Количество правильных ответов в каждой подгруппе испытуемых с различным объемом кратковременной памяти

(каждое значение вычислено по 100 пробам)

Условия НП Значение показателя теста на КП
меньше 6 больше 9
Группа 2 (свободное прослушивание)
Группа 1 (попарное прослушивание)

Задание 7. Влияние семантических признаков на избирательность восприятия речевых сообщений

Тема задания

В задании обсуждаются проблемы планирования так называемых «чистых» экспериментов, которые являются идеальным образцом проведения лабораторных экспериментов. В этой связи рассматриваются типы сопутствующих смешений единичной независимой переменной с побочными переменными: естественное смешение и искусственное смешение, а также различные способы контроля этих видов смешений. Детально рассматривается один из способов контроля естественного сопутствующего смешения – использование расширенной переменной.

Введение

Эксперименты Д. Бродбента и его модель перцептивного внимания послужили основой для разработки более точных представлений о механизмах избирательности восприятия. В частности, гипотеза Д. Бродбента о том, что избирательность слухового восприятия речевых сообщений обеспечивается механизмом фильтрации характеристик речи, была подвергнута более тщательной экспериментальной проверке в исследованиях А. Трейсман, которая обратила внимание на тот факт, что в экспериментах Д. Бродбента варьировались лишь физические характеристики речи. Гипотеза о том, что информация фильтруется только на основе физических признаков, выглядела малоубедительной, поскольку экспериментально не исследовалась значимость влияния каких–либо других характеристик речи на перцептивный выбор.

В частности, А. Трейсман выдвинула гипотезу, в соответствии с которой избирательность слухового восприятия речевых сообщений может обеспечиваться механизмом фильтрации не только физических, но и семантических характеристик речи. При экспериментальной проверке данной гипотезы перед автором возникла проблема выделения семантических характеристик речи в качестве единичной независимой переменной, поскольку в речи эти характеристики естественным образом связаны с физическими. Решение этой проблемы было осуществлено с помощью специальной организации предъявления стимульного материала. Испытуемым дихотически предъявлялись отрывки из рассказов и тексты с различным порядком приближения к естественному языку. Тексты читались одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Испытуемые должны были «вторить» сообщению, передаваемому по одному из физических каналов. В какой–то момент направление звучания текстов менялось. Тот текст, который раньше предъявлялся из правого наушника, переключался на левый наушник и наоборот.

Оказалось, что в большинстве случаев испытуемые после «перекреста» сообщений вопреки инструкции повторяли отдельное слово или словосочетание из нерелевантного канала, которое по контексту являлось продолжением релевантного. Затем они вновь возвращались к повторению релевантного сообщения. Этот феномен наблюдался только в тех случаях, когда производился «перекрест» осмысленных, семантически связанных текстов. Полученные результаты позволили А. Трейсман выдвинуть возражения против модели Бродбента. По мнению автора, если бы фильтр полностью блокировал прохождение нерелевантной информации во время восприятия релевантной, то ее опознание было бы в принципе невозможно. На основании этих результатов А. Трейсман выдвинула новую гипотезу о механизме избирательности. Она предположила, что нерелевантная информация не отвергается на фильтре полностью, а проходит через него и лишь ослабляется. Эта ослабленная информация может быть опознана испытуемым, если совпадает по контексту с содержанием релевантного сообщения. Следовательно, разделение каналов информации происходит уже после прохождения фильтра на основе анализа не только физических, но и семантических характеристик речи.

Цель задания – проверка предположения А. Трейсман о том, что избирательность слухового восприятия речевых сообщений осуществляется на основе анализа не только физических, но также и семантических признаков. Соответствующие формулировки экспериментальной гипотезы (ЭГ) и контргипотезы (КГ) студенты должны предложить самостоятельно.

Планирование эксперимента

Для проверки ЭГ по отношению к КГ необходимо проконтролировать сопутствующее смешение семантических характеристик речи, выступающих в качестве независимой переменной, с физическими признаками речи – дополнительной переменной. Поскольку семантические характеристики речи невозможно предъявлять отдельно от физических, то необходимо ввести расширенную переменную, которая состоит в сходстве физических признаков предъявляемых сообщений, при этом достаточно использования двух условий независимой переменной: семантического сходства предъявляемых речевых сообщений и их семантического различия.

Схема контроля сопутствующего смешения показана в табл. 1.

Схема смешения

Расширенная переменная Независимая переменная
  Различие семантических характеристик сообщений Сходство семантических характеристик сообщений
Сходство физических характеристик сообщений Экспериментальное условие Контрольное условие
       

В качестве зависимой переменной можно использовать показатель продуктивности восприятия. Для проверки гипотез может быть использована любая из основных экспериментальных схем – интраиндивидуальная, кроссиндивидуальная и межгрупповая, однако предпочтительнее межгрупповая схема, поскольку она позволяет избежать проблем контроля факторов времени и задачи, эффектов последовательности и ряда, а также требует меньшего количества проб.

Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемого.Испытуемых случайным образом делят на две группы. Обеим группам со стереомагнитофона предъявляются два сообщения, произносимые одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Одно сообщение представляет собой отрывок из газетного текста, другое – афоризм. Одной группе (контрольной) на правое ухо читается только газетный текст, а на левое – только афоризм. Другой группе (экспериментальной) предъявляются те же самые тексты с той лишь разницей, что в середине предложений каналы предъявления этих сообщений переключаются: продолжение текста, предъявляемого до этого момента из правого наушника, подается на левый и наоборот.

Перед началом текста дается предупредительная команда «Внимание!».

Инструкция испытуемому:«В этом эксперименте Вам будут одновременно предъявлены два текста. Из правого наушника Вы будете слышать один текст, из левого – другой. Ваша задача заключается в том, чтобы внимательно слушать текст, передаваемый из правого наушника, и как можно быстрее и точнее его повторять. Перед началом пробы Вам будет предъявлена предупредительная команда "Внимание!"».

Процедура и план эксперимента.В данном эксперименте варьируются два условия независимой переменной: наличие и отсутствие семантической связанности речевого сообщения, передаваемого по релевантному каналу. Нарушение семантической связанности сообщений достигается с помощью процедуры «перекреста». Расширенной переменной является сходство физических признаков релевантного сообщения до и после «перекреста». Это достигается тем, что тексты читаются одним и тем же диктором с одинаковой громкостью.

Эксперимент проводится по межгрупповой схеме. Используется случайная стратегия разбиения испытуемых на две группы.

Контроль сопутствующего смешения осуществляется по следующей схеме (табл. 2), где в качестве зависимой переменной используются ошибки воспроизведения испытуемыми релевантного канала: повторение информации, предъявляемой по нерелевантному каналу.

Схема эксперимента

Расширенная переменная Независимая переменная
Сходство физических признаков релевантного сообщения: один и тот же диктор, одинаковая громкость Нарушение семантической связанности релевантного сообщения: процедура «перекреста» Семантическая связанность релевантного сообщения не нарушена: «перекрест» отсутствует
Условие Экспериментальное Контрольное
       

Контроль фактора задачи обеспечивается предъявлением обеим группам испытуемых одних и тех же текстов. В ходе эксперимента речевые ответы испытуемых записываются на магнитофон.

Перед началом эксперимента осуществляется предварительная тренировка испытуемых. Им предъявляется на правое ухо небольшой отрывок из газеты и предлагается научиться слушать и как можно быстрее повторять сообщение диктора. В процессе тренировки необходимо добиться безошибочного повторения и максимально возможного сокращения времени запаздывания между слушанием и воспроизведением.

Обработка результатов

1. Переписать речевые ответы всех испытуемых в общий протокол (форма протокола дана в Приложении).

2. Подчеркнуть ошибки воспроизведения испытуемыми релевантного канала, выражающиеся в повторении отдельных слов, слогов или целых фраз нерелевантного канала.

3. Подсчитать количество проб, в которых наблюдались указанные ошибки, отдельно для экспериментальной и контрольной групп.

4. Оценить статистически значимость различий вероятностей ошибочных проб в экспериментальной и контрольной группах, используя стандартный критерий оценки значимости различий по наблюдаемым вероятностям.

Обсуждение результатов

1. На основании результатов, представленных в протоколе, и данных статистической обработки сделать вывод о возможности принятия или отвержения проверяемой гипотезы. Предложить иные возможные гипотезы для интерпретации полученных результатов.

2. На основании анализа методики эксперимента оценить степень ее адекватности для контроля сопутствующего смешения. Разработать другой возможный конкретный вариант контроля сопутствующего смешения для проверки сформулированных гипотез.

Ввыводахследует кратко сформулировать оценку валидности эксперимента и принимаемую гипотезу (ЭГ или КГ).

Контрольные вопросы

1. Как построен эксперимент с целью проверки теоретической гипотезы А. Трейсман?

2. В чем заключается методика проведения задания?

3. Как осуществляются статистические выводы относительно P1 – Р2 при независимых выборках?

4. Чем отличаются понятия чистого и лабораторного эксперимента?

5. Каковы могут быть типы смешений единичной независимой переменной с сопутствующими переменными?

6. В чем заключаются способы контроля сопутствующего смешения?

Литература: 18,с. 295–297; 20, с. 190–218; 33, с. 210–212.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол опыта

Экспериментальная группа Контрольная группа
№ исп. Речевые ответы № исп. Речевые ответы
… … n1     … … n2    
  Количество ошибок   Количество ошибок

Задание 8. Константность восприятия величины. Зависимость от условий наблюдения и установки наблюдателя

Тема задания

В задании рассматривается планирование двухфакторного эксперимента с интраиндивидуальной схемой сравнения экспериментальных условий. Вводится представление и проводится анализ основных результатов действия экспериментальных условий и взаимодействий.

