Стресс как тензионное состояние.
1936 г. Селье обнаружил патофизиологический синдром, ответа на повреждение как таковое – он назвал его «Триада Селье»:
1)Увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;
2)Уменьшение тимуса и изменение лимфатических желез;
3)Почечные кровоизлияния и изъязвления в слизистой желудка и кишечника.
Эти реакции он сопоставил с психологическими проявлениями: первому соответствует чувство недомогания; второму – болевые ощущения и ломота в суставах и мышцах; третьему – расстройство ЖКТ с потерей аппетита и уменьшением массы тела.
Селье предполагал, что с какой бы трудностью не столкнулся организм с ней можно справиться двумя типами реакций:
1)Активный (борьба)
2)Пассивный (бегство от трудностей и готовность их терпеть).
Селье ввел понятие общего адаптационного синдрома, стрессора и болезней адаптации.
Общий адаптационный синдром - совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя.
Он так же назвал отрицательный стресс – дистрессом.
Термин стресс ввел Уолтер Кеннан, американский физиолог в 25-30 годах.
Селье разделил стрессовую реакцию организма на стадии:
1)Стадия тревоги – возникает при первом появлении стрессора. Здесь включаются механизмы саморегуляции защитных процессов. Если они эффективны, то тревога снижается и организм возвращается к обычной активности. Если нет, то стресс переходит на стадию резистентности. Большинство стрессов разрешается на первой стадии. Краткосрочные стрессы называются острыми реакциями стресса.
2)Стадия резистентности (сопротивления). Наступает в случае длительного действия стрессора, есть необходимость поддержания защитных реакций организма.
3)Стадия истощения. Чрезмерно интенсивное и длительное воздействие стрессора приводит к:
1.Нарушению регуляции защитно-приспособительных механизмов;
2.Уменьшению адаптационных резервов;
3.Уменьшению сопротивляемости организма. Происходят функциональные нарушения в организме.
Селье выделяет поверхностную и глубокую адаптационную энергию.
Поверхностная доступна по первому требованию, восполняется за счет глубокой энергии.
Глубокая энергия мобилизируется с помощью перестройки механизмов гомеостаза. Истощение глубокой энергии необратимо и приводит к гибели или старению.
Недостатки теории Селье:
1)Не рассматривал роль ЦНС в механизмах стресса;
2)Неспицифические симптомы стресса – это относительное понятие и их сложно вычленить относительно других симптомов.
3)Внимание многих последователей Селье фиксировалось на физиологии, на морфологических изменениях, но при этом плохо исследовался вопрос стрессоров и психологических факторов данной личности.
4)Теория Селье не отражает стрессовые эффекты в ответ на факторы средней степени необлагоприятности.
Коппинг поведение -готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоц стресса.
Негативные жизненные события – это инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли.
Травматическое событие – неожиданное и ошеломляющее событие, насильственное или опасное для жизни человека.
Такие острые, ошеломляющие, неожиданные и не поддающиеся контролю и управлению ситуации называют кризисами.
Самой серьезной и драматической формой кризиса являются бедствия.
Бедствие– событие, сконцентрированное во времени и в пространстве, когда общество или относительно самостоятельная часть общества подвергается суровой опасности и подвергает всех членов и физическую среду таким лишениям, что соц структура разрушается и осуществление всех или некоторых важных функций становится невозможным.
Негативные жизненные события влекут за собой жизненные трудности.
Виды стрессоров:
1)По типу жизненных событий или по типу трудностей (финансовые, межличностные, связанные со здоровьем)
2)По интенсивности (острые, средние, умеренные).
3)По величине потерь или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные)
4)По степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые).
5)По уровню влияния (макро- и микрострессоры)
Совладание с жизненными трудностями, как говорит Лазарус и Фолкман, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы».
Стадии совладания по Уиллсу и Шифману:
1)Предупреждающая – деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями, помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений.
2)Непосредственно совладание – осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения проблем.
3)Восстанавливающая.Человек имеет дело с последствиями критического события. Цель – ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние.
Ресурсы– средства к существованию, возможности людей и общества.
Адаптивные задачи , возникающие перед человеком в кризисной ситуации:
1)Установить смысл ситуации и определить ее значение для себя.
2)Реакция человека на требования кризисной ситуации и его попытка противостоять ей.
3)Необходимость поддерживать отношения с членами семьи, с друзьями и с теми, кто способен оказать содействие в решении кризисных проблем.
4)Сохранение разумного эмоц баланса, управление негативными чувствами.
5)Сохранение и поддержание образа себя, соц идентичности, уверенности в себе.
Специфические стратегии совладания:
1)Сфокусированные на оценке – включает в себя усилие человека установить значение ситуации, понять происходящие негативные процессы и оценить возможные последствия.
2)Сфокусированная на проблеме – нацелена на решительное противостояние стрессорам и последствиям.
3)Сфокусированная на эмоц – нацелена на управление чувствами, вызванными кризисными событиями, и на поддержание эмоц равновесия.