Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу
2.1. Разработка программы эмпирического исследования
В соответствии с целями исследовательской работы определены следующие задачи эмпирического исследования:
· выбрать валидные и надежные методики эмпирического исследования, которые соответствуют теоретическим положениям и отвечают целям работы;
· определить состав выборочной совокупности эмпирического исследования;
· собрать и статистически обработать эмпирические данные;
· выявить взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями у кандидатов на военную службу.
2. Имеются гендерные различия по степени выраженности исследуемых показателей.
Для проведения эмпирического исследования кандидатов на военную службу была разработана программа диагностики с применением авторских методик, разработанных М.Ю. Колосницыной и адаптированных для ситуации профессионального психологического отбора военнослужащих [24].
Программа диагностики включает следующие методики: 1) Личностный опросник кандидата - М (ЛОК-М); 2) Мотивационная направленность личности (МНЛ); 3) Вербальные способности; 4) Числовые ряды; 5) Память на лесные пейзажи; 6) Профессиональные предпочтения.
Методика «Личностный опросник кандидата – М» (ЛОК-М) разработана в 2015 году М.Ю. Колосницыной для определения уровня развития профессионально важных личностных характеристик кандидатов.
ЛОК-М представляет собой модифицированную версию Личностного опросника кандидата (ЛОК). При разработке ЛОК использовались некоторые пункты и наименования шкал из личностных опросников «КОДеКС», «Личностного профиля по Айзенку», «Личностного опросника руководителя», «Личностного профиля», «Девиантное поведение», опросника Баcса-Дарки.
Методика ЛОК-М содержит 180 пунктов, сформулированных в форме утверждений, которые сгруппированы в пять диагностических шкал (каждая шкала содержит по 30 утверждений) и три контрольные шкалы.
Диагностические шкалы:
1) Экстраверсия (EXT) – шкала предназначена для оценки преимущественной направленности личности на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления ее собственного субъективного мира (интроверсия). Низкие значения по данной шкале свидетельствуют об интроверсии (уединенность, склонность к самоанализу, ограниченность круга общения, недостаточное развитие коммуникативных качеств, пассивность, затруднение социальной адаптации). Для высоких значений по данной шкале характерны: активность, общительность, желание быть в центе внимания, оптимизм, инициативность, экспрессивность, уверенность в себе, склонность к лидерству.
2) Сознательность (SOZ) – шкала оценивает уровень развития добросовестности, дисциплинированности, социальной зрелости личности. Сознательность – это черта личности, характеризующаяся совестливостью, способностью регулировать цель и направленность деятельности, разбираться в окружающей действительности. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о социальной незрелости личности, легкомысленности, эгоизме и безнравственности. Для высоких значений по данной шкале характерны: социальная зрелость, добросовестность, дисциплинированность, усидчивость, хороший самоконтроль, надежность, развитое чувство ответственности и обязательности.
3) Доброжелательность (DОВ) – шкала предназначена для оценки уровня доброжелательности. Доброжелательность – черта личности, характеризующаяся позитивным отношением к окружающему миру, стремлением поступать по-доброму, проявлять дружеское расположение ко всем людям на бескорыстной основе, готовностью содействовать благополучию других. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют об обособленности, конфликтности, агрессивности, эгоистичности, недоверии к окружающему миру. Для высоких значений по данной шкале характерны: миролюбие, позитивное отношение к окружающему миру, уверенность в лучшем будущем, открытость новым людям вне зависимости от их взглядов и убеждений, дружелюбие, мягкосердечность, гуманность, отзывчивость, миролюбие, альтруизм.
