Изучение Копинг - поведения

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Поставьте в конце каждого утверждения цифру соответствующую вашему варианту ответа.

Варианты ответов

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто

Как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации?

1. Стараюсь тщательно распределить свое время________

2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить______

3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни______

4. Стараюсь быть на людях________

5. Виню себя за нерешительность________

6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации_________

7. Погружаюсь в свою боль и страдания___________

8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации___________

9. Хожу по магазинам, ничего не покупая______

10. Думаю о том, что для меня самое главное________

11. Стараюсь больше спать________

12. Балую себя любимой едой________

13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией________

14. Испытываю нервное напряжение________

15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше_________

16. Говорю себе что это происходит не со мной________

17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации________

18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать_________

19. Испытываю эмоциональный шок__________

20. Покупаю себе какую-нибудь вещь________

21. Определяю курс действий и придерживаюсь его_________

22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить________

23. Иду на вечеринку________

24. Стараюсь вникнуть в ситуацию_______

25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать______

26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию________

27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся________

28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся_______

29. Иду в гости к другу________

30. Беспокоюсь о том, что я буду делать_________

31. Провожу время с дорогим человеком________

32. Иду на прогулку_________

33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь________

34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках_________

35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю________

36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее________

37. Звоню другу________

38. Испытываю раздражение________

39. Решаю, что теперь важнее всего делать________

40. Смотрю кинофильм_______

41. Контролирую ситуацию_______

42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать_______

43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы_______

44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации_______

45. Отыгрываюсь на других_________

46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это_______

47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации________

48. Смотрю телевизор________

КЛЮЧ

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16,17,19,22,25,28,30,33, 34, 38, 45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Методика Дембо-Рубинштейн

Отметьте на вертикальной линии для каждого качества: знаком «Х» насколько оно у Вас выражено сейчас; знаком «-» насколько Вы хотите, чтобы оно у Вас было выражено.

               
               
здоровье ум, способности характер авторитет у коллег профессиональные успехи внешность уверенность в себе
                           

КЛЮЧ

По каждой шкале (кроме здоровья) измерить расстояние в миллиметрах от основания до знака «х» и от основания до знака «-». Просуммировать все значения «-» и разделить на 6, записать под знаком УП, просуммировать все значения «х» и разделить на 6, записать под обозначением СО, записать разность УП –СО под знаком СУ.

Примечание: длина столбцов шкал в стимульном материале должна равняться 100мм. (10 см.)

Диагностика предприятий по главным параметрам организационной культуры (метод Г. Хофштеде и Д. Боллинже)

1. Как часто вы выражаете несогласие с мнением руководителя?

а) часто б) редко

2. С какого типа руководителем вы предпочитаете работать?

а) автократический б) консультативный

3. Согласны ли вы с мнением, что нормы и инструкции нельзя нарушать даже в тех случаях, если работник считает что это в интересах организации?

а) да б) нет

4. Сколько еще вы хотите проработать на своем предприятии?

а) долго б) недолго

5. Как часто вы нервничаете на работе?

а) часто б) нечасто

6. Насколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни?

а) очень важно б) не очень важно

7. Какое значение вы придаете приемлемым условиям труда?

а) большое б) небольшое

8. Насколько для вас важно работать с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом?

а) очень важно б) не очень важно

9.Насколько вам важно жить в районе, приемлемом для вас лично и вашей семьи?

а) очень важно б) не очень важно

10.Насколько для вас значима работа с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом?

а) очень значима б) не очень значима

11.Насколько важно для вас иметь хорошие возможности для продвижения по службе?

а) очень важно б) не очень важно

12. Какое значение вы придаете возможности работать на данном рабочем месте так долго, как хочется?

а) большое б) небольшое

13. Насколько для вас важно быть в курсе достижений научно-технического прогресса?

а) очень важно б) не очень важно

КЛЮЧ

Дистанция власти (ДВ) – процент ответивших (а) на 1 вопрос + процент ответивших (а) на 2 вопрос и сумму делим на 2. Получаем индекс дистанции власти в 100% шкале.

Избегание неопределенности (ИН) - процент ответивших (а) на 3 вопрос + процент ответивших (а) на 4 вопрос + процент ответивших (а) на 5 вопрос и сумму делим на 3. Получаем индекс избегания неопределенности в 100% шкале.

Коллективизм (К) - процент ответивших (а) на 6 вопрос + процент ответивших (а) на 7 вопрос + процент ответивших (а) на 8 вопрос + процент ответивших (а) на 9 вопрос и сумму делим на 4. Получаем индекс коллективизма в 100% шкале.

Женственность (Ж) - процент ответивших (а) на 10 вопрос + процент ответивших (б) на 11 вопрос + процент ответивших (а) на 12 вопрос + процент ответивших (б) на 13 вопрос и сумму делим на 4. Получаем индекс женственности в 100% шкале.

Методика изучение мотивации профессиональной деятельности (Замфир-Реан)

Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале:

1 - в очень незначительной мере

2 - в достаточно незначительной мере

3 - в небольшой, но и в немаленькой мере

4 - в достаточно большой мере

5 - в очень большой мере

1. Денежный заработок _______

2. Стремление к продвижению по работе ______

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег ______

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей ______

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других _____

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы ______

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности ______

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

ОБРАБОТКА

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка п. 6 + оценка п. 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:

ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Наши рекомендации