Социальные и правовые факторы
В настоящее время постулируется не дихотомия «природа/воспитание», а взаимодействие природных и соц. факторов. Правила, нормы, традиции и идеалы любого об-ва — окружающей среды — тж взаимодействуют при структурировании поведения конкретного чел. Эти воздействия умеряют, усиливают или сводят на нет врожденные поведенческие тенденции. Можно с уверенностью сказать, что идея эффектов взаимодействия сейчас повсеместно принята в научном мире:
Генетическая предрасположенность + Социальные воздействия = Поведение
Правовые ограничения, обычно отражающие соц. установки, яв-ся сильным средством формирования предпочтительного поведения. Требуется сильная воля или компульсивные побуждения, чтобы открыто демонстрировать поведение гомосексуала, трансвестита, транссексуала или любое др. девиантное сексуальное поведение, если санкции против этого достаточно суровы. В арабских мусульманских странах действуют строгие запреты на любое открытое выражение сексуальности, даже на то, чтобы поцеловать женщину в общественном месте и на открытость части ног и рук у женщин. Такие «мелкие» правонарушения могут наказываться избиением палкой или плетью. Гомосексуальное поведение часто карается смертной казнью или длительными сроками заключения. Алжирские либералы, напр., боролись против смертного приговора за гомосексуализм и супружескую измену. Гомосексуальное и транссексуальное поведение редко наблюдается в этих странах, поскольку его открытая демонстрация сопряжена с риском.
Неизвестны культуры, в к-рых поощрялись бы или были предпочтительным модусом поведения гомосексуальные контакты между взрослыми. Существуют, однако, об-ва, в к-рых поощряются гомосексуальные контакты взрослых с детьми. Хотя это и однополые контакты, они не яв-ся предпочтительным способом получения сексуального удовлетворения, поскольку это поведение не эротически мотивировано. Напр., в племени калули на Новой Гвинее все мальчики выполняют роль пассивных партнеров в анальном сексе со зрелыми мужчинами. В новогвинейском племени самбия все мальчики совершают оральный секс с мужчинами для получения от них зрелой спермы. В этих культурах считается, что подобная практика обеспечивает передачу мужских качеств от мужчины к мальчику. Когда эти мальчики достигают зрелости, они переходят на гетеросексуальное эротическое поведение, несмотря на годы гомосексуального «тренинга». Во мн. культурах отмечается поведение, к-рое на Западе считалось бы сексуальным, но не являющееся таковым для коренного населения.
В нек-рых культурах поведение гомосексуалов и/или трансвеститов принимается без осуждения и даже считается обычаем богов. В Махабхарате, классической эпической индийской поэме о добре и зле, бог Кришна одевается женщиной и вступает в половой контакт с перворожденным сыном Арджуна, великого воина, для к-рого это яв-ся первым сексуальным контактом. Др. боги в индуистском пантеоне — открытые гомосексуалы. Во времена, предшествовавшие контакту с европейской цивилизацией, вожди на Гавайских островах гордились тем, что имеют любовников и любовниц.