Типизация организационных структур управления. Механические и органические структуры
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством.
1. Механистическая модель
Принципы механистической модели:
1. Принцип специализации. Файоль считал специализацию наилучшим средством для использования индивидов и групп работников.
2. Принцип одного направления. В соответствии с этим принципом работы
должны быть сгруппированы по специальности: инженеры должны быть
сгруппированы с инженерами, сбытовики – со сбытовиками, бухгалтеры – с
бухгалтерами.
3. Принцип власти и ответственности. По мнению Файоля, менеджеру должна быть дана значительная власть для выполнения возложенных на него обязанностей.
4. Скалярный цепочный принцип. Расположение менеджеров по рангам в цепи от верхней власти до самого нижнего уровня.
Макс Вебер внес важный вклад в механистическую модель, введя термин бюрократия. В работах Вебера бюрократия относится к особому способу организации коллективных действий. Вебер видит в бюрократий процесс, при котором одна группа может фактически доминировать над другими группами.
Для достижения максимальной выгоды от бюрократического подхода Вебер
считает, что организация должна иметь следующие характеристики:
1. Все задачи должны быть разделены на специализированные работы.
2. Каждая задача выполняется в соответствии с системой правил.
3. Каждая служба организации рассчитаны на выполнение работы под руководством только одного менеджера.
4. Каждый служащий организации связан с другими служащими и клиентами формальным образом, сохраняя социальную дистанцию с подчиненными и клиентами.
5. Деятельность в бюрократической организации основана на технической квалификации работников, которая является защитой от произвольных увольнений.
К механистической модели относятся такие виды организационных структур как линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная структуры.
Механистическая модель обеспечивает высокий уровень эффективности за счет следующих структурных характеристик:
. Высокая комплексность, поскольку делается упор на специализацию работ;
. Высокая централизация, поскольку делается акцент на полномочия и ответственность;
. Высокая степень формализации, поскольку функции выделяются в качестве основы управления.
2. Органическая модель
Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Органическая модель стремится к максимальным удовлетворенности, гибкости и развитию.
Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала. Менеджеры поощряются за практические достижения, что способствует росту персонала и повышению его ответственности. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды.
Модель организации имеет следующие характеристики:
. Она относительно проста, поскольку снижает значение специализации и расширяет диапазон работ;
. Она относительно децентрализована, поскольку не делает упора на власти;
. Она относительно неофициальна, поскольку делает упор на продукте и потребителе как основах управления.
32. Организационные процессы в менеджменте: коммуникации, принятие решений, конфликты, власть и влияние.
Коммуникация -процесс передачи информации от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.
Процесс коммуникации:
1. Этап отправления:
Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Формулирования смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.
Кодирование— это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в начинается с выбора носителей информации (звук, свет, температура, запах, вкус). Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок и т.д.
Затем формируется послание. Смысл послания - принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято правильно.
Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек, так и техническое средство. В качестве каналов используется сама среда и различные технические устройства и приспособления.
Этап получения
Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания. Тот кому было адресовано послание, называется получателем. Далее идет раскодирование послания. Раскодированиевключает восприятие, его интерпретацию и оценку. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.
Обратная связь
Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель — получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.
Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный
Модели принятия решения
1. Рациональная модельпредполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации.
2. Модель ограниченной рациональностив принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений.
3. Политическая модельорганизационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы.
Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонамиТипы конфликтов
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.
1. конфликт целей.Участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. 2. конфликт,вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах,идеях и мыслях по решаемой проблеме. 3. чувственный конфликт,появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.