4) Невротизм (NEV) – шкала измеряет уровень эмоциональной стабильности, устойчивости к стрессу, адаптивности. Невротизм – черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, душевным дискомфортом, склонностью к негативным переживаниям, неадекватным реакциям на стрессовые ситуации. Невротизм является вариативной личностной переменной и проявляется как болезненное состояние в условиях истощения нервной системы. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют об эмоциональной стабильности, адаптивности, повышенной толерантности к стрессу. Для высоких значений по данной шкале характерны: эмоциональная неустойчивость, дезадаптивность, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, легкость возникновения отрицательных эмоций, пессимизм, неспособность эффективно регулировать негативные эмоции, резкие изменения настроения от депрессии до агрессии, ипохондрическая фиксация, наличие страхов и тревоги, нарушения сна, повышенная раздражительность, возбудимость, неудовлетворенность жизнью.
5) Мизантропия (MIZ) – шкала предназначена для оценки уровня мизантропии и склонности к психопатическим реакциям. Мизантропия – аффективная установка, либо качество личности, формирующееся вследствие пессимистического мировоззрения и патологических особенностей характера, нередко обусловленных жизненными трудностями и стойкими негативными переживаниями по поводу них. Для высоких значений по данной шкале характерны: неудовлетворенность своим положением в социуме, ощущение несправедливости, пессимизм, отчужденность, обособленность, эгоизм, злопамятность, мстительность, цинизм, стремление к личной выгоде, равнодушие к чужой боли, склонность ненавидеть и презирать людей, проявлять к ним неприязнь. Для психопатических реакций характерны: равнодушие к принципам долга и морали, безразличие к мнению окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенные самолюбие и самоуверенность.
Контрольные шкалы: 1) Социальная желательность (SOJ) – шкала предназначена для контроля желания кандидата представлять себя в более выгодном свете. Данная шкала входит в состав теста со своим контентом и содержит 20 утверждений, вероятность подтверждения которых в нашей выборке составила менее 15 %. 2) Аггравация (AGR) – шкала предназначена для контроля желания кандидата представлять себя в негативном свете. Данная шкала сформирована по результатам апробации теста и состоит из 20 утверждений, вероятность подтверждения которых в нашей выборке составила менее 15 %.3) Атипичность ответов (ATP) – шкала содержит 10 утверждений и предназначена для контроля случайного, хаотического характера реагирования. Каждая шкала в ЛОК-М содержит «прямые» и «обратные» утверждения (прямые утверждения относятся к положительному полюсу оцениваемого свойства, т.е. стимулируют согласие, другая часть – обратные утверждения, относящиеся к отрицательному полюсу оцениваемого свойства, т.е. стимулируют отрицание). Обследуемому лицу необходимо выразить свое отношение к предлагаемым утверждениям по трехбалльной шкале. Обследуемый должен выбрать один из трех вариантов ответа: а) совершенно верно – в случае полного согласия с утверждением; б) частично верно – в случае частичного согласия с утверждением; в) неверно – в случае несогласия с утверждением.На основании данных, полученных в результате проведенного в процессе разработки методики контрольного исследования, можно сделать вывод о том, что эмпирическое распределение результатов тестирования по всем показателям теста ЛОК-М приближается к нормальному. Это означает, что мы можем дифференцировать обследуемых лиц с низкими, средними и высокими значениями показателей в долях стандартного отклонения (S). Проведенные автором исследования позволяют сделать вывод о том, что опросник ЛОК-М имеет достаточную надежность и валидность и может быть рекомендован к применению в ситуации скринингового психологического тестирования кандидатов в комплексе с другими методиками.
Опросник «Мотивационная направленность личности» (МНЛ) разработан в 2012 году М.Ю. Колосницыной и Л.Г. Алифановой. Методика МНЛ направлена на изучение мотивов личности, обусловливающих выбор того или иного места работы (службы).
Опросник МНЛ представляет собой модифицированный вариант опросника «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина (оригинальная версия), который предназначен для изучения мотивационной направленности личности в профессиональной деятельности [44].
