Обработка и интерпретация результатов. Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы
Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это — выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени (рис. 65) и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы (рис. 66).
Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. На примере социограммы-мишени, представленной на рис. 65, мы можем убедиться в том, что в данной гипотетической группе максимальное число полученных выборов равняется одиннадцати. Это — то число выборов, которое получил лидер в группе. Он условно показан на социограмме в центре. Остальные участники группы располагаются на социограмме-мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. Наконец, за пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это — изолированные от
1 3 Немов Кн. 3
Часть I. Психологическая диагностика |
Рис. 65. Социограмма-мишень группы, состоящей из 20 человек;
А — мальчики; # — девочки;----- ► —выборы; — —►— отклонения.
остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отклонения на социо-грамме-мишени (такие социограммы строятся отдельно для выборов и для отклонений или комбинированно) отмечаются соответственно'стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответственно, отклонил).
В центре индивидуальной социограммы (рис. 66) располагается тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обознача-
_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей_____ |
Рис. 66. Индивидуальные социограммы диагностируемого члена группы (Д), лидера группы (Л) и отвергаемого члена группы (О);
ются остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношении (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил). Те члены группы, с которыми сложились более тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограм-ме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, — дальше к периферии. Первые изображаются при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величины. Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, который характеризует систему груп-
13* 387
_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________
повых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
где: Сп — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;
К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;
∑вв — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель Ъш определяется, в свою очередь, по формуле:
где п — число членов в изученной группе.
Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:
1. Разницы между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.
2. Разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений. Это — оценка отношения группы к данному человеку.
3. Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это — индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.
4. Количество полученных взаимных отклонений. Это — индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы.
Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы:
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «—» (если дело касается взаимных отклонений).
Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида - - - -о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подсистемах системы групповых отношений.
Методика 24, Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК)
Основу данной методики, предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива, составляет следующий список суждений [всего их 75, причем 5 из них — контрольные (они отмечены в списке крестиками слева) и 70 — рабочие].
1. Свои слова подтверждают делом.
2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.
6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.
7. Знают стоящие перед группой задачи.
8. Достаточно требовательны друг к другу.
9. Все вопросы решают сообща.
10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.
11. Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы с другими группами и новичками в своей группе.
13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
Часть I. Психологическая диагностика
14. Хорошо знают итоги работы группы. + 15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.
17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.
18. Имеют общие увлечения (хобби).
19. Защищают друг друга.
20. Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.
21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.
22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.
23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
25. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей в группе.
26. Помогают друг другу.
27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым ее членам.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.
29. Хорошо знают правила поведения в группе.
+ 30. Никогда ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое дело на полпути.
32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.
33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.
34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.
35. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и других групп, как старых, так и новых членов группы.
36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в группе.
37. Хорошо знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Искренне верят в свою группу.
40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы перед другими группами, преимуществ старых ее членов перед новыми.
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.
+ 45. Всегда и во всем правы.
46. Личные интересы не ставят выше интересов других членов группы.
47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.
48. Имеют сходные представления о нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей, но и к другим группам, по отношению не только к старым, но и к новым членам группы.
51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.
52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.
53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.
54. Поддерживают добрые начинания в группе.
55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.
56. Уважают друг друга.
57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами в своей группе.
58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.
59. Хорошо знают черты характера друг друга.
+ 60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобщает группу.
63. Одинаково правильно оценивают распределение различных поощрений между членами группы.
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.
Часть I. Психологическая диагностика
66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.
67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.
68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
69. Лично заботятся об успехах группы.
70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые за ошибки получают члены группы.
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и других групп, не только старых, но и новых членов группы.
73. Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят такое распределение обязанностей между собой, которое вполне устраивает всех.
74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.
+ 75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.
При помощи 70 рабочих суждений, включенных в этот список, оценивается уровень развития в данной группе разнообразных отношений, характерных для сформировавшегося коллектива. Контрольные суждения служат определению того, можно ли доверять ответам, предложенным испытуемыми на рабочие суждения. Если ответы на контрольные суждения окажутся отличными от тех, какими они должны быть при внимательном и искреннем отношении к участию в исследовании со стороны членов изучаемой группы, то в свою очередь ответы на рабочие суждения считаются ненадежными и не заслуживающими доверия.
Все 70 рабочих суждений в методике разделены на 7 групп по 10 суждений в каждой. Это — подшкалы данной методики, при помощи которых экспериментально оценивается степень развитости в группе как коллективе 7 видов отношений. Эти отношения следующие:
1. Ответственность.Отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.
