- Роль русского языка в современном российском обществе.
- Государственный язык, родной язык большинства граждан РФ, язык межнационального общения, язык науки и культуры.
- Знание языка и социальный статус личности. Способы поддержания высокого уровня грамотности в обществе.
- Орфографическая реформа 1918 г.
- Теория "трех штилей" М.Ломоносова.
- Язык и речь; языковая система, ее сложность и неоднородность.
- Язык как знаковая система.
- Слово и понятие; словарные и контекстуальные значения слов.
- Язык как многоуровневая система.
- Стилистические возможности различных уровней (выразительность фонетики, выразительность морфологических средств, выразительность синтаксиса, выразительность текстовой структуры).
- Слово как единица, функционирующая на синтаксическом и морфологическом уровнях.
- Текст как форма существования языка и источник сведений о языковой системе. Перлокуция (сверхзадача автора) и выбор автором стилистической доминанты текста.
- Организация связного текста: тема текста, сверхфразовые единства;
- Актуальное членение предложения и тема-рематическая структура текста; тема-рематическая структура текста и композиция текста;
- Разновидности речи.
- Функциональные стили речи.
- Звуки и буквы. Звуки речи и звуки языка. Фонетические нормы.
- Фонема и ее способность различать значимые единицы языка. Артикуляционная классификация звуков.
- Система фонем русского языка. Гласные и согласные.
- Различение ударных и безударных гласных. Гласные переднего и непереднего ряда; верхнего, среднего и нижнего подъема; огубленные и неогубленные.
- Классификация согласных по месту и способу образования; согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие.
- Особенности русского ударения.
- Интонация.
- Устная речь. Исследования в области русской разговорной речи; некоторые принципиальные особенности устной речи.
- Представление об орфоэпии.
- Орфоэпия и социум.
- Слова изменяемые и неизменяемые. Изменение формы слова в зависимости от его функций в предложении; окончание и основа;
- Грамматическое и лексическое значение слова. Слово (лексема) и словоформа; понятие парадигмы.
- Классификация морфем по их взаимному расположению в слове (префиксы, корни, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы);
- Особенности значения морфем различных классов; морфемы формообразующие и словообразующие.
- Основа в словообразовании: вычленение основы, основы производные и непроизводные; производящая основа.
- Способы словообразования; словообразовательная модель; продуктивные и непродуктивные модели; образование новых слов
- Слова с точки зрения морфологии. Классификация слов по способам изменения: изменяемые и неизменяемые, изменяемые – склоняемые и спрягаемые, склоняемые – изменяемые по числам и падежам и изменяемые по родам, числам и падежам.
- Понятие грамматической категории. Понятие части речи; его условность, неоднозначность членения множества слов на части речи. Особенности отдельных частей речи.
- Лексика – словарный состав языка. Слово как единица, связывающая морфологический и синтаксический уровни; системность лексики.
- Психологическая реальность слова; слово как ключ к вербальному мышлению. Фонетические, графические и смысловые ассоциации между словами;
- Синонимы; антонимы; контекстная синонимия и антонимия. Паронимы.
- Многозначность слов. Формирование у слова новых значений. Прямые и переносные значения; перенос значения по сходству и по смежности.
- Новые слова и трудности их употребления, семантика, трансформация значений, заимствования, изменение сферы употребления слов, сочетаемость с другими словами. Новая фразеология и ее использование, грамматические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы.
- Предложение, словосочетание, слово, словоформа как единицы синтаксического уровня.
- Простое предложение как основная синтаксическая единица.
- Слово и словоформа как единицы, функционирующие не только на синтаксическом, но и на морфологическом уровне.
- Проблема выделения сложного предложения как особой единицы синтаксического уровня.
- Представление о синтаксической связи и синтаксических отношениях. Примеры синтаксических отношений (предикативное, объектное, атрибутивное и др.).
- Два основных типа синтаксической связи: сочинение и подчинение.
- Единицы, синтаксически не связанные с предложением (вводные слова и конструкции, обращения).
- Сложные случаи пунктуации при вводных словах; объективные причины трудностей, возникающих при определении вводности слова.
- Союзный и бессоюзный способы выражения сочинительной связи. Типы сочинительных союзов.
- Сложности пунктуации при однородных членах. Повторяющиеся члены предложения и их отличие от однородных.
- Уточняющие и однородные члены предложения. Поясняющие союзы при однородных членах.
- Сочинительная связь между предложениями (сложносочиненные предложения).
- Подчинительная связь и иерархические отношения в предложении.
- Подчинительная связь между словами и словоформами и способы ее выражения (согласование, управление, примыкание).
- Способы выражения подчинительной связи между предложениями (союзы, союзные слова); особенности выражения подчинительной связи в косвенном вопросе.
- Сложности пунктуации в сложноподчиненном предложении.
- Бессоюзное предложение: неразличение сочинительной и подчинительной связи в большинстве типов.
- Функции порядка слов в русском языке. Порядок слов и актуальное членение; порядок слов и тонкости пунктуационного оформления определений.
- Особенности письменной речи (возможность обеспечения коммуникации при отсутствии контакта между коммуникантами во времени и/или пространстве, подготовленность, относительная долговечность и консерватизм, повышенная престижность, необходимость специального обучения носителя языка и др.).
- Письменная речь – коммуникация в отсутствие обратной связи и ситуативной привязки. Консерватизм письменной речи как гарантия ее понятности. Однозначность, полнота, неизбыточность, логическая связность, композиционная выстроенность и другие условия успешности письменной речи.
- Графика и орфография. Особенности русской графической системы.
- Орфография и пунктуация: нормализация письма в условиях расширения сферы применения письменной речи; престижность грамотного письма.
Наши рекомендации