Модифицированный вариант опросника включает в себя 9 мотивационных факторов (шкал): «Материальное вознаграждение» (MV), «Физические условия» (FU), «Структурирование» (ST), «Взаимоотношения» (VO), «Признание» (PR), «Саморазвитие» (SR), «Власть и влиятельность» (VV), «Стремление к новизне» (SN), «Интерес и полезность» (IP). Каждая шкала представлена одиннадцатью утверждениями, которые с равной вероятностью сравниваются между собой в тридцати трех пунктах опросника МНЛ [24].
Методика «Мотивационная направленность личности» состоит из 33 пунктов (заданий). Каждое задание представляет собой незаконченное предложение и 3 варианта его завершения (утверждения), относящиеся к одной из девяти шкал (мотивационных факторов).
Опросник МНЛ может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования в бланковом или компьютерном варианте. Регистрационный бланк к методике представлен в приложении 10. Время выполнения методики составляет обычно не более 20 минут. В опроснике МНЛ применена 3–х балльная система оценивания ответов. Утверждению, выбранному в первую очередь, начисляется два балла, во вторую – один балл, в третью – ноль баллов. Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом», подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Психометрические характеристики методики МНЛ: надежность шкал, оцениваемая с помощью коэффициента альфа Кронбаха, находится в диапазоне 0,61 – 0,87 (αсредняя = 0,75); ретестовая надежность –0,55 – 0,81 (rсредняя = 0,69); конструктная валидность –0,60 – 0,78 (rсредняя = 0,65) [24].
Тест «Вербальные способности-М» разработан на основе теста Дж. Барретта. Модификация теста осуществлена М.Ю. Колосницыной в 2012 г. [26]. Тест предназначен для исследования уровня развития вербальных способностей, логического мышления, умения анализировать вербальную информацию. Тест состоит из 35 заданий. Каждое задание представляет собой вопрос, комбинацию слов или незаконченное предложение и пять вариантов решения, только один из которых правильный.
Время выполнения теста ограничено и составляет 7 минут. Обследование может осуществляться как в бланковом варианте, так и автоматизированном виде. Стимульный материал и регистрационный бланк к методике представлен в приложении 2. Обработка результатов тестирования проводится автоматически [24].
Тест «Числовые ряды-М» является модификацией теста Дж. Барретта и Дж.Вильямса. Модификация теста осуществлялась в 2012 и 2014 годах М.Ю. Колосницыной [26]. Тест предназначен для исследования уровня развития математических способностей, логического мышления, умения устанавливать закономерности при оперировании числами.
Тест состоит из 20 заданий. Каждое задание представляет собой ряд чисел, расположенных в соответствии с определенной закономерностью. Необходимо установить закономерность расположения чисел и определить, какое число будет следующим в каждом ряду. Для каждого задания предлагается пять вариантов решения, только один из них правильный.
Тесты «Вербальные способности-М» и «Числовые ряды-М» обладают достаточной для экспертной ситуации надежностью и валидностью и рекомендованы для скринингового применения в практике профессионального психологического отбора кадров [24].
Методика «Память на лесные пейзажи» разработана М.Ю. Колосницыной в 2013 году. Компьютерная реализация методики осуществлена Т.В. Гусевым. Методика разработана на базе методик исследования свойств памяти и предназначена для изучения уровня развития кратковременной зрительной памяти, наблюдательности. В качестве стимульного материала используются фотографии пейзажей, характеризующиеся относительной однородностью.
Процедура тестирования включает фазу запоминания и фазу узнавания. Фазы запоминания и узнавания состоят из двух серий по 20 проб в каждой. В фазе запоминания последовательно предъявляются 20 фотографий с интервалом 2 секунды. В фазе узнавания в случайном порядке предъявляются наборы из четырех фотографий, среди которых необходимо выбрать ту, которая предъявлялась в фазе запоминания текущей серии. Выбор правильного ответа осуществляется из четырех предлагаемых вариантов.
Время работы в фазе воспроизведения не ограничено. Общее время выполнения методики около 10 минут [24].