2. Коллективизм.Стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
3. Сплоченность.Единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
4. Контактность.Взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы.
5. Открытость.Отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы.
6. Организованность.Способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.
7. Информированность.Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы.
В бланке, представленном в табл. 23, которым пользуются члены группы в процессе ее обследования, слева направо вертикальными рядами цифр обозначены номера рабочих суждений методики (за исключением крайнего правого столбца, где расположены номера контрольных суждений). Каждый из семи располагающихся слева направо столбцов включает в себя номера тех суждений, которые включены в отдельную подшкалу методики, а сами подшкалы с первой по седьмую представлены в этом бланке столбцами, следующими друг за другом в соответствующем порядке. Так, например, первый слева столбец представляет подшкалу «ответственность»; второй слева столбец — подшкалу «коллективизм» и так далее.
В верхней части бланка (табл. 23) представлена оценочная шкала, пользуясь которой члены изучаемой группы дают оценки отношениям в своей группе по каждому из 70 рабочих и 5 контрольных суждений, перечисленных выше. Соответствующие оценки сначала даются в словесных формулировках оценочной шкалы, затем переводятся в баллы, и эти баллы проставляются в бланке слева от порядкового номера соответствующего суждения.
Перед началом исследования каждый член группы получает по одному бланку, изображенному в табл. 23, и инструкцию следующего содержания:
«Сейчас вам будет зачитан список суждений, которые характеризуют отношения, существующие в развитом, сформировавшемся коллективе. При помощи этих суждений вы должны будете оценить степень развитости своей группы как коллектива, т.е. сказать, насколько в вашей собственной группе представле-
Часть I. Психологическая диагностика
Таблица 23 Бланк испытуемого к методике социально-психологической самоаттестации группы как коллектива
Словесная оценочная шкала | |||||||
никто | почти никто | меньшинство | половина | большинство | почти все | все | затрудняюсь сказать |
Количественная оценочная шкала | |||||||
— | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | |
8. | 9. | 10. | И. | 12. | 13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | |
23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
31. | 32. | 33. | 34. | 35. | 36. | 37. | |
38. | 39. | 40. | 41. | 42. | 43. | 44. | 45. |
46. | 47. | 48. | 49. | 50. | 51. | 52. | |
53. | 54. | 55. | 56. | 57. | 58. | 59. | 60. |
61. | 62. | 63. | 64. | 65. | 66. | 67. | |
68. | 69. | 70. | 71. | 72. | 73. | 74. | 75. |
ны и развиты такие отношения между ее членами. Свою группу вы будете оценивать по каждому из 75 суждений в отдельности, пользуясь при этом имеющимся у вас бланком и шкалой, представленной в верхней его части. Порядок работы с методикой следующий: после того как вам будет зачитано первое суждение, вы должны будете оценить по нему свою группу и выбранную вами оценку поставить справа от номера соответствующего суждения на бланке. Затем зачитывается второе суждение и процедура повторяется многократно до тех пор, пока каждый из вас не оценит свою группу по всем 75 суждениям». Замечание.Если по тому или иному суждению испытуемый не в состоянии оценить свою группу, то в бланк вместо конкретной цифровой оценки вносится прочерк «-», соответствующий последнему пункту словесной оценочной шкалы «затрудняюсь сказать». Необходимо, однако, стараться, чтобы этих прочерков было как можно меньше. После того как все бланки заполнены членами группы, производятся анализ и оценка результатов исследования.
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
Анализ и оценка результатов исследования
В первую очередь при анализе результатов исследования решается вопрос о доверии ответам испытуемых. Решение о доверии принимается на следующих двух основаниях:
1. Если ответы испытуемых на все контрольные вопросы, по
ставленные в бланке под номерами 15, 30, 45, 60 и 75 оказались
стандартными, т.е. равными 0 баллов. В самом деле, именно та
кую оценку по всем этим вопросам должен проставить внима
тельный и добросовестно выполняющий свое дело испытуемый,
так как на самом деле нет ни одного человека, кто бы «никогда и
ни в чем не ошибался» (15-й вопрос), «никогда и ни в чем не со
мневался» (30-й вопрос), «всегда и во всем был прав» (45-й воп
рос), «умел делать все на свете» (60-й вопрос) и «на любой воп
рос мог дать правильный ответ» (75-й вопрос).
