Методы изучения организационного поведения

Методы: опросы (интервью, анкетирование, тестирование, наблюдение(+ то же самое что в маркетинге, только разный предмет исследования)), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдение и эксперименты.

Интервью могут проводиться «лицом к лицу», по телефону, с использованием компьютеров. Стандартизированные опросники (анкеты)- чтобы измерить удовлетворенность трудом, орг. Климат. Широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении орг. Среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и свет, цвет, внешний облик членов орг-ции.

Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты + разбор ситуаций ( реальных и нет).

Понятие поведение и его виды.

Поведение-это форма связи, взаимодействие любого организма с окружающими условиями.Структура поведения-

  • поведенческий акт –единичное проявление деятельности
  • действия –единица поведения
  • поступок – социально оцениваемый акт поведения, кот. мотивируется некой целью(+ (из лекции)действие личность, которое понятно ей самой но не всегда бывает понятно окружающим)
  • деятельность-совокупность поступков

Из лекции***

Виды поведения:

(сферы)- природа- общество- человек или общество

***- духовное- материальное- семья*досуг*быт

***- производственное- трудовое- общ-политическое- религиозное- моральное и культурное- семейное

Виды:

1) по сфере включенности в общественные отношения:

а)экономическое(потребительское- инвестиционное- обмен- предпринимательское- распределительное

б)бюрократическое:- бюрократическое- электоратное- политическое

в)правовое- законопослушное- противозаконное- отклоняющееся- девиантное- криминальное

г)производственное- профессиональное- трудовое

д)нравственное- моральное- аморальное- этическое- безнравственное

е)религиозное- этика- канонизм

2) по субъекту соц. Поведения: индивидуальное, групповое, личное( личный мотив), коллективное(по степени сплоченности),корпоративное

3) по активности \пассивности: пассивное, агрессивное

а) пассивно- пассивно- адаптивное- комформное- стереотипное

б) активное- агрессивное- креативное- инновационное- по оказанию помощи- атрибутивное

4) по соц. Структуре орг-ции: классовое ,этическое, полоролевое, семейное

5) по способу выражения: вербальное, невербальное, демонстрационное, полевое , коммуникативное, реальное, ожидаемое,тактическое, разумное, инстинктивное, ориентированное.

По времени осуществления

Теории и модели поведения личности в организации.

Поведение-это форма связи, взаимодействие любого организма с окружающими условиями.

Структура поведения- * поведенческий акт * действия * поступок * деятельность

Модели поведения:

Администратор

Консервативен, обязателен, предсказуем

Организаторские способности, практический здравый ум, высокая работоспособность, самодисциплина

Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи

«Председатель» (формальный или неформальный лидер)

Спокойный, уверенный в себе, сдержанный

Умение работать с людьми и приветствовать их достижения и заслуги, четкое обозначение целей

С точки зрения интеллекта и творческих способностей как у обычного человека

«Приводящий в действие» (часто формальный лидер)

Взвинченный, беспокойный, динамичный

Стремление и готовность бросить вызов инерционности, бездеятельности, самодовольству и самообману

Склонность к раздражению и нетерпеливости

Мыслитель (человек идей)

Индивидуалист, серьезный, неортодоксальный

Одаренность, воображение, интеллект, знание

Рассеянность и витание в облаках, склонность не замечать практические детали или указания

«Исследователь ресурсов»

Экстраверт, восторженный, любопытный, общительный

Умение сходиться с людьми и исследовать все новое, реагировать на поставленную проблему

Склонность терять интерес к работе как только проходит увлеченность

«Оценивающий»

Рассудительный, хладнокровный

Рассудительность, благоразумие, практичность

Нехватка вдохновения или способности стимулировать других

«Душа команды»

Социально ориентированный, чувствительный, довольно мягкий

Умение адекватно реагировать на людей и ситуации, способность поддерживать дух коллективизма

Нерешительность в критические моменты

«Доводящий до конца»

Старательный, организованный, добросовестный, обеспокоенный

Умение доводить дело до конца, стремление к качественному выполнению задач

Свойство волноваться из-за пустяков, неумение не вмешиваться в чужие дела

3. Организационная социализация личности. Морфопсихологическая теория поведения личности. Теория акцентуации К. Леонгарда.

Наши рекомендации