Современные представления в антропологии. Сомнения в стадиальной гипотезе антропогенеза
1979 г.Опубликована концепция дестабилизирующего отбора, разработанная академиком Д.К.Беляевым (1917-1985). Концепция является результатом более чем тридцатилетнего эксперимента по доместикации лисиц, явившегося по существу моделью эволюционного процесса. Основные положения этой теории следующие. Условия стресса приводят к дестабилизации регуляции онтогенеза, вскрывают заторможенные пласты изменчивости, активируют фонд скрытых потенций организма. Действие стресса проявляется также в канализации формообразования (для высших позвоночных — в усилении фетализации). Коррелированный ответ организма на стресс характеризуется вскрытием новых источников эво-люционно значимой изменчивости, направленностью и высокой скоростью изменений. Эта форма отбора особенно существенна для видов с повышенной ролью центральных координационных регуляторов. Для приматов, в особенности линии гоминид, эта форма отбора является ведущей.
1982 г.На берегу р. Лены в 140 км. выше Якутска в устье ручья Диринг-Юрях было найдено четыре погребения. Находка стала началом исследования стоянки Диринг, относящейся к нижнему палеолиту и являющейся наиболее древней во всей Евразии. Возраст ее не моложе 1.8 млн. лет (по разным данным 3.2-2.5 или 2.5-1.8 млн. лет). Стоянка расположена на 61°12' северной широты, на 105-метровой речной террасе эоп-лейстоценового возраста. К 1984 году здесь было найдено до 2000 изделий, сходных с изделиями из Олдувая. По палеоклиматическим данным — климат здесь был не теплее современного климата Якутии, но покровных
оледенений не было. Стоянка исследуется Ю.А.Мочановым. Находки стоянки Диринг являются аргументом в пользу азиатской внетропической прародины человека. Но нахождение дошелльских орудий в таких высоких широтах беспрецедентно и ломает все прежние устоявшиеся представления. Косвенно могут подтвердить возможность сапиентации гоминид на территории Якутии следующие соображения:
1. два вида приматов — берберийские и японские макаки легко переносят холодные зимы;
2. по гипотезе Д.К.Беляева о дестабилизирующем отборе, как основном факторе эволюции гоминид, подтвержденной данными С.Резерфорд и С.Лундквист (см. 1.2), экстремальные условия являются основным стимулом видообразования;
3. безволосость человека могла возникнуть не только в жарком климате, но и вследствие ношения одежды;
4. предположение о существовании древней земли Арктиды в Северном Ледовитом океане допускает возможность миграции видов с нее на материк. Решение этой проблемы — дело будущего.
В Африке, в районе Олдувая найден череп из Ндуту возрастом от 200 до 400 тысяч лет; изучался Ле Гро Кларком. В 1990 году он был квалифицирован как архаичный, но с яркими сапиентными особенностями.
1983 г. Ричард Лики и Кемеу Кимеа обнаружили в Нариокотоме, на западном берегу озера Туркана скелет архантропа возрастом 1 млн. 600 тыс лет. Эта находка — еще один аргумент в пользу африканской гипотезы происхождения гоминид и африканского центра сапиентации.
1992 г. Организован Институт Человека Российской Академии Наук. Его задача — комплексное междисциплинарное исследование целостного человека. Ведущая концепция — гуманистическая, человек рассматривается как биосоциальное существо, в котором органично соединяются биологические, социальные и нравственно-духовные моменты. Ключевые направления работ института следующие:
1. методология междисциплинарных комплексных исследований человека;
2. оценка форм и способов взаимодействия человека с окружающей средой, роль природных и генетических факторов в его историческом и индивидуальном развитии;
3. социология человека, становление его исторического, социального и психологического сознания.
В последнем десятилетии XXвека стадиальная концепция антропогенеза, сложившаяся на основе теории Дарвина и подтверждавшаяся палео-антропологическими находками вплоть до 1960 года, до нахождения Homo habilis как "недостающего звена", стала восприниматься как "плоский однолинейный эволюционизм", не отражающий действительности. Была проведена ревизия не вполне ясных и последних по времени находок гоминид из Африки и Азии с уточнением их возраста. Обращение именно к африканским и азиатским материалам связано, во-первых, со все более укрепляющейся гипотезой африканского происхождения гоминид и Африки как центра сапиентации, во-вторых, с существованием азиатской гипотезы центра сапиентации.
Из африканских материалов были проанализированы находки Л.Лики 1932 года с побережья озера Виктория — фрагмент челюсти из Канама и фрагменты пяти черепов, бедренная кость и каменные орудия из Канд-жеры. Относительный возраст канамской челюсти — 1.9 млн. лет, материалов из Канджеры — 400-700 тысяч лет. Строение черепов и челюсти близки современным. Таксономический ранг этих находок считался неопределенным. В настоящее время можно признать их принадлежность к архаичному Homo sapiens.
