Результаты исследования гендерных особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликте
С помощью методик мы провели исследование, направленное на оценку коммуникативных качеств и виды отношений ребенка с людьми, определить склонность ребенка к той или иной стратегии поведения в конфликте в зависимости от гендерной принадлежности. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста 12 девочек и 12 мальчиков. Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ № 257 г. Красноярска.
Результаты по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Групппа | Уровни: | ||||
О.В | В. | С. | Н. | О.Н. | |
Девочки | 0% | 33% | 50% | 17% | 0% |
Мальчики | 0% | 25% | 75% | 0% | 0% |
Анализ результатов исследования показал, что у мальчиков преобладает средний уровень коммуникативных качества, у девочек так же выражен средний уровень коммуникативных качеств.
Примечание: О.В – очень высокий; В. – высокий; С. – средний; Н. – низкий; О.Н. – очень низкий.
Более подробные результаты на каждого ребенка смотрите в приложении.
Результаты по карте наблюдения.
Группы | Уровни | |||||
Конф. | Изб. | Комп. | Приспос. | Форсир. | Сотруд. | |
Девочки | 0% | 0% | 17% | 0% | 33% | 50% |
Мальчики | 8.5% | 25% | 33% | 25% | 0% | 8.5% |
Анализ результатов исследования показал, что у мальчиков для решения конфликтов преобладает стратегия компромисса, у девочек выражена стратегия сотрудничества.
Примечание: Конф. – конфронтация; Изб. – избегание; Комп. – компромисс; Приспособ. – приспособление; Форсир. – форсирование; Сотруд. – сотрудничество.
Более подробные результаты на каждого ребенка смотрите в приложении.
Психолого-педагогические рекомендации для формирования конструктивных навыков поведения мальчиков и девочек в конфликте .
Формирование навыков поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одна из основных обязанностей педагогов и родителей – научить ребенка разрешению конфликтов с использованием навыков общения и вести переговоры для получения взаимно выгодных результатов. Дети должны признать, что разрешение конфликтов – это навык, которому нужно обучаться и практиковать, так как он позволяет вести открытую дискуссию и получить базовое образование. Умение разрешать конфликты нужно практиковать, как в профессиональной и социальной, так и личной сферах жизни.
Усиленное внимание.
Родители должны обучать ребенка разрешению конфликтов на собственном примере: показывать, как решают спор между собой взрослые в повседневной жизни. Не нужно оберегать детей от конфликтов, с которыми они сталкиваются каждый день. Когда конфликты возникают и имеют позитивный исход, объясните ребенку, что это вполне нормальная и даже неотъемлемая часть жизни. Родители должны следить за тем, чтобы дети не были свидетелями конфликтов, во время которых их участники повышают друг на друга голос, используют ненормативную лексику или применяют друг к другу силу. Такие ситуации могут напугать ребенка. Дети должны чувствовать себя в безопасности и знать, что родители их поддерживают. Не допускайте физического насилия в присутствии детей.
Дети одного возраста и телосложения могут спокойно решать свои конфликты, соблюдая одно правило: «Спорьте, но не прикасайтесь друг к другу». При разрешении конфликта дети должны руководствоваться принципом, согласно которому они могут по очереди высказываться и слушать, но при этом следовать правилу «прикасаться запрещено». Однако правило «спорьте, но не прикасайтесь друг к другу» не всегда действует, когда дети пытаются разрешить свой конфликт. Тем не менее, родители все равно должны следить за его соблюдением, хотя иногда им не мешает вмешаться. Это также проявление стараний родителей хорошо воспитать ребенка. Попытки научить ребенка разрешать конфликты даст результаты в будущем. Те навыки, которыми будет владеть ребенок, принесут пользу всем, кого он встретит на своем жизненном пути. Когда после разрешения конфликта обе стороны получают желаемый результат, дети и взрослые испытывают меньше беспокойства, гнева и разочарования. Если конфликты решаются быстро и эффективно, то это уменьшает негативное влияние на ваше физическое и психологическое здоровье.
Наблюдение со стороны.
Разногласия по поводу игрушек, продуктов питания и любого другого предмета ежедневно возникают между детьми. Взрослые должны ежедневно наблюдать, как дети разрешают конфликт, но не вмешиваться. Это будет наилучшим уроком, как найти компромисс. «Не прикасайся» - вот главное правило. Нормальной считается ситуация, когда дети разговаривают, жестикулируют и кричат. Исследования доказывают, что истерики, которые происходят без присутствия взрослых, как правило, длятся недолго, и, следовательно, безрезультатны. Если ребенок не достигает поставленной цели с помощью истерики, то такие выходки больше не повторяются.
Родители и воспитатели должны помнить, что детей, которые смогли самостоятельно разрешить свои конфликты, нужно поощрять. Не пытайтесь что-то изменить или развивать тему конфликта уже после его разрешения. Если родители принимают тот способ разрешения конфликтов, который используют их дети, это демонстрирует их ответственность. Это очень важно для достижения конечной цели подготовки детей к взрослой жизни.