Часто встречается такая ситуация, когда в одном и том же бланке имеются правильные и неправильные ответы на контрольные вопросы. Тогда принимается компромиссное решение: часть бланка, где встретились ошибочные ответы, бракуется, а та часть, где ответы на контрольные вопросы оказались соответствующими эталону, сохраняется и используется в процессе дальнейших подсчетов. Если, к примеру, неверный ответ на контрольный вопрос встретился во второй строке бланка, то она и предыдущая строка, в конце которой не было контрольных вопросов, просто аккуратно вычеркиваются из соответствующего бланка.
2. Если среди различных оценок, имеющихся в бланке дан
ного испытуемого, встречается не менее трех разных, например:
1, 3 и 5 или 2, 4 и 5. Заметим, что наличие не менее трех разных
оценок в бланке ответов испытуемого означает, что он достаточ
но хорошо различает уровень развития в группе разных межлич
ностных отношений.
Дальнейшей статистической обработке, преследующей цель получения оценок, характеризующих уровень развития в группе разных межличностных отношений, подлежат только те бланки испытуемых или их части, которые выдержали проверку по пункту 1 и пункту 2.
Все оказавшиеся годными для статистической обработки бланки сначала разрезаются на вертикальные полосы так, как
Часть I. Психологическая диагностика
это показано на схеме 1, которая представляет собой образец уже заполненного испытуемым и оказавшегося годным для обработки бланка. Линии вертикального разреза показаны на нем столбцами точек. Эти столбцы как бы отделяют друг от друга столбцы порядковых номеров суждений, относящихся к отдельным под-шкалам методики, вместе с оценками испытуемого по этим суждениям1.
1.3 | 2.4 | 3.5 | 4.— | 5.3 | 6.5 | 7.6 |
8.- | 9.5 | 10.4 | 11.2 | 12.4 | 13.1 | 14.6 |
16.3 | 17.6 | 18.5 | 19.3 | 20.2 | 21.3 | 22.5 |
23.4 | 24.5 | 25.4 | 26.3 | 27.1 | 28.4 | 29.4 |
31.5 | 32.3 | 33.2 | 34.1 | 35.3 | 36.5 | 37.5 |
38.4 | 39.3 | 40.2 | 41.5 | 42.6 | 43.4 | 44.6 |
46.5 ' | 47.3 | 48.4 | 49.5 | 50.4 | 51.6 | 52.5 |
53.3 | 54.4 | 55.5 | 56.2 | 57.3 | 58.5 | 59.6 |
61.5 | 62.3 | 63.2 | 64.4 | 65.6 | 66.5 | 67.4 |
68.3 | 69.3 | 70.4 | 71.5 | 72.4 | 73.6 | 74.5 |
Схема 1. Пример разрезания заполненного и признанного годным для статистической обработки бланка испытуемого в методике СПСК
На следующем этапе подготовки материалов к статистической обработке полученные полосы, содержащие порядковые номера суждений, относящихся к одной и той же подшкале, наклеиваются рядом друг с другом на чистый лист бумаги так, как это, например, показано на схеме 2. (Для упрощения картины оценки, сделанные испытуемым, на этом рисунке не показаны.) Количество полос, наклеенных на лист бумаги, будет соответствовать количеству признанных годными полностью или частично для дальнейшей статистической обработки бланков испытуемых.
В итоге описанной процедуры должно получиться 7 листов с наклеенными на них полосами, относящимися к семи разным подшкалам методики.
Заметим, что в некоторых признанных годными для статистической обработки бланках часть строк может оказаться вычеркнутой. В этом случае и на листе, представленном на схеме 2,
1 Предварительно от бланка испытуемого отрезается и отбрасывается крайний правый столбец с оценками по контрольным суждениям и оценочная шкала (верхняя часть бланка)
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. |
8. | 8. | 8. | 8. | 8. | 8. | 8. | 8. | 8. |
16. | 16. | 16. | 16. | 16. | 16. | 16. | 16. | 16. |
23. | 23. | 23. | 23. | 23. | 23. | 23. | 23. | 23. |
31. | 31. | 31. | 31. | 31. | 31. | 31. | 31. | 31. |
38. | 38. | 38. | 38. | 38. | 38. | 38. | 38. | 38. |
46. | 46. | 46. | 46. | 46. | 46. | 46. | 46. | 46. |
53. | 53. | 53. | 53. | 53. | 53. | 53. | 53. | 53. |
61. | 61. | 61. | 61. | 61. | 61. | 61. | 61. | |
68. | 68. | 68. | 68. | 68. | 68. | 68. | 68. | 68. |
Схема 2. Пример наклеенных на лист бумаги вертикальных полос от бланка испытуемого, соответствующих одной подшкале методики СПСК
будут вычеркнуты некоторые цифры. Эти цифры не должны приниматься в расчет в процессе статистической обработки результатов (считается, что в данном случае ответ испытуемого является неопределенным).