Введение

Под константностью восприятия принято понимать относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов и явлений внешнего мира при существенных различиях в условиях их восприятия. Наиболее изученными видами константности являются константность восприятия величины, формы, цвета предметов и освещенности. Константность восприятия величины проявляется в том, что видимая величина предмета сохраняется относительно постоянной при удалении его от наблюдателя. Иначе говоря, если при измененности свойств (например, величины) предмета – так называемый дистальный стимул – увеличивается его расстояние от наблюдателя, то величина его ретинального изображения – так называемый проксимальный стимул – согласно известному оптическому закону перспективы уменьшается пропорционально расстоянию. Видимая же (феноменальная) величина уменьшается лишь незначительно, если вообще уменьшается, что свидетельствует о том, что величина проекции на сетчатке является необходимым, но не единственным компонентом проксимальной стимуляции. Решающую роль играют наглядно данные, доступные наблюдению условия расположения предмета в пространстве.

Простым подтверждением этого служит закон Эммерта: видимая величина последовательного образа растет пропорционально увеличению расстояния от наблюдателя до поверхности, на которую проецируется послеобраз.

Информацию об удаленности воспринимаемого предмета человек получает от зрительной системы, а также окуломоторной системы и цилиарных мышц глаза. Зрительными признаками удаленности являются характер и степень двоения изображений при бинокулярном зрении, двигательный параллакс, наложение или перекрытие ближним предметом дальнего, тени, воздушная и линейная перспективы: градиенты текстуры, а также знание истинного размера предмета. Незрительными признаками расстояния до воспринимаемого предмета являются угол конвергенции глаз и аккомодация хрусталика.

Один из исследовательских приемов, обычно используемых при изучении роли и «веса» этих признаков в обеспечении константности восприятия величины, состоит в создании таких условий наблюдения, при которых они полностью или частично редуцированы. В отношении зрительных признаков это достигается использованием редуцирующего экрана или трубы, существенно ограничивающих видимый фон, путем полного устранения всех признаков глубины при предъявлении светящихся предметов в темноте и т.д. (см., например, данные Холуэя и Боринга в кн.: Стивенс С., 1963). Влияние незрительных признаков уменьшается при монокулярном наблюдении и использовании искусственного зрачка. Чем меньше информации о местоположении предмета в пространстве получает человек, тем менее константно его восприятие.

Кроме условий наблюдения на величину константности восприятия влияет ряд других факторов: прошлый перцептивный опыт внесения «поправок» на удаленность рассматриваемого предмета (например, посредством «бессознательных умозаключений» согласно теории Г. Гельмгольца), знание реальных размеров предмета, а также то, как понимает свою задачу испытуемый в опыте по измерению константности.

Известны экспериментальные данные о влиянии последнего фактора на оценку величины удаленного предмета [Бейн, 1948; Волков, 1948]. Степень константности оказывалась меньшей, когда испытуемый старался оценить величину предмета по первому своему впечатлению. Коэффициент константности значимо возрастал, если испытуемый принимал задачу оценивать размер предмета, учитывая перспективное уменьшение его величины при удалении от наблюдателя. В этих условиях испытуемые иногда вводили слишком большие «поправки» на удаленность и тогда имела место сверхконстантность, т.е. из двух предметов одинакового размера большим по величине оценивался более удаленный предмет. Эти факты были получены в естественных условиях наблюдения.

Данные о сверхконстантности были получены также в исследовании, где применялось удаление эталонного объекта на очень большое (≥ 240 м) расстояние от наблюдателя. Некоторые исследователи рассматривают факт сверхконстантности только как артефакт эксперимента [Рок, 1980]. Однако опыты с инструкцией испытуемому оценивать реальный размер предмета демонстрируют действие крайней из возможных его установок при выборе критерия, которым пользуется человек в процессе принятия решения об ответе. Согласно современным представлениям, любой изучаемый в психофизическом эксперименте процесс содержит, помимо собственно перцептивной стадии, еще и стадии принятия решения и формирования ответной реакции. В ходе решения испытуемый сравнивает актуальное впечатление с хранящимся и с принятым в качестве критерия перцептивным образом и действует согласно определенному правилу: отвечать «Да (больше)», если актуальное впечатление превышает критерий, и «Нет (меньше)», если оно не достигает критерия. Выбор критерия определяется рядом ситуативных и ценностно–мотивационных моментов. В любом психологическом эксперименте, где в качестве зависимой переменной используются произвольно контролируемые (вербальные или двигательные) ответы испытуемого, имеет место стадия решения и, следовательно установка испытуемого при выборе критерия может оказывать влияние на зависимую переменную, т.е. приводить к смешению с независимой переменной. Поэтому желательно эксперименты по изучению свойств константности восприятия строить с учетом этого фактора.

