Вопрос 4. Имидж и культура общения сотрудников ОВД
Понятие «имидж» прочно вошло в современный деловой лексикон, и главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы.
Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» можно посчитать «первой ласточкой» в направлении изучения имиджа.
Имидж - образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нём. Имидж может быть благоприятным для успеха деятельности или неблагоприятным, и всё зависит от того, как себя показать, как проявить.
Однако создать впечатление и иметь благоприятный имидж, разумеется, вещи разные. Благоприятный имидж состоит в особой мудрости, которая возникает из культуры и деликатности души, духовного опыта. Ещё в середине XVII века БальтасарГарсиан писал: «Пусть человеческая натура возвышается над обязанностями сана, а не наоборот. Как ни высок пост, покажи, что личность выше. У кого велик запас духовного, тот с каждым новым делом сам растёт и выказывает всё больше достоинств. Дело до края заполнит лишь того, у кого сердце мелко, и в конце он потерпит крах и в делах, и в репутации. Великий Август гордился тем, что он больше человек, нежели монарх. Для этого надобна высота души и благоразумная уверенность в себе».
Но это дано от природы не каждому. Можно ли этому научиться? В. М. Шепель, автор книги «Имиджелогия: секреты личного обаяния», пишет: «Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания».
Таким искусством обладают многие люди. И у них есть чему поучиться. Это люди, которых называют великими и замечательными, это исторические личности, которые служат нам примером. Знания об их жизни, о тех усилиях, с которыми они добивались признания современников, помогают нам приобщиться к культуре человечества. Никогда не исчезнет интерес людей к притягательности талантливой человеческой натуры.
«Нелёгкое дело — очаровывать людей, — пишет В. М. Шепель. Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы располагать к себе людей. Нередко случается как раз обратное. «Эффект личного обаяния» теоретически — достояние каждого, его обретение — результат огромных усилий над собой. Цена их во многом определяется наличием или отсутствием определённых способностей личности. Чем меньше их дано от Бога, тем больше надо приложить усилий для достижения эффекта личного обаяния».
Таким образом, имидж представляет собой весьма сложное образование, имеющее несколько составляющих.
Первая из составляющих — образ, который человек оставляет после себя. Это как вершина айсберга, большая часть которого скрыта от нас, но вся эта часть воплощает в себе всё целое. Он может быть обманчивым, дезориентирующим. Он такой, как есть, и в то же время очень разный, в зависимости от того, кто и как его воспринимает.
Внешняя составляющая имиджа, в которую входит всё — от причёски до обуви, включая выражение лица, мимику, жесты, голос и его силу, тембр, а также костюм, манеры, походку. Небезынтересно отметить, что, согласно материалам очень многих исследований, красивым (по принятым в западной культуре стандартам) людям окружающие приписывают, как правило, гораздо больше позитивных личностных черт, чем некрасивым или «обыкновенным».
Внешняя составляющая имиджа может сильно расходиться с внутренней. Можно иметь красивое лицо, замечательный костюм, прекрасную походку, но если внутреннее содержание или внутренняя составляющая имиджа расходится с внешней, это обнаруживается в речи и поведении.
Внутренняя составляющая имиджа — это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Это всё то, что проявляется в поступках и речи, во всей деятельности человека.
Человеку, не обременённому значительным духовным багажом, всё время приходится принимать серьёзную мину, чтобы не оплошать, не опростоволоситься, не обнаружить элементарных пробелов в эрудиции, не выказать отсутствие самостоятельного мнения и вкуса. И наоборот: человек, по-настоящему причастный к культуре, всегда может позволить себе непринуждённую шутку по адресу бесспорных авторитетов, он легко и весело обращается с заветными ценностями.
Внутренняя составляющая имиджа соединяется с внешней многими нитями и прорастает в речи и поступках.
Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении и т. д.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».
В американской психологии, которая много экспериментирует, тестирует и обследует, были изучены люди, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности». Они добились положения, уважения и самоуважения, они живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополагающие жизненные установки.
Первая установка — высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность.
Вторая установка — позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие находить положительное, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы будем видеть в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.
Третья установка — вера в добро. Вера в добро — мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем место злу и становимся перед ним безоружными.
Четвёртая установка — умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже, если кажется, что в той или иной ситуации мы были ни при чём. В этой установке — ответственность за происходящее, присутствие мудрости, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.
Пятая установка — умение меняться, учиться у жизни всю жизнь, умение рисковать, использовать новые нормы бытия. Иногда говорят: «Я к этому привык». А может быть стоит попробовать, может быть что-то и пойдёт по-другому, гораздо успешнее, хотя, возможно, не сразу.
Эти установки согласовываются со взглядами на позиции, выделенными Э. Берном в его знаменитой работе «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Во всех формах общения между людьми всегда можно выделить четыре основные позиции: Я — хороший, ты — хороший. Я — плохой, ты — хороший. Я — хороший, ты — плохой. Я — плохой, ты — плохой.
Позиция «Я — хороший, ты — плохой» — позиция «Родителя», который стоит всегда в позиции обвинителя, даже по отношению к тем людям, родителем которых он не является.
Позиция «Я — плохой, ты — хороший» — позиция «Ребёнка», который не научился видеть хорошее в себе, но видит, что другие более значимы, чем он, более сильные, более мудрые.
Позиция «Я — плохой, ты — плохой» — позиция «не родившейся личности», которая ещё не нашла в себе, что можно было бы оценить, и не видит, что можно ценить в других.
Все перечисленные позиции — позиции проигравших. Они обычно оканчивают свою жизнь в одиночестве, на больничной койке, в низах общества, в тюрьме.
И только одна позиция – позиция победителя— «Я —хороший, ты —хороший». Чем чаще вы занимаете эту позицию, чем устойчивее она в вашем сознании, тем чаще и постоянное, вы — победитель. Но это не просто, встать и удерживаться на позициях победителя. Стоит попробовать!
Легенда формируется на основе событий из истории жизни человека, его поступков, позиций, которые он отстаивает.
Для создания легенды следует обладать тремя качествами: воображением, контактами с людьми и настойчивостью, которые следует направлять на самосозидание, духовное развитие и творческую активность.
Истинное обаяние — это, по-видимому, наличие определённых внутренних черт, явно выраженных во внешнем облике и поэтому легко диагностируемых окружающими при самом поверхностном контакте. Главную из них в самом общем виде можно было бы определить как доброжелательный интерес к людям, желание войти в контакт с ними, помочь, создать оптимальные условия.
Заключение
Профессиональное общение сотрудника - многоплановый процесс установления и развития контактов с людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, содержанием которого являются познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.
От правильности общения сотруднника с другим человеком и реализации индивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэтому и условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов в организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Профессиональная и корпоративная этика.
2. Основные этические категории: долг, честь, совесть.
3. Принципы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел.
[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.