Вопрос № 4. Культура речи и правила служебного общения сотрудника органов внутренних дел.

О культуре сотрудника органов внутренних дел судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но также по умению грамотно говорить и излагать свои мысли.

Культура речи – составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей.

Сотруднику органов внутренних дел любого звания и должности следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом с гражданами, обращение к подчиненным перед строем или в непринуждённой беседе, в общественном месте, в наряде, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.
В совершенстве овладеть навыками высокой культуры речи – профессиональная обязанность сотрудников органов внутренних дел. Их речь должна соответствовать следующим требованиям:

· быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того,
о чем идет речь;

· быть грамматически и литературно грамотной;

· быть точной, ясной, краткой и понятной;

· быть выразительной, эмоциональной, образной;

· при разговоре с гражданами сотрудник должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять только те слова, значение которых Вам понятно;

· мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Культура речи, как известно, может быть привита сотруднику полиции лишь в том случае, когда она своими основами опирается на высокие образцы и примеры для подражания. Вот почему положение о «зеркальном» отражении у воспитуемых качеств воспитателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет сегодня значительные требования к облику тех, кто призван руководить и воспитывать.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда сотрудник полиции легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой. Но кричат не только начальники. Чаще всего переходят на крик отчаявшиеся что-либо объяснить собеседнику (коллеге, подчиненному и др.) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук.

Таким образом, речь сотрудника органов внутренних дел, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образованности, культурности.

Культура внешнего облика является составной частью культуры поведения. Находясь на службе, Вы должны быть одеты по форме. Жизнью проверено, что законные требования сотрудника полиции, одетого не по форме или в неаккуратное обмундирование, предъявляемые равнодушным (а то и грубым) оскорбительным тоном, чаще всего не выполняются, вызывают протест, сопротивление.

Поэтому надо помнить, что форма сотрудника полиции – не спецодежда. Она атрибут государственной власти. Носить ее надо с честью и достоинством, содержать в чистоте и порядке. На службу выходить подтянутым и опрятным. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и уважительного обращения с окружающими людьми (как на службе, так и в семье, в быту).

Культура внешнего облика сотрудника органов внутренних дел предполагает:

· соблюдение формы – одежды – аккуратно пригнанный, чистый и отглаженный мундир;

· ношение орденских планок, государственных, ведомственных, отличающих заслуги сотрудника;

· подтянутый вид и прямую осанку;

· скромную и аккуратную прическу;

· все предметы формы – одежды – должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии.

Все эти моменты определяют культурно-эстетический потенциал внешнего облика сотрудников.

Таким образом, строгое соблюдение правил культуры речи и внешнего облика – важное условие высокой культуры поведения сотрудников органов внутренних дел.

Вежливое и уважительное отношение к гражданам является основным принципом деятельности сотрудника полиции. Необходимо, чтобы все вопросы, интересующие гражданина, были внимательно выслушаны и на них – даны разъяснения в вежливой и корректной форме. В случае необходимости при несении службы нарядами полиции по охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах патрульный (постовой) обязан по требованию граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение.

При обращении к гражданину следует поздороваться с ним, при­ложив руку к головному убору, представиться, назвав должность, звание, фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения. Требования и замечания надо излагать вежливо и убедительно, не допуская выражений и жестов, унижающих или оскорбляющих личность и человеческое достоинство.

В обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство, нравоучения и несправедливые упреки, предъявление незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник полиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего.

В разговоре с гражданами сотрудник полиции обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должен вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами. Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться.

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста.

В случае высказывания в адрес сотрудника обидных реплик ему необходимо проявить такт и выдержку. Когда же нарушение является сознательным, злостным, а то и провокационным, необходимо не только проявить выдержку и достоинство, но и решительно пресечь противоправные действия.