Цель задания – изучение влияния действия и взаимодействия условий наблюдения и установки наблюдателя на степень константности восприятия величины предмета. О характере влияния установки наблюдателя на оценку константности восприятия при бинокулярном восприятии можно судить по упомянутым выше исследованиям Бейн и Волкова. Открытым остается вопрос, может ли быть однозначным образом реализована установка испытуемого вносить «поправку» на удаленность объекта при оценке его величины в случае редукции условий наблюдения. Иначе говоря, является ли обязательной для реализации данной установки опора на видимые «знаки» удаленности предмета. Можно ожидать, что дефицит такой информации полностью или частично нивелирует влияние этой установки на константность восприятия величины.

Итак, предлагается проверить следующую экспериментальную гипотезу, степень константности восприятия величины: 1) снижается при ограничении – редукции условий наблюдения; 2) в случае принятия испытуемым установки учитывать в ответе уменьшение видимого размера предмета при его удалении (согласно закону линейной перспективы) заметно больше возрастает в естественных условиях наблюдения по сравнению с редуцированными. Студенты самостоятельно должны определить вид предполагаемого взаимодействия факторов «установка условия наблюдения».

Планирование эксперимента

Факторный эксперимент является наиболее экономным способом проверки указанной выше гипотезы и единственно возможным для выяснения взаимодействия факторов.

В эксперименте используются две независимые переменные (НП) – условие наблюдения и установка испытуемого – по два уровня каждой, т.е. план 2x2. Обе НП качественного типа: условия наблюдения либо ничем не отличаются от естественных, либо искусственно введены сильные ограничения возможности восприятия удаленности объекта наблюдения; испытуемому дается установка либо на оценку видимой величины объекта по первому впечатлению, либо на оценку с учетом уменьшения его видимой величины за счет удаленности от наблюдателя. В качестве зависимой переменной (ЗП) используется принятый показатель константности – коэффициент константности, вычисляемый по формуле Брунсвика на основе вербальных ответов испытуемого.

Наиболее адекватной представляется интраиндивидуальная экспериментальная схема, поскольку индивидуальные различия коэффициента константности по абсолютной величине достаточно велики, а изучаемая зависимость имеет, по–видимому, надиндивидуальный характер. Межгрупповая схема менее пригодна по той причине, что для подбора 4 эквивалентных групп для эксперимента 2x2 при большом разбросе индивидуальных значений коэффициента константности потребуется, во–первых, большая выборка, для которой численность лабораторной группы студентов (10–12 чел.) скорее всего будет недостаточна, и, во–вторых, предварительное определение величины константности у каждого испытуемого.

Для устранения несистематического смешения и повышения надежности эксперимента достаточно увеличить число повторений каждого условия. Необходимое число повторений растет с увеличением вариабельности значения коэффициента константности. Для увеличения надежности вывода об экспериментальной гипотезе по эксперименту в целом индивидуальные значения ЗП присоединяются к групповым данным и далее сравниваются средние значения ЗП по четырем экспериментальным условиям.

Из факторов, приводящих к систематическому смешению, в данном случае имеет значение только фактор последовательности предъявления условий НП. Очевидно, что в нашем случае при определении характера последовательности нужно учитывать только изменение (накопление) перцептивного опыта от пробы к пробе и возможное развитие утомления к концу опыта. Эффект переноса, как показывают предварительные опыты, однороден и симметричен. В силу этого представляется приемлемой позиционно уравненная последовательность из 4 условий вида АБВГГБВААБВГ... и т.д.

Поскольку установка на тот или иной тип оценки размеров объекта задается инструкцией, для обеспечения операциональной валидности эксперимента очень важно принять необходимые меры для того, чтобы испытуемый хорошо понял инструкцию и активно изменял установку по ходу работы при следовании задаваемой экспериментатором схеме условий, сочетающих оба фактора («установки» ´ «условия»).

Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемого.В качестве эталонного объекта предъявляется квадрат со стороной 5 см, находящийся на расстоянии 2 м от испытуемого в центре большого квадратного экрана со стороной 100 см. Сравниваемые с ним квадраты предъявляются в центре такого же экрана, удаленного на расстояние 6–9 м. Размер стороны квадратов варьирует от 2,5 до 8,0 см с шагом через 0,5 см.

Испытуемому предъявляются для сравнения два стимульных объекта: эталон, дистанция наблюдения которого не изменена в течение опыта, и сравниваемый объект, который имеет переменную величину и размещается на более далеком расстоянии от наблюдателя. Его задача – подобрать кажущийся равным эталону размер сравниваемого объекта. Обычно он определяется в ряду сравниваемых квадратов как то значение, которое соответствует точке субъективного равенства (TCP). Измерение производится одним из пороговых психофизических методов.

