Объем кратковременной памяти (количество запоминаемых символов) при мономодальном и полимодальном предъявлениях информации
Однако положительный эффект дублирования проявляется далеко не во всех случаях. Так, при решении оператором сложных задач, особенно если он не имеет достаточной тренировки, дублирование сигналов может вызвать дополнительные трудности в работе. Аналогично если необходимая для решения задачи информация обеспечивается полностью работой одного из анализаторов, то подключение другого или ничего не дает для улучшения результатов работы, или даже ухудшает их [93].
Другим способом использования полимодальных сигналов является распределение поступающей к оператору информации между различными анализаторами. Поскольку большую часть информации оператор получает с помощью зрения, то распределение информации является одним из способов предотвращения перегрузки зрительного анализатора. Однако при этом нужно учитывать возможности каждого из анализаторов.
Слух имеет преимущества в приеме непрерывных сигналов, зрение — в приеме дискретных. Время реакции на слух короче, чем на свет, однако самая короткая реакция — на тактильный (кожный) раздражитель. Это свойство осязания можно использовать для подачи сигналов, требующих экстренных действий (например, сигналов опасности). Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию находясь на расстоянии от источника, а тактильный — при непосредственном воздействии (прикосновении). Более подробные сведения по возможности использования различных анализаторов при решении тех или иных задач оператором приведены в работе [15]. Распределение информации является основой для построения полисенсорных (полимодальных) информационных моделей [183].
Исследованиями установлено, что распределение информации является хорошим средством повышения эффективности ее приема. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, за счет повышения общего функционального состояния анализаторов и активизации нервной системы, так как полимодальная система приема информации позволяет подавать (в сумме) сигналы большей интенсивности, чем мономодальная; во-вторых, вследствие повышения информационной пропускной способности оператора, поскольку человек во многих случаях способен одновременно (параллельно) перерабатывать информацию, поступающую к разным анализаторам. И хотя при этом пропускная способность каждого из анализаторов несколько снижается по сравнению с приемом мономодальных сигналов, общая пропускная способность всей анализаторной системы увеличивается. Так, при распределении информации одновременно между тремя анализаторами (зрение, слух, осязание) возможно почти двукратное увеличение пропускной способности по сравнению с мономодальным предъявлением.
И наконец, еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их переключение с одной модальности на другую. В отличие от предыдущего в данном случае различные анализаторные системы работают не параллельно, а последовательно. Данный способ может применяться для борьбы с развивающимся утомлением (зрительным или слуховым), возникающим в результате длительной или напряженной работы. При таком переключении показатели функций, активных в данной деятельности, понижаются, а неактивных, наоборот, повышаются. Переключение модальности сигналов следует производить при первых признаках утомления работающего анализатора. В проведенных 3 — 6 — 7-часовых опытах, в которых информация подавалась оператору поочередно по зрительному, слуховому и тактильному каналам, получено увеличение продуктивности работы оператора на 30 — 40% по сравнению с предъявлением той же информации только по зрительному каналу [140].
Таким образом, изучение относительной роли и последовательности включения анализаторов в деятельность по приему сигналов является предпосылкой эффективной разработки средств отображения. Одновременно с этим учет особенностей взаимодействия анализаторов необходим для определения методов обучения операторов и конструирования учебной техники.
Глава XII. ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ODEPATOPOM
12.1. Процессы памяти
Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе ее анализирует и преобразует. В процессах переработки информации решающая роль принадлежит памяти и мышлению.
В деятельности человека, управляющего машинами по приборам, в том или ином виде проявляются все основные формы памяти: кратковременная (непосредственная, или иконическая, и оперативная) и долговременная. формы памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течение секунды и минуты, долговременная — в течение дня, месяца, года.
Кратковременная память подразделяется на непосредственную (иконическую) и оперативную. В непосредственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго: всего несколько секунд. Непосредственное запоминание — это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти — сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.
Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой «человек— машина», и от структуры деятельности оператора. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее «сбрасывания», т. е. исключения информации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.
Объем оперативной памяти определяется не количеством сохраняемой информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания.
Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством принимаемой информации [119].
Кратковременная и долговременная память имеют различные функции в организации поведения. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.
С учетом всего сказанного может быть представлена так называемая трехкомпонентная модель памяти (рис. 12.1). Согласно этой модели, информация из внешней среды попадает сначала в сенсорные регистры (непосредственную память). Здесь она хранится не более секунды в форме очень полного описания физических сигналов в том виде, в котором они были преобразованы на уровне органов чувств, без последующего перекодирования. Затем информация либо угасает, либо переводится в оперативную память, где хранится десятки секунд в форме амодального вербально-акустического кода. Длительность сохранения зависит от активных процессов управления — проговаривания, перекодирования, выбора способа запоминания и т. д. В долговременной памяти объем неограничен; информация в ней представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже постоянно. Основные характеристики различных блоков памяти приведены в табл. 12.1 [16].
Рис. 12.1. Схема трехкомпонентной модели памяти.
Таблица 12.1