Если возникает необходимость проверить документы у того или иного лица, следует, поздоровавшись и извинившись за задержку, вежливо изложить просьбу. Проверка не должна занимать много времени. С документами следует обращаться аккуратно, нельзя листать документы небрежно. Нежелательно также комментировать вслух содержание проверяемых документов. При проверке документов надо быть особо внимательным к тем, кто проявляет при этом нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных людей, особенно у женщин и подростков, такая реакция может проявляться в связи с самим фактом проверки документов. В этом случае надо их успокоить. Возвращая документы, необходимо поблагодарить и попрощаться.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудники полиции руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. При этом они обращают внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты – штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы Российской Федерации.

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, сотрудник обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию.

Общение с иностранными гражданами характеризуется для сотрудника органов внутренних дел особой ответственностью. Каждый контакт согражданина с иностранцем оказывает определенное влияние на то впечатление, которое складывается у него о нашей стране и о ее людях.

При общении с иностранцами действительны те же самые нормы служебной этики, этикета и культуры поведения, что и при исполнении обычных служебных обязанностей. Однако сотрудник органов внутренних дел должен учитывать, что иностранные граждане, как правило, плохо владеют русским языком, не всегда достаточно ясно представляют правила поведения в общественных местах, принятые в нашей стране, воспитаны в духе иной идеологии и иных моральных принципов. Поэтому при нарушении иностранцем общественного порядка сотрудник полиции должен тщательно разъяснить ему недопустимость подобных действий, и в том случае, если нарушение совершено неумышленно и не повлекло за собой существенных последствий, ограничиться замечанием и предупреждением.

Если же нарушение носит откровенно злоумышленный или провокационный характер, следует произвести задержание иностранного гражданина и доставить его в дежурную часть. При этом соблюдение норм служебного этикета и культуры поведения сотрудником полиции должно носить безукоризненный характер, принимая во внимание и ту возможность, что данное нарушение предпринято специально с целью скомпрометировать сотрудника и получить негативный материал о деятельности полиции.

Иностранцы, имеющие дипломатические паспорта или консульские документы, задержанию не подлежат. В случае совершения ими противоправных или антиобщественных действий сотрудник записывает их фамилии, номера документов и немедленно докладывает о происшествии вышестоящему начальнику. Однако и в этих случаях сотрудник полиции вежливо, соблюдая чувство такта и собственное достоинство, показывает, что подобные действия носят безнравственный и недостойный характер.

Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает сотрудник полиции за то или иное нарушение, может неожиданно менять свое поведение. В такой момент вежливый человек способен стать грубым, спокойный – раздражительным и нетерпеливым, застенчивый – решительным. Учитывая это, сотрудник не должен поддаваться на проявляемую резкость или нетерпимость. Очень важно, чтобы его действия находили понимание и поддержку окружающих.

В целях пресечения правонарушения, составления протокола и иных документов сотруднику органов внутренних дел нередко прихо­дится применять меры принудительного воздействия. В этом случае большую роль играет профессиональное мастерство сотрудника, умение правильно выбрать и применить административно-принудительные меры. При этом важно помнить, что в острых конфликтных ситуациях существенным фактором их оптимального разрешения являются нравственные качества сотрудника, выработанная профессиональная мораль. Тактично извинившись за необходимость задержания гражданина, сотрудник должен спокойно, вежливо и немногословно объяснить, в чем конкретно состоит вина нарушителя, подчеркнув общественную опасность его действий и нежелательные перспективы продолжения противоправного поведения. При должном соблюдении служебного этикета и такта гражданин (как правило, без лишних разговоров) выполняет эти требования, а окружающие одобряют действия сотрудника.

В предусмотренных законом случаях при исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел имеет право посещать квартиры граждан. Войдя в квартиру, надо представиться, объяснить цель посещения и спокойно приступить к выяснению вопроса или рассмотрению дела. При проверке соблюдения правил регистрации граждан, в случае обнаружения нарушений, не влекущих административную ответственность, а также незначительных проступков со стороны жильцов сотрудник на месте проводит разъяснительную работу, предлагает устранить нарушение в названные сроки, указывает на недопустимость этого в будущем.

Прием граждан является одной из важнейших форм связи органов полиции с населением. Именно во время приема основная часть населения получает представление о полиции, о качестве служебной деятельности ее сотрудников, об их воспитанности и культуре. Поэтому исключительно важное значение здесь имеет создание должной деловой и морально-психологической атмосферы, отношений взаимного уважения, корректности, доверительности, чуткости и внимательности.

