Задания для самостоятельной работы студентов. 1. Изучив предложенную литературу, раскройте в чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления
1. Изучив предложенную литературу, раскройте в чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления. Найдите эти особенности и проанализируйте их, зафиксировав их в рабочих тетрадях.
2. Сравните структуру личности и принципы ее развития в теориях З. Фрейда, К. Г. Юнга и А.Адлера: в чем принципиальное различие и сходство. Зафиксируйте выводы в рабочих тетрадях.
3. Охарактеризуйте, в чем смысл теории защитных механизмов Эго? Кто занимался исследованием механизмов психологической защиты и каково значение их открытия для современной психологии?
4. Раскройте понятие архетипы и какова их роль на Ваш взгляд в развитии личности. Зафиксируйте записи в тетрадях.
5. Дайте характеристику основным принципам типологии Юнга. Раскройте суть этих принципов.
6. Используя психолого-педагогическую литературу, раскройте роль компенсации в развитие личности. Зафиксируйте записи в тетрадях.
7. Проанализируйте и обоснуйте, на каких основаниях строится типология Адлера. Составьте определенную схему.
8. Составьте конспекты по первоисточникам, цитируя авторов:
- Фрейд. З. Тотем и табу. – М.: АСТ, 2008. – 640 с.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – СПб.: Феникс, 1996. – 416 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М: Канон, 1994. – 320 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
- Фромм Э. «Иметь» или «быть» - М.: АСТ, 2007. – 320 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17 (продолжение 2 часа)
Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ)
И ее развитие в XX в.
План
1. Развитие психоанализа в 30-50 гг XX в.(В. Райх, О. Ранк).
2. Неофрейдизм: гуманистическая теория Э. Фромма, социокультурная теория К. Хорни; концепция межличностной психиатрии Г.Салливена.
3. Детский психоанализ (А.Фрейд, М. Клейн).
4. Модификации глубинной психологии (Э.Берн, Ж. Лакана, Э. Эриксон).
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, занимался этнопсихологическими исследованиями. Перечислите их.
2. Чем на Ваш взгляд отличаются друг от друга люди, живущие по принципу «быть» и «иметь». Проанализируйте свой ответ.
3. Проведите сравнительный анализ теории Эго-психологии и классического психоанализа. Зафиксируйте схематично в рабочих тетрадях.
4. Какие изменения внес Э. Эриксон в периодизацию развития личности. Как данные изменения повлияли на психологию.
5. Используя психолого-педагогическую литературу, дайте определение, что такое психоистория. Зафиксируйте записи в рабочих тетрадях.
6. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:
- Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и Адлера.
- Достижения и недостатки психоаналитического направления.
- Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.
- Оппонентный круг А. Адлера.
- Психоаналитические концепции детского развития.
7. Составьте словарь основных понятий: позитивизм, тропизм, рефлекс, коннекционизм, проблемный ящик, подкрепление, научение, респондентное поведение, гештальт, феноменология, инсайт, локус контроля, изоморфизм, фи-феномен, транспозиция, прегнантность, комплекс-качество, полезависимое поведение, эффект Зейгарник, глубинная психология, бессознательное, катарсис, эдипов комплекс, трансфер, психологическая защита, свободные ассоциации, сопротивление, либидо, мортидо, эрос, танатос, коллективное бессознательное, архетип, психологические типы, индивидуация, компенсация, стиль жизни, базальная тревожность, невротические поребности.
Литература
Основная:
1. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-512с.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.:Академия, 2007.–538с
3. Ярошевский М.Г. История психологии, от античности до середины XX в. - М.: Академия, 1999. – 409 с.
Дополнительная:
1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 326 с.
2. История зарубежной психологии: тексты. - М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 31-147, 198-260, 320-385.
3. История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. / Под ред. П. Л. Гальперина, А. Н. Ждан. - М: Изд-во Московского университета, 1992. С. 207-272.
4. Классика русского психоанализа и психотерапии. – М.: СИП РИА, 2004. С. 226-265.
5. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1998. С. 54-66.
6. Михалева А.Б. история психологии: Учеб.пособие / А.Б. Михалева. – М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.
7. Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение. –М.: Генезис, 2001. С.164-185.
8. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 3. – М.: МПСИ, 2004. С. 69-84, 326-374, 378-393.
9. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.
10. Соколов Э. В.. Введение в психоанализ. – СПб.: Лань, 1999. С. 11-235.
11. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. С. 622-651.
12. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002. С. 383-466.