается как нечто отдельное от Энди. Оценочные высказывания такого типа подкрепляют объективацию его переживаний.