Процедура и план эксперимента.Наблюдение в естественных условиях осуществляется испытуемым бинокулярно в хорошо освещенном помещении. Искусственное ограничение условий восприятия удаленности сравниваемых с эталоном квадратов осуществляется с помощью наблюдения через трубки, вставленные в ширму–экран под таким углом, чтобы эталон был виден в одну из трубок, а сравниваемый с ним квадрат – в другую. Длина трубок подобрана таким образом, чтобы объект был виден в небольшом фоновом окружении. Голова испытуемого фиксируется на подбороднике.

В данном случае для получения значений ЗП из психофизических методик наиболее удобен метод границ, поскольку он позволяет быстрее определить TCP и характеризуется меньшей вариабельностью пороговых величин. Последнее обстоятельство особенно существенно при определении константности в условиях ограничения наблюдения из–за естественного роста вариабельности ответов. Стимульная последовательность предъявляется в соответствии с требованиями метода границ. Следует обратить внимание на варьирование начального отдельного объекта как в восходящих, так и нисходящих рядах. На каждое условие НП должно быть определено не менее 4 TCP (а значит, не менее 8 рядов переменных стимулов).

Инструкция А испытуемому:«Ваша голова не должна сдвигаться с подбородника. Проба начинается по сигналу "Внимание!". Вы открываете глаза и смотрите на эталонный квадрат – на ближнем экране и переменный – на дальнем экране и сообщаете, "больше", "равен" или "меньше" кажется вам переменный квадрат. После ответа закрываете глаза».

Инструкция Б:«Ваша задача остается той же. Отличие состоит только в том, что вы по сигналу "Внимание!" теперь смотрите сначала в одну, потом в другую трубку, чтобы увидеть эталонный и переменный квадраты».

Инструкция В:«Ваша задача состоит в том, чтобы, открыв глаза по сигналу "Внимание!" и посмотрев через трубки на эталонный и переменный квадраты, оценить реальную величину квадрата в тех же категориях, учитывая, что при удалении предмета его видимый размер уменьшается».

Инструкция Г:«Ваша задача остается той же, но смотреть Вы можете не через трубки».

Смена условий НП происходит по схеме позиционно уравненной последовательности.

Студенты работают по двое: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор предъявляет стимульные объекты и ведет протокол, который должен быть заготовлен заранее, до сдачи допуска к отработке задания. После проведения опыта испытуемый пишет самоотчет, в котором отмечает, какими признаками он пользовался при сравнении эталонного и переменного стимулов, в каком отношении для него отличались четыре ситуации эксперимента, в чем выражались специфические трудности при ограничении условий наблюдения, как менялось самочувствие в ходе опыта.

Обработка результатов

1. Для усредненного значения TCP в каждом из условий НП вычислить коэффициент константности восприятия по уравнению Брунсвика:

Количество правильных ответов в каждой подгруппе испытуемых с различным объемом кратковременной памяти - student2.ru

где В – видимая величина сравниваемого объекта, кажущаяся равной эталону; Р – реальная величина эталона; П – проекционная величина, соответствующая величине ретинального изображения – сетча–точной проекции эталона на том расстоянии от наблюдателя, на котором находится сравниваемый объект.

На рис. 19 представлена величина эталонного объекта на расстоянии Д1от наблюдателя; Р1 – величина ретинального изображения и соответствующая ему величина проекции (П)на дистанции наблюдения сравниваемого объекта (Д2). Испытуемый подравнивает к эталону размером Р сравниваемый объект размером В. Если бы испытуемый подобрал В = Р, его константность была бы совершенной (равной 100%). Разность В – Р есть та реальная «поправка», которая делает образ восприятия ближе к реальной величине эталонного объекта (Р) по сравнению с тем, который строится по оптическому закону линейной перспективы (П). П – Р – идеальная «поправка». Степень константности характеризует отношение реальной «поправки» к идеальной.

Количество правильных ответов в каждой подгруппе испытуемых с различным объемом кратковременной памяти - student2.ru

Рис. 19.Соотношение величины переменного стимула и величины ретинального изображения эталона, к которому подравнен переменный стимул (объяснение в тексте).

Значения Р, Д1и Д2 задаются экспериментатором, величина сравниваемого квадрата, признанного испытуемым равным эталону, –значение В – определяется как TCP при каждом условии НП. Величина П может быть рассчитана из подобия треугольников.

2. По полученным данным рассчитать основные результаты действия обеих НП и их взаимодействие. Указать тип взаимодействия.

3. Присоединить индивидуальные данные к групповым данным для 4 испытуемых, полученным у преподавателя, усреднить их. По усредненным данным построить графики, иллюстрирующие основные результаты действия двух НП и их взаимодействие.

