Основные теоретические сведения. Исследовать структуру темперамента, свойства и особенности интенсивности технических процессов, степень активности
Практическая работа 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО ФОРМАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПОВЕДЕНИЯ (ОСТ)
Постановка задачи
Исследовать структуру темперамента, свойства и особенности интенсивности технических процессов, степень активности, темп, ритм деятельности и поведения работника в организации.
Составить 8-мерную модель структуры темперамента, состоящую из четырех основных шкал: эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность.
Выполнить графический анализ структуры темперамента.
Выявить степень выраженности каждой характеристики темперамента и различных комбинаций.
Дать объяснения, составить характеристику, особо выделив потенциальные способности и возможности заниматься определенным видом деятельности. Осветить поведенческий аспект профессиональной деятельности.
Целью работы является изучение психологических особенностей структуры темперамента по формальным характеристикам поведения человека в организации в процессе трудовой деятельности и овладение техникой диагностирования структуры темперамента (по В. М. Русалову).
Основные теоретические сведения
Существуют различные подходы к определению темперамента.
Классический, известный даже неспециалистам подход трактует темперамент как динамические процессы протекания нервных процессов. Выделяются четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Другой подход трактует темперамент как формальные характеристики поведения человека в организации. Этот подход предложил В. М. Русалов. Основу такого подхода составляет 8-мерная модель структуры темперамента, состоящая из 4 шкал: эргичность, пластичность, темп, эмоциональность. Каждая из названных четырех характеристик подразделяется на две части, определяющие две основные сферы взаимодействия человека со средой - предметный мир и люди (общество).
Второй подход дает возможность получить информацию о деятельности и коммуникативной сферах поведения работника. Изучение индивидуально - типических качеств работника по 8-мерной модели структуры темперамента позволяет получить надежную оценку его возможностей спрогнозировать его потенциальные возможности в сфере профессиональной ориентации.
Знание структуры темперамента не является условием абсолютно верного способа принятия решения и не дает однозначных ответов при решении задач прогноза и планирования карьеры.
Однако в совокупности с классическим методом изучения структуры темперамента (тест Г. Айзенка) и другими методами психодиагностики можно избежать серьезных ошибок.
Кратко охарактеризуем составляющие 8-мерной модели структуры темперамента.
Эргичность предметная- уровень потребности в творческой активности, жажда деятельности, энергичность, стремление к физическому и умственному труду, активность, выносливость, твердость в достижении цели, продуктивность, упорство в труде, умение и желание добиваться результатов, смело браться за решение проблем.
Эргичность социальная- уровень потребности в социальных контактах, желание работать с людьми, руководить, стремление к лидерству, общительность, умение вести переговоры, создать благоприятные условия для налаживания взаимоотношений.
Пластичность предметная- степень легкости (трудности) переключения с одного вида деятельности на другой, с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразным формам предметной деятельности, гибкое реагирование на вызов среды.
Пластичность социальная- степень легкости (трудности) переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ и к различным формам социального контакта, владение разнообразными вариантами поведения на трибуне, в процессе общения, на переговорах, реалистичная и близкая к истинной оценка деловых партнеров с учетом огромного многообразия их типов, готовность к сотрудничеству.
Темп предметный- скорость выполнения работ, быстрота реакций, способность быстро принимать решения, в т. ч. - в критических ситуациях, способность к быстрому восприятию информации, напористость, быстро реагирует на происходящие события.
Темп социальный- скорость речи при общении, способность четко и ясно выражать свои мысли, ораторские способности, умение говорить о сложных вещах просто, в сжатой форме и быстро, укладываться в регламент, вести общение в хорошем деловом темпе, понимать, воспринимать и поощрять быструю речь и лаконичность.
Эмоциональность предметная- чувствительность к неудачам в работе, ответственность, порядочность, способность к рефлексии, постоянная оценка правильности своих действий, самоконтроль, поиски лучших вариантов поведения, чувство долга, высокие морально - этические требования к себе, обязательность.
Эмоциональность социальная- эмоциональная чувствительность в сфере межличностных отношений, чувствительность к неудачам в общении, впечатлительность, ранимость, стремление к утверждению общественных ценностей.