Глава 3. психологическая работа с проблемой отвержения



в конце встречи и вспомнить, кто что называл или показывал. Это помогает обратить внимание всех участников друг на друга, научить их присматриваться и прислушиваться друг к другу. Этого навыка часто недостает ребятам, имеющим проблемы в общении.

Упражнения-обсуждения

Цель этих упражнений — дать возможность высказаться каж­дому ребенку, научить прислушиваться к мнению другого.

Можно предложить участнику рассказать, как бы он повел себя, если бы получил двойку, что бы делал, что думал. Можно разыграть ситуацию в виде сценки.

Темы для обсуждения и разыгрывания сценок:

—Что может исправить мое плохое настроение?

—Что меня злит в школе?

—Одноклассники не принимают в игру...

—Что можно подарить маме?

—Тебе не разрешают ...

—Торопишься по делам, а друг рассказывает что-то важное для него.

Следует дать высказаться каждому ребенку и, может быть, выработать общий ответ.

Упражнения-впечатления

Выполняя эти упражнения, ребенок сможет узнать, как вы­глядят со стороны его действия (услышать и критику, и поощ­рение).

«Приглядывание».Каждый получает карточку с именем одно­го из участников (важно проследить, чтобы не попалось соб­ственное имя). В течение занятия ребенок должен незаметно

приглядываться к тому участнику, чье имя ему досталось. А в конце занятия все по очереди изображают того, за кем наблю­дали (используя, например, характерный жест или часто повто­ряемое слово). Остальные должны догадаться — кто это.

Это упражнение помогает участникам самостоятельно вы­делить что-то особенное в товарище. Лучше проводить его в се­редине курса, когда ребята уже достаточно хорошо узнали друг друга.

«Подарок».Дети вытягивают карточки с именами участни­ков группы. Каждый должен придумать и написать, какое бы ка­чество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими.

«Поддержка».Получив карточки с именами, надо написать несколько поощряющих слов, похвалить за что-то доставшего­ся участника или пожелать ему что-то хорошее на каникулы.

Психолог сам раздает карточки и следит за тем, чтобы по­слания не были грубыми или обидными, чтобы не оставалось незаполненных писем. Пожелания можно писать анонимно. Выяснения отношений следует сразу же пресекать. При необхо­димости (например, дети не всегда правильно понимают смысл пожелания или критики) можно обсудить с ребенком после за­нятий полученное им послание. Это упражнение также лучше проводить в середине цикла занятий.

Упражнения-творчество

Эти упражнения дают возможность выразить себя, придумать что-то новое и интересное.

«Глина».Сидя в кругу, дети передают воображаемый кусок глины друг другу, слепив из него что-то; сосед должен угадать, что это. Психолог участвует в упражнении.



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ



«Море волнуется». Эта всем известная игра помогает рассла­биться, настроиться на доброжелательный лад. Психолог ведет игру, ребята изображают заданное.

«Превращение предмета».Водящий показывает с помощью пластиковой бутылки или надутого шарика действие с каким-либо предметом (например, причесывается), участники должны угадать, что за предмет изображается. Угадавший предлагает свое задание и т.д. Желательно, чтобы в роли водящего побывал каж­дый участник.

Особенности работы

В группе должно быть четное количество ребят: учеников младших классов — не более 6 человек (чтобы была возможность поддерживать дисциплину и работать с каждым), старшекласс­ников — 10-12 человек.

В некоторых упражнениях психологу необходимо участвовать постоянно в качестве организатора и направляющей силы. Иног­да бывает достаточно принять участие в игре или упражнении только на первых двух занятиях, затем ребята уже действуют са­мостоятельно.

Необходимо давать возможность каждому участнику порабо­тать со всеми — и симпатичными, и неприятными ему — парт­нерами. Начинать каждое занятие лучше с упражнений на зна­комство, затем переходить к подвижным играм или упражнениям на произвольность. После этого можно провести упражнение на совместную деятельность с обсуждением, а затем — разыгрыва­ние и обсуждение сценок, и наконец, предложить что-нибудь веселое, для всех приятное, позволяющее выразить себя.

Следует включать в занятия упражнения с мячом, так как для их выполнения участникам необходимо подстроиться друг под друга, «сыграться» (например, понять, что не следует кидать мяч

слишком сильно). Эти упражнения следует предварять срабаты­ванием — тренировочным перекидыванием мяча друг другу. Можно договориться, что если кто-то не поймал мяч, виноват кидавший — плохо кинул.

Обязательна обратная связь — каждый участник может дать оценку действиям другого — и покритиковать, и похвалить.

Такие занятия дают возможность непопулярному ребенку проявить себя, одноклассники видят его по-новому, в непривыч­ной, нестандартной ситуации и начинают относиться к нему более снисходительно и заинтересованно. Как правило, ребята ходят на занятия очень охотно.

Однако такая форма работы имеет свои минусы.

• Негативное отношение к занятиям некоторых родителей. Ярыми противниками занятий оказались родители именно тех детей, которые были склонны преследовать одноклассников. Их основной аргумент: «Вы хотите искусственно сдружить наших детей, мы против этой дружбы!»

• Отношение одноклассников к занимающимся детям как к избранным. Освобождение от уроков воспринималось ребятами как награда для избранных. При этом некоторые одноклассни­ки считали, что эта избранность незаслуженная, и это могло ухудшить отношения к участникам группы со стороны одно­классников. Лучше всего проводить подобные занятия с груп­пой ребят из параллельных классов со сходными проблемами, и не во время, а после уроков.

Кроме того, десяти встреч все же недостаточно, желательно работать с группой на протяжении хотя бы одного полугодия, а лучше — всего учебного года.

Существуют и другие формы групповой работы с отвергае­мыми детьми. Здесь я хотела бы привести пример совместной работы психологов и учителей со смешанной группой детей, в которую входят, помимо ребенка-аутсайдера, несколько его од-



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

ноклассников. Подобный опыт описан в книге немецких психодраматистов В. Холла и А. Айхингера «Психодрама в детском саду и школе»*.

Два психотерапевта совместно с учителем используют сим­волические игры, чтобы помочь детям, оказавшимся в классе аутсайдерами, сделать первые шаги на пути преодоления этой ситуации. Игра проводится с небольшой группой детей, в кото­рую входят: мальчик, отвергаемый одноклассниками, основные егопреследователи и несколько детей, относящихся к нему доб­рожелательно или нейтрально. Ниже приводится описание та­кой игры от лица одного из психотерапевтов — А. Айхингера.

Наши рекомендации