Вопрос 4. Имидж и культура общения сотрудников ОВД

Понятие «имидж» прочно вошло в современный деловой лексикон, и главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы.

Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта «Никто не может ничему научиться у человека, ко­торый не нравится» можно посчитать «первой ласточкой» в направлении изучения имиджа.

Имидж - образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нём. Имидж может быть благоприятным для успеха деятельности или неблагоприятным, и всё зависит от того, как себя показать, как проявить.

Однако создать впечатление и иметь благоприятный имидж, разумеется, вещи разные. Благоприятный имидж состоит в особой мудрости, которая возникает из культуры и деликатности души, духовного опыта. Ещё в середине XVII века БальтасарГарсиан писал: «Пусть человеческая натура возвышается над обязанностями сана, а не наобо­рот. Как ни высок пост, покажи, что личность выше. У кого велик запас духовного, тот с каждым новым делом сам растёт и выказывает всё больше достоинств. Дело до края заполнит лишь того, у кого сердце мелко, и в конце он потерпит крах и в делах, и в репутации. Великий Август гор­дился тем, что он больше человек, нежели монарх. Для этого надобна высота души и благоразумная уверенность в себе».

Но это дано от природы не каждому. Можно ли этому на­учиться? В. М. Шепель, автор книги «Имиджелогия: секреты личного обаяния», пишет: «Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой дея­тельности, не постичь радости человеческого внимания».

Таким искусством обладают многие люди. И у них есть чему поучиться. Это люди, которых называют великими и замечательными, это исторические личности, которые служат нам примером. Знания об их жизни, о тех усилиях, с которыми они добивались признания современников, помогают нам приобщиться к культуре человечества. Ни­когда не исчезнет интерес людей к притягательности та­лантливой человеческой натуры.

«Нелёгкое дело — очаровывать людей, — пишет В. М. Шепель. Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть кни­ги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы располагать к себе людей. Нередко случается как раз обратное. «Эффект личного обаяния» те­оретически — достояние каждого, его обретение — резуль­тат огромных усилий над собой. Цена их во многом опреде­ляется наличием или отсутствием определённых способно­стей личности. Чем меньше их дано от Бога, тем больше надо приложить усилий для достижения эффекта личного обаяния».

Таким образом, имидж представляет собой весьма слож­ное образование, имеющее несколько составляющих.

Первая из составляющих — образ, который человек оставляет после себя. Это как вершина айсберга, большая часть которого скрыта от нас, но вся эта часть воплощает в себе всё целое. Он может быть обманчивым, дезориентирующим. Он такой, как есть, и в то же время очень разный, в зависимости от того, кто и как его воспринимает.

Внешняя составляющая имиджа, в которую входит всё — от причёски до обуви, включая выражение лица, ми­мику, жесты, голос и его силу, тембр, а также костюм, ма­неры, походку. Небезынтересно отметить, что, согласно материалам очень многих исследований, красивым (по принятым в западной культуре стандартам) людям окру­жающие приписывают, как правило, гораздо больше пози­тивных личностных черт, чем некрасивым или «обыкно­венным».

Внешняя составляющая имиджа может сильно расходи­ться с внутренней. Можно иметь красивое лицо, замечате­льный костюм, прекрасную походку, но если внутреннее содержание или внутренняя составляющая имиджа расхо­дится с внешней, это обнаруживается в речи и поведении.

Внутренняя составляющая имиджа — это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Это всё то, что проявляется в поступках и речи, во всей деятельности человека.

Человеку, не обременённому значительным духовным багажом, всё время приходится принимать серьёзную мину, чтобы не оплошать, не опростоволоситься, не обна­ружить элементарных пробелов в эрудиции, не выказать отсутствие самостоятельного мнения и вкуса. И наоборот: человек, по-настоящему причастный к культуре, всегда может позволить себе непринуждённую шутку по адресу бесспорных авторитетов, он легко и весело обращается с заветными ценностями.

Внутренняя составляющая имиджа соединяется с внеш­ней многими нитями и прорастает в речи и поступках.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преоб­ладают в общении и т. д.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».

В американской психологии, которая много экспери­ментирует, тестирует и обследует, были изучены люди, ко­торых называют «самодостаточными». Это люди без «ком­плекса неполноценности». Они добились положения, ува­жения и самоуважения, они живут в ладу со своей сове­стью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополага­ющие жизненные установки.

Первая установка — высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность.

Вторая установка — позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие находить положительное, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы будем видеть в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышен­ная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.

Третья установка — вера в добро. Вера в добро — мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы со­храняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем место злу и становимся перед ним безоружными.

Четвёртая установка — умение видеть и чувст­вовать свою сопричастность к происходящему, даже, если кажется, что в той или иной ситуации мы были ни при чём. В этой установке — ответственность за происходящее, присутствие мудрости, ощущение себя частицей социаль­ного организма, всей Природы, Вселенной.

Пятая установка — умение меняться, учиться у жизни всю жизнь, умение рисковать, использовать новые нормы бытия. Иногда говорят: «Я к этому привык». А мо­жет быть стоит попробовать, может быть что-то и пойдёт по-другому, гораздо успешнее, хотя, возможно, не сразу.

Эти установки согласовываются со взглядами на по­зиции, выделенными Э. Берном в его знаменитой работе «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Во всех формах общения между людьми всегда можно выделить четыре основные позиции: Я — хороший, ты — хороший. Я — плохой, ты — хороший. Я — хороший, ты — плохой. Я — плохой, ты — плохой.

Позиция «Я — хороший, ты — плохой» — позиция «Родителя», который стоит всегда в позиции обвинителя, даже по отношению к тем людям, родителем которых он не является.

Позиция «Я — плохой, ты — хороший» — позиция «Ребёнка», который не научился видеть хорошее в себе, но видит, что другие более значимы, чем он, более сильные, более мудрые.

Позиция «Я — плохой, ты — плохой» — позиция «не родившейся личности», которая ещё не нашла в себе, что можно было бы оценить, и не видит, что можно ценить в других.

Все перечисленные позиции — позиции проигравших. Они обычно оканчивают свою жизнь в одиночестве, на бо­льничной койке, в низах общества, в тюрьме.

И только одна позиция – позиция победителя— «Я —хороший, ты —хороший». Чем чаще вы за­нимаете эту позицию, чем устойчивее она в вашем со­знании, тем чаще и постоянное, вы — победитель. Но это не просто, встать и удерживаться на позициях победителя. Стоит попробовать!

Легенда формируется на основе событий из истории жизни человека, его поступков, позиций, которые он от­стаивает.

Для создания легенды следует обладать тремя качества­ми: воображением, контактами с людьми и настойчиво­стью, которые следует направлять на самосозидание, ду­ховное развитие и творческую активность.

Истинное обаяние — это, по-видимому, наличие опре­делённых внутренних черт, явно выраженных во внешнем облике и поэтому легко диагностируемых окружающими при самом поверхностном контакте. Главную из них в са­мом общем виде можно было бы определить как доброже­лательный интерес к людям, желание войти в контакт с ними, помочь, создать оптимальные условия.

Заключение

Профессиональное общение сотрудника - многоплановый процесс установ­ления и развития контактов с людьми, порождаемый потребностями совме­стной деятельности, содержанием которого являются познание, обмен ин­формацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

От правильности общения сотруднника с другим человеком и реализации ин­дивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэто­му и условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов в организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от зна­ния психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемо­го, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологи­ческих умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конст­руированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реа­лизации решение служебных задач.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Профессиональная и корпоративная этика.

2. Основные этические категории: долг, честь, совесть.

3. Принципы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел.

[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.

Наши рекомендации