Обсуждение результатов

1. Проанализируйте соотношение полученных основных результатов действия каждого из факторов и их взаимодействия с исходной экспериментальной гипотезой. Если полученные при выполнении задания усредненные данные отвергают предлагаемую в разработке экспериментальную гипотезу, постарайтесь дать соответствующую Вашим данным интерпретацию и выдвиньте конкурирующую гипотезу.

2. Нельзя ли объяснить несоответствие полученных данных экспериментальной гипотезе недостатками операционализации теоретических представлений о закономерностях пространственного восприятия? Предложите Ваш вариант операционализации.

3. Обсудите возможные механизмы (источники информации), обеспечивающие внесение «поправок» на удаленность при сильном ограничении условий наблюдения, если такой эффект выявился в Вашем эксперименте.

Ввыводахкратко резюмируются результаты работы, оценивается адекватность использованного плана эксперимента и соответствие результатов выдвинутой экспериментальной гипотезе.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается закон зрительного угла?

2. Каковы зрительные и незрительные признаки глубины?

3. Как формулируется закон Эммерта?

4. Как определить понятие константности и ее вид?

5. В чем заключается смысл формулы Брунсвика для расчета коэффициента константности?

6. В чем заключаются понятия основных результатов действия НП и взаимодействия между ними?

7. Каковы возможные виды взаимодействий в факторном эксперименте? Каково ожидаемое взаимодействие с точки зрения гипотезы, проверяемой в данном эксперименте?

Литература: 7, с. 167–200; 12, с. 201–256; 20, с. 322–336, 349–363; 53, с. 48–57, 65–80; 71, с. 450–453.

Задание 9. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации

Тема задания

В задании рассматривается полный факторный план с межгрупповой схемой сравнения экспериментальных условий. Вводится представление о комбинированных гипотезах и продолжается анализ видов взаимодействия в случае эксперимента с двумя независимыми переменными. Обсуждается проблема формулирования статистических гипотез при экспериментальной гипотезе, допускающей выбор разных зависимых переменных. Специально рассматриваются более частные вопросы управления уровнями независимой переменной при помощи инструкций и возможная неидентичность результатов, полученных разными экспериментаторами.

Введение

Одним из основных результатов, полученных в исследованиях мотивации мышления, следует признать выявление ее сложного, комплексного характера. Прежде всего под этим подразумеваются полимотивированность мышления, включение в актуальную регуляцию мыслительной деятельности и взаимодействие в этом процессе мотивов разных типов – собственно познавательных, или внутренних, и так называемых внешних. Экспериментальные исследования мотивационной обусловленности мышления имеют сравнительно короткую историю. В них четко выделяются два основных направления в подходе к управлению экспериментальными условиями.

В первом направлении главный акцент делается на варьировании ситуационных мотивирующих факторов решения задач, изменяющих внутренние условия принятия задачи. Подобные исследования широко использовали индуцирование различных видов или уровней мотивационных состояний человека путем использования разного рода «мотивирующих» инструкций; при этом исходное мотивационное состояние человека, зависящее от иерархии мотивов его личностной сферы, имелось в виду, но подвергалось анализу лишь в отдельных ярко выраженных случаях. В рамках другого направления исследований осуществлялся подбор групп испытуемых, отличающихся друг от друга по определенным свойствам, тестируемым с помощью специальных методик (креативности, «мотивации достижения», тревожности и т.д.). На основании таких межгрупповых сравнений выявлялись взаимосвязи личностных факторов мотивации с эффективностью решения задач определенных классов. Результаты обоих направлений исследований демонстрируют разнообразное влияние мотивационных факторов – как ситуационных, так и стабильных, свойственных человеку как личности со специфичной для нее мотивационной сферой, – на продуктивность и содержательные особенности мышления человека.

Когда говорят о внешней мотивации, то имеют в виду, что задача может решаться субъектом для достижения им каких–то внешних целей и получение результатов не прямо связано с целями познания объекта, т.е. разрешения мыслительной проблемы. Такая мотивация возникает в связи с особенностями внешних условий деятельности: например, в конкретной ситуации соревнования, награды – наказания и т.д.; или благодаря особенностям истории развития конкретной личности, в силу складывающихся ведущих форм ее ценностной ориентации с характерными для данной личности «базовыми» мотивационными образованиями – например, стремление к содержательным достижениям или формальным6, т.е. к славе, признанию, материальным благам и т.д.

Когда говорят о внутренней мотивации, имеют в виду прежде всего ее содержательную связь с предметным планом мышления, с познанием объекта. Эта внутренняя мотивация называется познавательной мотивацией, так как отвечает актуализации познавательной потребности и опредмечивается при создании проблемной ситуации, требующей от субъекта поиска новых знаний [Тихомиров, 1984].