Теперь можно уже непосредственно приступать к статистической обработке полученных результатов.
Сначала вычисляются средние оценки по каждому из 70 рабочих суждений. Для того, чтобы их получить, достаточно сложить баллы, имеющиеся в каждой строке листа бумаги с наклеенными на нем столбцами цифр, и разделить полученный результат на число суммированных значимых цифр в данной строке. Итог суммирования и последующего деления записывается справа от соответствующей строки оценок с точностью до одного знака после запятой. Пример подобных расчетов показан на схеме 3 для первого суждения первой подшкалы методики.
Схема 3. Пример вычисления средней величины по первому суждению
методики СПСК.
Прочерки («—») или зачеркнутые цифры не считаются значимыми и при вычислении средних величин не учитываются. Если, например, в соответствующей строке, составленной из 10 наклеенных на лист полос, имеется один прочерк и одна зачеркнутая цифра, то полученная сумма делится на 8.
___________ Часть I. Психологическая диагностика______________
Замечание.Если количество значимых цифр, имеющихся в строке, меньше половины числа полос, наклеенных на лист, то соответствующая средняя не вычисляется и считается неопределенной. Вместо нее справа после знака равенства (схема 3) записывается прочерк «—». Аналогичное правило подсчета средних величин действует и во всех других случаях, когда к ним приходится обращаться.
В результате построчного вычисления средних оценок по данным, содержащимся в листах с наклеенными на них полосами, получают 70 оценок данной группы по частным суждениям, имеющимся в методике. Эти оценки, соответственно, характеризуют степень развитости в группе, как коллективе, семидесяти частных видов отношений, отраженных в данных суждениях. На этом первый этап статистической обработки результатов завершается.
На следующем этапе, работая уже с данными, полученными на первом этапе, можно вычислить средние показатели развитости в группе тех отношений, которые отражены в семи подшка-лах методики: ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности и информированности. Для этого достаточно на каждом листе бумаги с наклеенными полосами сложить полученные средние оценки по вертикали и сумму разделить на число этих оценок (имеются в виду те средние оценки, пример которых показан на схеме 3 справа после знака равенства). Ниже показано, как это делается1.
Пример расчета средней для подшкалы ' Первичные данные для упрощения не показаны.
_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
Вычисленная в данном примере средняя величина, характеризующая уровень развития отношений, связанных с одной из подшкал методики, представлена справа внизу под чертой. Она получена в результате суммирования всех цифр, находящихся в вертикальном столбце, и деления суммы на 8 (две частные оценки отсутствуют, а вместо них стоят прочерки, поэтому деление производится не на 10, а на 8).
На третьем этапе статистической обработки вычисляют общую оценку изученной группы как коллектива. Для этого достаточно сложить все средние по подшкалам, полученные на предыдущем этапе статистического анализа, и разделить сумму на число таких средних (оно может быть равно 7, если все средние оценки по отдельным подшкалам были получены, или меньше, если часть таких оценок отсутствует).
Таким образом, в результате трех этапов проведенного статистического анализа получают три типа оценок группы как коллектива:
1. Частные оценки степени развитости в нем 70 видов отношений, которые отражены в соответствующих 70 суждениях методики.
2. Средние оценки 7 видов отношений более общего плана, отраженных в соответствующих 7 подшкалах методики.
3. Одну общую оценку уровня развитости всех отношений в данной группе, которая одновременно является показателем уровня развития данной группы как коллектива.
Все эти данные затем вносятся в специальную диаграмму, называемую социально-психологическим рельефом группы. На рис. 67 показан не заполненный образец такой диаграммы, а на рис. 68 — с уже внесенными в него статистическими показателями трех описанных выше типов: 1-3.
Социально-психологический рельеф группы как коллектива является круговой диаграммой, на которой с помощью ломаной кривой и в цифрах изображаются разные оценки, характеризующие уровень развития данной группы. Семь больших секторов рельефа последовательно, по часовой стрелке, представляют подшкалы методики, названия которых вписаны по периметру рельефа. Сразу под этими названиями приведены поряд-
_______________ Часть I. Психологическая диагностика __________
Рис. 67. Образец матрицы социально-психологического рельефа к методике СПСК.