Методика «Профессиональные предпочтения» разработана в 2014 году М.Ю. Колосницыной на основе «Профориентационной личностной методики» Л. Йовайши. Данная методика позволяет провести диагностику структуры интересов, профессиональных склонностей личности и предназначена для психологов, педагогов, консультантов, кадровых специалистов и может применяться при профессиональном отборе кадров, профессиональной консультации и профессиональной ориентационной работе с большими и малыми социальными группами.
Методика «Профессиональные предпочтения» состоит из 24 заданий. Каждое задание представляет собой незаконченное предложение и 8 вариантов его завершения (утверждений), относящиеся к одной из восьми шкал:
1) Склонность к работе с людьми (сфера «человек-человек»);
2) Склонность к предпринимательской деятельности (сфера «человек-бизнес»);
3) Склонность к инженерно-технической деятельности (сфера «человек-техника»);
4) Склонность к творческим видам деятельности (сфера «человек-творчество»);
5) Склонность к экстремальным видам деятельности (сферы «человек-армия», «человек-спорт»);
6) Склонность к работе с документацией (сфера «человек-документ»);
7) Склонность к исследовательской деятельности (сфера «человек-наука»);
8) Склонность к информационно-технологической деятельности (сфера «человек-компьютер»).
Методика «Профессиональные предпочтения» может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования, в бланковом или компьютерном варианте. Стимульный материал и регистрационный бланк к методике представлен в приложении. Обследуемому предлагается выразить свое отношение к каждому из 24 утверждений, которые касаются профессиональных предпочтений, путем ранжирования вариантов ответов от наиболее до наименее приемлемого вариантов.Наиболее приемлемый вариант получает первый ранг, а наименее приемлемый – восьмой ранг. Время выполнения методики обычно составляет 15 – 20 минут. Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом».
Подсчет баллов осуществляется по каждой шкале следующим образом: варианту, выбранному в первую очередь, начисляется 7 баллов, во вторую – шесть баллов, в третью – пять баллов, в четвертую – четыре балла, в пятую – три балла, в шестую – два балла, в седьмую – 1 балл, в восьмую – 0 баллов. Затем баллы по каждой шкале суммируются отдельно.
Шкала «Склонность к экстремальным видам деятельности» предназначена для оценки интереса и склонности к работе в сфере «человек-армия, спорт». Работа в данной сфере связана с подвижной физической деятельностью, с занятиями спортом, охраной объектов, спасением граждан в чрезвычайных ситуациях, военной службой (например: военный, спасатель, пожарный, полицейский, охранник, спортсмен). Для этой группы профессий необходимо наличие таких психологических качеств, как развитые физические и волевые качества, ловкость, смелость, склонность к риску, проявление интереса к спорту и боевым искусствам.
На основании проведенных исследований, направленных на изучение психометрических характеристик авторского опросника «Профессиональные предпочтения», можно утверждать, что опросник представляет собой надежный и валидный психодиагностический инструмент с нормативными данными для выявления профессиональных склонностей личности. Надежность данной методики является достаточной для экспертной ситуации. Коэффициент α-Кронбаха составляет по большинству шкал ≥0,8.
Представленные выше методики апробированы на представительной выборке, в которую входили сотрудники подразделений органов безопасности. Для стандартизации методик были исследованы 3260 военнослужащих и кандидатов на военную службу. Обработка результатов обследования осуществлялась с использованием компьютерных программ Statistica 6.0 и SPSS 17.0. Для расчетов применялись методы дискриптивной статистики: корреляционный, факторный, частотный анализ. Надежность данных методик была оценена с применением коэффициентов Спирмена-Брауна, Кронбаха, для подсчета значений ретестовой надежности был применен коэффициент линейной корреляции Пирсона, показатель конструктной валидности изучался с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Процедуры этих расчетов подробно изложены в научной литературе [3].
Таким образом, разработанная программа диагностики включает в себя методики, обладающие достаточной для экспертной ситуации надежностью и валидностью и рекомендованные для скринингового применения в практике профессионального психологического отбора кадров.