Из рассмотренных азиатских материалов имеют значение следующие китайские находки. Находка 1985 года Цю Джонлана из пещеры Яньхэ близ города Тунцзы (провинция Гуйчжоу) — зубы человека, относимые к Homo sapiens, имеют относительный возраст — середина среднего плейстоцена. К этому же периоду относятся находки 1956 года из местности Маба (южнокитайская провинция Гуандун) — Homo sapiens с неандерта-лоидными чертами — из Лондонг, провинция Хубэй — верхняя челюсть Homo sapiens, а также находка 1958 года Гуанен-Чжуан, Южный Китай, пещера Люцзян — относительно полный скелет анатомически идентичный современному человеку. Морфологически определяется как человек разумный находка из Дали, провинция Шэньси, относящийся к началу среднего плейстоцена (более древний, чем архантроп из Чжоукоутянь). Находка зубов примитивного архантропа, орудий, сходных с олдувайски-ми, и следов золы из Юаньмоу, провинция Юньнань, датируется 1.6-1.8 млн. лет. Эти материалы можно рассматривать и как свидетельства независимого от африканского появления арханторпа.
И, наконец, находка Цзя Ланьпо 1960 года в Сихудью, северная провинция Шэньси, содержала орудия возрастом 1.8 млн. лет, разрубленные кости и следы огня. Таким образом, на протяжении всего плейстоцена сосуществовали люди современного морфологического типа и предшествовавшие им формы: примитивный прямоходячий человек из Ланьтяня, более развитый архантроп из Чжоукоутянь и люди из Тунцзы, Дали, Лондонг, Люцзян, относящиеся к подвиду Homo sapiens — в Китае, архаичный разумный человек из Канама и Канджеры, архантроп из Нариокотоме и Homo habilis — в Африке (А.П.Деревянко с соавторами, 1994).
На основании перечисленных данных и ряда других фактов была сформулирована новая гипотеза антропогенеза, состоящая из следующих положений:
1. Эволюционная хронологическая последовательность форм не является обязательной. Это говорит о том, что эволюция человека носит скорее сетчатый характер, чем филетический или строго дивергентный.
2. В Азии не находят австралопитеков и Homo habilis, но имеется много находок питекантропа, характеризующихся широкой изменчивостью. Это дает основание предполагать очень раннюю — в нижнем плейсто цене — миграцию архантропов в Азию и формирование двух параллельных линий эволюции Homo erectus и двух очагов сапиентации, причем азиатский очаг более продуктивен в отношении дальнейшего расселения, чем
африканский.
3. Анализ идентичности митохондриальной ДНК неандертальца и человека разумного показал отсутствие родственной преемственности
46______________________________АНТРОПОЛОГИЯ
между этими двумя подвидами. Таким образом, неандертальца следует относить не к предшественникам человека разумного, а к боковой ветви, существовавшей частично одновременно с ним.
4. Стадиальная гипотеза антропогенеза постулировала соответствие уровня развития культуры уровню развития человека — ее создателя. Находки Сен-Сезар (Франция), где орудия шательперрон были найдены вместе с останками неандертальца, и амудийская культура (преориньяк), перекрытая слоями мустье в Передней Азии, опровергают это положение.
Новая концепция указывает на значительно большую сложность антропогенеза, чем это было принято считать до сих пор, но по-видимому, классические положения теории Дарвина так же, как трудовая теория са-пиентации Энгельса остаются в силе.
Резюме
Представление о генетической связи человека с животным миром сложилось еще в античности. Позже, вплоть до середины XIX века, разумные представления отдельных ученых и философов соседствовали с суевериями и неприятием самой мысли о древности человека и его эволюционном развитии. Учение Ч.Дарвина изменило ситуацию и эволюционная идея стала господствующей в науке. Накопление археологических находок привело к утверждению стадиальной гипотезы эволюции человека. Однако, открытия последних десятилей XX века ставят под сомнение прямолинейный эволюционизм предшествующего периода. Предполагается, что эволюция шла значительно более сложным путем.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы представления о человеке и его эволюции в античности?
2. Представления о происхождении человека в XVIII — первой половине XIX века.
3. Основные положения учения Ч.Дарвина.
4. Развитие учения Ч.Дарвина. Формирование современной теории эволюции.
5. Наиболее значимые антропологические находки XIX-XX веков.
6. Работы по изучению духовной культуры племенных обществ (от Ф.Боаса до современности).
7. Вклад зарубежных и русских психологов в развитие антропологии (от В.Вундта до современности).
8. Опыт построения теории первобытного мышления (Э.Тайлор, Э.Ле-ви-Брюль, К.Леви-Строс).
9. Формирование социальной и культурной антропологии. Первые исследование человеческой семьи.
10. Сложности и проблемы современного этапа развития антропологии.