_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
Рис. 68. Социально-психологический рельеф группы как коллектива.
Таблица 24 Карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника
Фамилия, имя______________
Класс (группа)________________________________________
Возраст (на момент проведения первого обследования)___________________________________________________
Внимание | Память | ||||||||||
Кольца Ландольта | зрительная | слуховая | опосредствованная | Динамика процесса заучивания | |||||||
продуктивность и устойчивость | распределение | переключение | объём | объём | оперативная | объём | оперативная | ||||
продуктивность заучивания | динамичность заучивания | ||||||||||
Таблица 24 (продолжение)
О
J
Мышление | Воображение и речь | Личность | |||||||
«Логико-количественные отношения» | Тест Айзенка | Тест Беннета | «Вербальная фантазия» | «Активный словарный запас» | тип темперамента | акцентуации характера | |||
математическое мышление | лингвистическое мышление | техническое мышление | |||||||
гипер-тимность | цикло-идность | ||||||||
Логика мышления | |||||||||
Таблица 24 (продолжение)
Личность | ||||||||||
Акцентуации характера | Тревожность (по Спилбергеру) | Агрессивность | ||||||||
астено- невро- тичность | сенси-тив-ность | псих- -астенич- ность | шизоид-носгь | эпилеп-тоид-носгь | истеро- ид- ность | неустойчивость | конформность | ситуационная | личностная | |
Таблица 24 (продолжение)
Личность | Межличностные отношения | ||||||||||
Мотивация достижения успехов | Социометрический статус | «Социально-психологическая самоаттестация группы принадлежности» | |||||||||
стремление к успеху | боязнь неудачи | по выборам | по отклонениям | ответственность | коллективизм | сплочённость | контактность | открытость | организованность | информированность | общий показатель уровня развития |
Часть I. Психологическая диагностика
ковые номера тех суждений методики СПСК, которые входят в каждую подшкалу. Им на рельефе соответствуют 70 мелких секторов, по 10 в каждом большом секторе. На верхнем радиусе рельефа нанесена оценочная шкала, используемая в методике. Имеющиеся на нем цифры от 0 до 6, идущие от центра к периферии, соответствуют минимальной и максимальной оценке, которую может получить любой вид изучаемых отношений. Через пункты этой шкалы, соответствующие целым значениям оценок, проведены концентрические окружности, которых на рельефе также 6. В самом центре рельефа представлены 7 подшкал методики с их порядковыми цифровыми обозначениями и место для выставления общей оценки группы как коллектива (центральный малый круг рельефа).
В центральный малый круг рельефа (см. рис. 68 для примера) записывается общая оценка уровня развития в группе всей системы изученных отношений. В расположенные близко к центру рельефа малые сектора, следующие сразу после номеров подшкал, вносятся средние оценки отношений, соответствующих отдельным подшкалам методики, причем порядковая нумерация этих оценок соответствует порядку следования слева направо подшкал в бланке испытуемого (табл. 23). Оценки, полученные по 70 частным суждениям, отмечаются в виде точек в 70 малых секторах рельефа, обозначенных сверху цифрами, соответствующими порядковым номерам суждений. Точка ставится в середине малого сектора в том месте по вертикали, которое на заданной оценочной шкале соответствует данной оценке. В заключение все точки соединяются между собой ломаной кривой, как это показано на рис. 68. Она и представляет собой графический рельеф группы.
Таким образом, о группе, результаты исследования которой по методике СПСК представлены на рис. 68, можно сказать следующее. Общий уровень ее развития как коллектива характеризуется величиной 3,5 балла. По подшкалам данная группа получила, соответственно, следующие оценки: 1. Ответственность — 4,1 балла. 2. Коллективизм — 3,7 балла. 3. Сплоченность — 3,4 балла. 4. Контактность — 3,6 балла. 5. Открытость — 2,7 балла. 6. Организованность — 2,8 балла. 7. Информированность — 4,4 балла.
_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей_____
Выводы об уровне развития
Решение вопроса о том, на каком уровне социально-психологического развития как коллектив находится исследованная группа, принимается на основе сравнения полученных средних ее оценок с теми, которые представлены ниже.
5,0 баллов и выше— почти идеальный уровень развития группы как коллектива.
От 4,5 до 4,9 балла— очень высокий уровень развития группы как коллектива.
От 4,0 до 4,4 балла— высокий уровень развития группы как коллектива.