Выбор места и времени приема, условия и обстановка приема – не простая формальность, а одно из решающих условий создания подобной атмосферы, показатель культуры сотрудников органа внутренних дел, их служебного такта и воспитанности. Помещения, предназначенные для приема граждан, должны быть чистыми, уютными и отвечать современным эстетическим требованиям. Их следует обеспечить необходимым инвентарем, информационно-справочным материалом, плакатами и объявлениями, содержащими информацию по вопросам, вынуждающим граждан обращаться в полицию. Наличие наглядной информации освобождает сотрудников полиции от необходимости отвечать на вопросы, носящие стереотипный характер.

Время приема должно быть тщательно продуманным и максимально удобным для граждан. При этом учитываются: распорядок работы предприятий, учреждений и организаций; количество обращающихся в органы полиции граждан и другие местные условия и особенности. Несвоевременное начало приема или прекращение его ранее объявленного времени недопустимы.

Сотрудник полиции, ведущий прием, внимательно выслушивает посетителя. Перебивать его допустимо лишь для уточнения фактов и в тех случаях, когда он значительно отклоняется от темы. При этом замечания являются сдержанными, тактичными и выражаются в деликатной форме. Надо учитывать, что на прием в полицию люди часто приходят взволнованными, смущаются от необычной для них обстановки и поэтому путаются и не могут четко изложить суть дела. Терпение и выдержка, доброжелательность и чуткость помогают посетителю успокоиться и прийти в себя.

Если информация, содержащаяся в заявлении посетителя, направлена на усиление борьбы с правонарушениями, следует поблагодарить за сообщение, а в необходимых случаях подчеркнуть ценность сведений и своевременность их сообщения.

Каждый сотрудник полиции, находясь на улице или в общественном учреждении, должен помнить, что, независимо от того, находится ли он при исполнении служебных обязанностей или нет, он является представителем государственного аппарата, органов внутренних дел и призван всегда и всюду стоять на страже интересов общества, защищать общественный порядок и конституционные права граждан, принимать меры к предотвращению правонарушений. Нарушение норм общественного поведения сотрудником полиции тем более недопустимо, что оно может стать поводом нарушения иx другими лицами.

Основной принцип поведения в общественных местах – не причинять неудобств окружающим, не привлекать к себе внимания, не проявлять излишнего любопытства, а в случае необходимых контактов с окружающими Вас людьми стараться, чтобы наше присутствие было для них удобным, приятным и полезным.

Находясь на улице в форменной одежде, следует носить вещи в левой руке, а правую руку держать в готовности для выполнения приветствия. Идя под руку с женщиной, следует находиться от нее с правой стороны, поскольку правая рука должна быть свободна для приветствия. На тротуаре следует держаться правой стороны, уступать дорогу старшим по возрасту, инвалидам и женщинам. Во всех случаях сотрудник полиции обязан оказывать помощь нуждающимся: показать дорогу приезжему, поднять упавшего, помочь нести тяжесть пожилому человеку и т.п. При входе в общественный транспорт или в помещение он должен пропустить вперед инвалидов, пожилых людей, женщин, старших по званию. Выходя из вагона или из машины, следует подать руку своей спутнице, помочь выйти пожилым людям и детям. В транспорте следует уступать место пожилым людям, женщинам, маленьким детям и старшим по званию.

Вывод: Таким образом, отличительными чертами сотрудника полиции в обществе должны быть доброжелательность, тактичность, высокое чувство собственного достоинства.

Вывод по теме: Работники органов внутренних дел, борясь с преступностью, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.

Тема 2.1.2.1 «История органов внутренних дел. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел»

Цели занятия:

1. Довести слушателям историю создания первых российских государственных учреждений внутренних дел; милиции Временного правительства; советской милиции и современной российской полиции.

2. Ознакомить слушателей со значением традиций и ритуалов в обществе и организацию проведения традиций и ритуалов в подразделениях ОВД.

Наши рекомендации