Методы изучения организационного поведения
Методы: опросы (интервью, анкетирование, тестирование, наблюдение(+ то же самое что в маркетинге, только разный предмет исследования)), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдение и эксперименты.
Интервью могут проводиться «лицом к лицу», по телефону, с использованием компьютеров. Стандартизированные опросники (анкеты)- чтобы измерить удовлетворенность трудом, орг. Климат. Широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении орг. Среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и свет, цвет, внешний облик членов орг-ции.
Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты + разбор ситуаций ( реальных и нет).
Понятие поведение и его виды.
Поведение-это форма связи, взаимодействие любого организма с окружающими условиями.Структура поведения-
- поведенческий акт –единичное проявление деятельности
- действия –единица поведения
- поступок – социально оцениваемый акт поведения, кот. мотивируется некой целью(+ (из лекции)действие личность, которое понятно ей самой но не всегда бывает понятно окружающим)
- деятельность-совокупность поступков
Из лекции***
Виды поведения:
(сферы)- природа- общество- человек или общество
***- духовное- материальное- семья*досуг*быт
***- производственное- трудовое- общ-политическое- религиозное- моральное и культурное- семейное
Виды:
1) по сфере включенности в общественные отношения:
а)экономическое(потребительское- инвестиционное- обмен- предпринимательское- распределительное
б)бюрократическое:- бюрократическое- электоратное- политическое
в)правовое- законопослушное- противозаконное- отклоняющееся- девиантное- криминальное
г)производственное- профессиональное- трудовое
д)нравственное- моральное- аморальное- этическое- безнравственное
е)религиозное- этика- канонизм
2) по субъекту соц. Поведения: индивидуальное, групповое, личное( личный мотив), коллективное(по степени сплоченности),корпоративное
3) по активности \пассивности: пассивное, агрессивное
а) пассивно- пассивно- адаптивное- комформное- стереотипное
б) активное- агрессивное- креативное- инновационное- по оказанию помощи- атрибутивное
4) по соц. Структуре орг-ции: классовое ,этическое, полоролевое, семейное
5) по способу выражения: вербальное, невербальное, демонстрационное, полевое , коммуникативное, реальное, ожидаемое,тактическое, разумное, инстинктивное, ориентированное.
По времени осуществления
Теории и модели поведения личности в организации.
Поведение-это форма связи, взаимодействие любого организма с окружающими условиями.
Структура поведения- * поведенческий акт * действия * поступок * деятельность
Модели поведения:
Администратор
Консервативен, обязателен, предсказуем
Организаторские способности, практический здравый ум, высокая работоспособность, самодисциплина
Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи
«Председатель» (формальный или неформальный лидер)
Спокойный, уверенный в себе, сдержанный
Умение работать с людьми и приветствовать их достижения и заслуги, четкое обозначение целей
С точки зрения интеллекта и творческих способностей как у обычного человека
«Приводящий в действие» (часто формальный лидер)
Взвинченный, беспокойный, динамичный
Стремление и готовность бросить вызов инерционности, бездеятельности, самодовольству и самообману
Склонность к раздражению и нетерпеливости
Мыслитель (человек идей)
Индивидуалист, серьезный, неортодоксальный
Одаренность, воображение, интеллект, знание
Рассеянность и витание в облаках, склонность не замечать практические детали или указания
«Исследователь ресурсов»
Экстраверт, восторженный, любопытный, общительный
Умение сходиться с людьми и исследовать все новое, реагировать на поставленную проблему
Склонность терять интерес к работе как только проходит увлеченность
«Оценивающий»
Рассудительный, хладнокровный
Рассудительность, благоразумие, практичность
Нехватка вдохновения или способности стимулировать других
«Душа команды»
Социально ориентированный, чувствительный, довольно мягкий
Умение адекватно реагировать на людей и ситуации, способность поддерживать дух коллективизма
Нерешительность в критические моменты
«Доводящий до конца»
Старательный, организованный, добросовестный, обеспокоенный
Умение доводить дело до конца, стремление к качественному выполнению задач
Свойство волноваться из-за пустяков, неумение не вмешиваться в чужие дела
3. Организационная социализация личности. Морфопсихологическая теория поведения личности. Теория акцентуации К. Леонгарда.