От 3,0 до 3,9 балла— средний уровень развития группы как коллектива.
От 2,5 до 2,9 балла— низкий уровень развития группы как коллектива.
Меньше 2,4 балла— очень низкий уровень развития группы как коллектива.
Пользуясь этой оценочной шкалой, мы можем сделать вывод о том, что та группа, социально-психологический рельеф которой показан на рис. 68, как коллектив находится на среднем уровне развития.
Замечание.Этой же оценочной шкалой можно пользоваться для выяснения того, на каком уровне развития в данной группе находятся частные виды отношений, отраженные в 70 рабочих суждениях, а также отношения, представленные в 7 подшкалах. Можно оценивать уровень развития каждого из них в отдельности.
Контрольные вопросы
1. Чем в психодиагностическом плане отличаются дети подросткового возраста от младших школьников?
2. Каковы особенности психодиагностики подростков в отличие от взрослых людей?
Часть I. Психологическая диагностика
3. Психологические свойства старших школьников, которые необходимо иметь в виду, проводя их психодиагностику.
4. Какими методами можно пользоваться для психодиагностики познавательных процессов у подростков и старших школьников?
5. В чем заключаются особенности психодиагностики мышления у подростков и старших школьников?
6. Как оценивать параметры внимания с помощью цифровых таблиц?
7. Расскажите о методике «Логико-количественные отношения».
8. Расскажите о структуре, задачах к процедуре применения интеллектуального теста Айзенка.
9. Что представляет собой тест Беннета для оценки технического мышления и как он применяется?
10. С помощью какой методики определяется тип темперамента подростка и старшего школьника?
11. Что представляет собой методика выявления акцентуаций характера А. Личко?
12. Как определяется тревожность?
13. Расскажите о проективной методике оценки мотивации достижения успехов по Д. Макклелланду, Дж. Аткинсо-ну и др. (методика типа ТАТ).
14. Каким образом тест Розенцвейга применяется для оценки агрессивности?
15. Что представляет собой и как применяется на практике социометрическая методика?
16. Что такое методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК), каковы ее задачи и какие данные получаются с ее помощью?
Практические задания
1. Провести обследование подростка или старшего школьника с помощью методики «Логико-количественные отношения» и теста Айзенка. Оценить уровень общего интеллектуального развития.
Глава 5.. Методы психодиагностики подростков и юношей
2. Исследовать особенности математического, лингвистического и технического мышления подростка или старшего школьника при помощи теста Беннета и соответствующих субтестов теста Айзенка.
3. Определить тип темперамента какого-либо подростка или старшего школьника по методике В.М. Русалова.
4. Исследовать проявления акцентуаций характера у подростка при помощи методики А.Е. Личко.
5. Оценить степень собственной тревожности при помощи методики Спилбергера.
6. Оценить и сравнить степень агрессивности двух старших школьников посредством теста Розенцвейга.
7. Определить силу мотивации достижения успехов у двух-трех старших школьников.
8. Провести социометрическое обследование какого-либо класса или студенческой группы при помощи социометрической методики. Построить коллективную социограмму-мишень. Выявить лидера в группе.
9. Провести обследование группы подростков или старших школьников при помощи методики самоаттестации группы как коллектива.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.,
1982. - 200 с.
(Социометрический тест: 182-192.)
2. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М., 1972.
3. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.
5. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.
6. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов,
Часть I. Психологическая диагностика
внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64.)
7. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80.)
8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. . [Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков: 81 -102. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ): 102-115. Исследования интеллекта: 145-155].
9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с.
(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186).
10. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В.Л., Блу-дов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. М., 1984. — 191 с.
11. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столица. М., 1987. - 304 с.
12. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое пособие... Балашов, 1992.
13. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрия. М., 1984. - 151 с.
14. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
15. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.
[Школьный тест умственного развития (ШТУР): 10-29. Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник самоотношения: 87-94. Тест-опросник уровня субъективного контроля: 94-99]. '
16. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/
Под ред. Е.М. Гуревича. М., 1981. - 232 с.
[Интеллектуальные тесты: 49-79. Диагностирование специаль
ных способностей и профессиональных достижений: 79-95. Оп
росники в психологической диагностике личности: 95-107. Диа-
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
гностика структуры личности (к работам Р.Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197).
17. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.
18. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М, 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в системе межличностных отношений: 178-192).
19. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., ПылаеваН.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981. — 67 с.
20. Школьный тест умственного развития. М., 1988.
ГЛАВА 6.