Известный закон Йеркса–Додсона описывает влияние ряда внешних факторов, в частности оптимума ситуационной активации (в зависимости от трудности задачи), на продуктивность мышления. В то же время исследователями было отмечено, что при высоком уровне познавательной мотивации закон «оптимума мотивации» начинает нарушаться, т.е. ее влияние на количественные характеристики мышления не может быть описано при помощи закона Йеркса–Додсона. К экспериментально выявленным особенностям познавательной мотивации относятся также следующие характеристики: она может быть ненасыщаемой, для нее трудно указать средний уровень, ее ситуационная выраженность не коррелирует значимо с креативностью или другими тестируемыми индивидуальными свойствами субъекта. Познавательная мотивация исследуется в основном именно в аспекте ситуационных характеристик, изучаются условия ее возникновения, ее влияние на направленность решения, разнообразие решений, другие их качественные характеристики и т.д. Исключение составляют исследования креативности, для которых характерен поиск личностно обусловленных индивидуальных особенностей стиля мышления субъектов.

На современном этапе изучения внешних и внутренних факторов мотивации мышления созданы предпосылки для конкретизации гипотез о комплексном влиянии различных ситуационных условий на структуру и продуктивность решения мыслительных задач. Особую значимость эта проблема приобретает при анализе регуляции решения творческих задач. Для творческой задачи характерны относительная незаданность конечной цели (ее неопределенность); сложность или многозначность условий, в связи с чем может возникнуть неадекватная направленность промежуточных решений, которую нужно преодолеть в процессе решения; невозможность использования готовых способов решения. Перспективы оптимизации решения таких задач, т.е. косвенного управления их решением, связаны с накоплением знаний о влиянии ситуационной мотивации на различные характеристики их решения, которые могут быть проверены экспериментальным путем.

Имеющиеся в литературе данные позволяют предположить, что с усилением познавательной мотивации должна вырастать эффективность мыслительной деятельности. Причем если ведущей в регуляции процесса решения признать внутреннюю мотивацию, то можно высказать более конкретную экспериментальную гипотезу, при усилении мотивации этого типа даже при одновременном действии внешних стрессогенных факторов (например, при ограниченном времени решения, т.е. его дефиците) продуктивность решения задачи должна увеличиваться; причем улучшение эффективности решения будет большим, чем то, которое можно ожидать в результате активизации мыслительной деятельности за счет внешних факторов. Таким образом, предполагается взаимодействие двух факторов: дефицита времени, заставляющего субъекта активизировать попытки найти решение, и познавательной мотивации, приводящей к углубленному анализу условий задачи. Такая комбинированная гипотеза утверждает существование не единичной связи между независимой (НП) и зависимой (ЗП) переменными, и при экспериментальной ее проверке возникают сразу несколько контргипотез, в частности гипотеза о другом –перекрестном виде взаимодействия между условиями дефицита времени и усиления познавательной мотивации.

При выборе зависимых переменных для суждения об эффективности решения необходимо учитывать следующее. Разными исследователями были получены данные о том, что в условиях усиления мотивации время обдумывания отдельных попыток может уменьшаться, а меру достижения, понятую как общую результативность деятельности субъекта, следует оценивать как «уровень выполнения работы ´ на время выполнения» [Анастази, 1982, с. 315]. Таким образом, ограничение времени решения может скрыть возможное повышение эффективности деятельности. Следовательно, репрезентативность зависимой и независимой переменных здесь взаимосвязана.

Цельработы – проверка сформулированной экспериментальной гипотезы о позитивном влиянии внешней и внутренней мотивации на эффективность решения на основе двухфакторного плана (с двумя НП) при рандомизации подбора испытуемых в группы.

Планирование эксперимента

Принятие предложенной комбинированной гипотезы будет возможным при получении в двухфакторном эксперименте результатов, отражающих расходящееся взаимодействие. Для описания соответствующего плана 2x2 необходимо уточнить переменные, изменяемые экспериментатором. Познавательная мотивация, с одной стороны, и заданный дефицит времени – с другой, по–разному влияют на сложный процесс анализа субъектом условий задачи. Показатели продуктивности этого процесса – качественные и количественные характеристики решения.

Задание более или менее активных уровней факторов ситуационной мотивации осуществляется путем варьирования инструкции. Более активный уровень познавательной мотивации предлагается создавать «мотивирующей» инструкцией, направленной на усиление включенности испытуемого в анализ содержания и условий задачи. Примером может служить инструкция на детальное обследование условий задачи для оценки трудности ее решения. Об ограничении времени, отпущенного на решение задачи, испытуемому можно прямо говорить перед началом эксперимента. В связи с косвенным управлением независимыми переменными возникает вопрос об операциональной валидности: правильным ли будет наш эксперимент с точки зрения проверки именно этой экспериментальной гипотезы, в какой степени конкретные экспериментальные операции репрезентируют содержащиеся в гипотезе представления о независимой и зависимой переменных?

