Действия родителей и учителей по недопущению насмешек
Родители и учителя должны делать все от них зависящее, чтобы не допускать вызывающих стыд насмешек, которые могут выражаться в поддразниваниях, прозвищах или других проявлениях недоброжелательности дома и в школе. Ниже предлагаются советы, как этого добиться.
1. НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО О ТОМ, ЧТО НЕВОЗМОЖНО ЛЕГКО ИЗМЕНИТЬ
/++/ «Эта зеленая рубашка не смотрится с синими брюками ».
/—/ «Если ты будешь продолжать набирать вес, эти брюки на тебе лопнут».
/++/ «Если будешь есть зеленые яблоки, у тебя может разболеться живот».
/—/ «Пожалуйста, говори медленнее, иначе ты никогда не избавишься от заикания».
2. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ, А НЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
/++/ «Когда я нахожу игрушки, разбросанные по дому и сломанные, потому что они не были убраны на место, я очень расстраиваюсь!»
/—/ «Почему ты такой неряшливый?»
/++/ «Я возмущена тем, что ты разлил на ковер виноградный сок. Этого бы не случилось, если бы соблюдалось домашнее правило не есть перед телевизором».
/—/ «Опять ты разлил сок! Ради всего святого, в кого ты такой неуклюжий!»
3. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ САМИ И НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ДРУГИМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОЗВИЩА С НЕГАТИВНЫМ СМЫСЛОМ
Задача эта непростая, так как повышенное внимание к какой-либо случайной реплике одноклассников или товарищей по играм может дать обратный эффект и спровоцировать закрепление нежелательного прозвища. Почти невозможно постоянно «контролировать» игровые площадки, школьные коридоры и раздевалки спортивных залов, где обычно возникают прозвища, но, по крайней мере, в доме ребенка насмешки и обидные прозвища не должны звучать.
/++/ «Копуша, копуша, спорим, я съем свой завтрак быстрее, чем ты!»
/—/ «Дэбби — тупица, Дэбби — тупица!», «Фредди — жирняк, Фредди — жирняк!», «Дуги — недотепа, Дуги — недотепа!»
Звуки ритмичного хорового декламирования, доносящиеся из толпы играющих детей, должны так же мгновенно привлекать внимание родителей и учителей, как при-
влекает внимание зевак на перекрестке пронзительный визг автомобильных покрышек, за которым следует звон разбитого стекла. В обоих случаях могут пострадать люди — и пострадать серьезно.
4. УЧИТЕ ДЕТЕЙ НЕ ДРАЗНИТЬСЯ
Дети не осознают, какой вред может быть нанесен словами. Они действительно верят, что причиной боли могут быть только «камни и палки», но никак не слова.
Когда двухлетний Мэттью тянет Фидо за уши и весело смеется, слыша, как скулит собака, это говорит не столько о его жестокости, сколько о неосведомленности. Он не понимает, что делает собаке больно, поэтому ему нужно объяснить, почему собака скулит.
Детей следует учить доброте и словами, и собственным примером. Доброта — это тот дар, который не возникает сам по себе. Пару поколений назад преподавание «манер» считалось не менее важным, чем обучение грамоте, однако в наше время они, похоже, утратили свою значимость. Мудрец сказал по этому поводу:
«Ласковые слова подобны медовым сотам, они радуют душу и излечивают тело» (Книга притчей Соломоновых, 16:24).
5. УЧИТЕЛЯ, НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕТЯМ В ИГРАХ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ КОМАНДЫ, ПООЧЕРЕДНО ВЫБИРАЯ В КАЖДУЮ ИГРОКОВ: РЕБЕНОК, ВЫБРАННЫЙ ПОСЛЕДНИМ, МОЖЕТ ПРОНЕСТИ ЭТУ ТРАВМУ ЧЕРЕЗ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ
Вместо этого выстройте детей в шеренгу и предложите им рассчитаться на «первый-второй». Или сформируйте команды по алфавиту. Не разрешайте детям самостоятельно набирать в команды участников, руководствуясь их мастерством и умениями, потому что это вызовет положительные эмоции только у первых двух-трех выбранных, а затем капитаны команд начнут отбирать игроков по принципу «меньшего из зол», заставляя оставшихся испытывать все больший и больший стыд.
Задачей родителей и учителей должно быть стремление полностью устранить стыд из жизни каждого ребенка. Цель эта, откровенно говоря, недостижимая, но, подобно тому, как мы стараемся спасти окружающую среду, сокращая выброс в нее загрязняющих веществ, так же мы должны пытаться уберечь наших детей от разрушающих их личности «токсинов» стыда.
Мы рассмотрели лишь некоторые из многих проявлений стыда, причины которого лежат вне самой личности, но существует еще один, более утонченный генератор этого чувства, расположенный не снаружи, а внутри нас самих. Давайте вкратце обсудим, как избавиться от собственного стыда.