Семинар 7. Личность учителя в трудах педагогов – новаторов
Цель: систематизировать знания психологической основе деятельности педагогов-новаторов.
1. Идея опережения в методике учителя-новатора С.Н. Лысенковой.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
3. Опорные сигналы как основной элемент методики В.Ф. Шаталова.
4. Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).
5. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) //Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. С. 230-234.
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) //Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. С.220-225.
3. Школа- парк (М.А. Балабан) /Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. С.234-237.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Как-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. - с. 144.
2. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1980. - с.136.
3. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990. – с. 159.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Пособие для учителя: - М.: Просвещение, 1986.
3. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя – словесника: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещения, 1988.
4. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985.
5. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учителя: Из оыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. ко всем вопросам.
7. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1990.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – М., 1990.
Контрольные вопросы
- Что входит в структуру деятельности учителя?
- Что такое педагогические способности? Назовите основные их виды.
- Составляющие педагогического такта учителя.
- Какова общая характеристика и специфика педагогического общения?
- Назовите основные стили педагогического руководства.
- Назовите продуктивные модели педагогического общения.
- В чем заключаются основные положения гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили?
- Какое понятие является базовым в методике В.Ф. Шаталова?
Тема 7. Психологическая служба в школе
Семинар 8
Цель: систематизировать знания об организации психологической службы в школе и особенностях ее функционирования.
- Цели и задачи психологической службы в школе.
- Организация деятельности службы.
- Основные направления деятельности психологической службы.
- Программа изучения личности школьника и классного коллектива.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопр. псих 2001 №1С. 97-106.
2. Овчарова Р.В. Техенологии практического психолога образования. – М., 2000. С. 262-289.
3. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. С. 58-70; С. 107-114.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
2. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.- Ярославль, 2001.
3. Подготовьте доклады по темам:
- Модель школьной психологической службы.
- Психологическое просвещение родителей и учащихся как необходимый элемент работы учителя.
- Нужны ли психодиагностические знания и умения педагогу в его деятельности?
Контрольные вопросы:
- Раскройте понятие «психологическая диагностика».
- Что называется психологической коррекцией?
- В чем суть консультативной деятельности в школе?
- Перечислите основные этапы психологического анализа урока.
Литература:
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
- Головей Л.А. Психологическая служба в школе. – М., 1990.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.– М., 1999.
- Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. – Дубна, 2002.
- Фридман Л.Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1993.
- Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других: Составители Р.Римская, С.Римский.- М., 2001.
8. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога: кн. Для учителей и родителей. – М., 1990.