Две выделенные НП в разной степени поддаются контролю экспериментатора. Если условие дефицита времени может быть однозначно задано в инструкции и не вызывает сомнений его интерпретация всеми испытуемыми, то усиление познавательной мотивации предполагает не только понимание субъектом инструкции, направляющей на детальный анализ задачи, но и активное принятие им заданного требования, т.е. обязательное усиление включенности в ситуацию решения.

Для обеспечения адекватного принятия инструкции испытуемыми при активных уровнях задаваемых переменных от экспериментатора потребуются дополнительные усилия: он должен обеспечить осознание испытуемыми ответственности за содержание решения, проявить максимум внимания к познавательной активности испытуемого в ходе решения, делать повторные напоминания о том, что решить нужно в заданный срок, и т.д. То есть кроме релевантного х–воздействия, соответствующего изменению инструкции, в таком эксперименте возникает ряд других влияний со стороны экспериментатора. Это можно было бы рассматривать как угрозу внутренней валидности эксперимента. Но, с другой стороны, эти дополнительные усилия направлены на создание соответствующих экспериментальному условию мотивационных факторов и направленности испытуемого. Поскольку эксперимент проходит не в «социальном вакууме», а испытуемые активно строят предположения о его смысле, цели и в какой–то степени стремятся отвечать ожиданиям экспериментатора, то эти дополнительные (к инструкции) изменения ситуации повышают репрезентативность ЗП. В противном случае – при формальном отношении экспериментатора к испытуемому – может оказаться индуцированным и формальное отношение последнего к ситуации и результатам своей деятельности, что нивелирует влияние разницы инструкций.

Чтобы отделить влияние релевантных вариаций в проведении опытов с разными условиями НП от иррелевантных – побочных смешений, предлагается прием неидентичности осуществления одного и того же экспериментального воздействия [Кэмпбелл, 1980, с. 103– 105]. При многократном варьировании X–воздействия случайные, иррелевантные детали экспериментальных условий не будут специфичными для определенного способа ввода НП, а это означает, что они не будут систематически смешиваться с соответствующими плану вариациями условий. Таким образом, вариативность в реализации экспериментальных воздействий повышает возможный уровень обобщения (при выявлении предполагаемого экспериментального эффекта). Если, например, одно и то же условие НП будет разным испытуемым задаваться разными экспериментаторами, то интерпретация полученного эффекта будет иметь больше шансов оказаться правильной, чем если бы опыт проводил один экспериментатор (в последнем варианте экспериментальное условие подвергалось бы смешению с индивидуальным способом его реализации).

Чтобы сделать выбор между суммой индивидуальных экспериментов и межгрупповой схемой по плану 2x2, нужно учесть следующее. При варьировании условий решения для одного и того же субъекта он может переносить в новую ситуацию понимание условий и ту «остаточную» мотивацию, которые сложились в предыдущем решении. Кроме такого асимметричного эффекта последовательности следует предположить приобретение субъектом навыка решения задач одного типа (ведь для контроля фактора задач они должны быть сходными). Важным является то обстоятельство, что при индивидуальной схеме субъект будет находиться не менее чем в 4 условиях решения, что займет в 4 раза больше времени, чем при однократном решении. В зависимую переменную должно войти время решения, следовательно, фактор времени прямо будет влиять на надежность данных. Угроза внутренней валидности эксперимента со стороны индивидуальных различий испытуемых выглядит меньшей, чем угрозы, отмеченные для индивидуальной схемы. Имея в виду также приведенное обсуждение возможной вариабельности задания экспериментальных условий для контроля побочных изменений ситуации, следует отдать предпочтение межгрупповой схеме с четырьмя группами испытуемых.

Нужно учесть также конкретные условия, связанные с организацией работы учебной студенческой группы. При межгрупповой схеме каждый студент может выступить в роли экспериментатора с каким–то «наивным» испытуемым, не знающим гипотезы и цели исследования. Рекомендуется случайное разбиение экспериментаторов на 4 группы соответственно 4 условиям плана 2x2. Каждый из них проведет эксперимент вне стен аудитории с любым–испытуемым, к которому предъявлено требование быть, например, студентом 1–2–го курса. Отбор испытуемых из этой популяции можно будет считать случайным, а путем ограничения потенциальной выборки будет достигнут контроль взаимодействия состава группы и экспериментального воздействия.

Рандомизация опытов по условиям и случайный характер отбора испытуемых обеспечат возможность рассмотрения результатов эксперимента как проведенного по полному рандомизированному плану. Варьируются инструкции, но не реальное время решения, т.е. дефицит времени выступает только как психологическая угроза. Используемая задача у всех экспериментаторов должна быть одна и та же, как и записанная инструкция. Неодновременность проведения опытов разными экспериментаторами включается в другие иррелевантные вариации, связанные с индивидуальным проведением опытов.

Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемых.Испытуемым предлагается одна задача из класса «малых творческих задач», требующих для решения преобразования заданной в образном пространстве ситуации.

Наши рекомендации