Индивидуальные особенности восприятия человека.
Синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, глубина, эмоциональность определяются природной особенностью нервной деятельности.
Избирательность восприятия определяется опытом, установками и интересами человека.
Задание 1: пройти диагностику на определение ведущей репрезентативной системы. Сформулировать рекомендации по учету ведущей репрезентативной системы при планировании урока. Приложение № 4.
Задание 2:сформулируйте несколько требований к наглядности с точки зрения учета особенностей восприятия.
Внимание.
Внимание – избирательная направленность сознания на объекты или явления, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.
Внимание не имеет собственного содержания.
Классификация видов внимания:
По направленности: внешнее и внутреннее.
По участию воли: непроизвольное – в основе лежит ориентировочный рефлекс, произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, постпроизвольное.
Свойства внимания.
Объем (7+-2 предмета) – количество объектов, которое человек может удерживать в поле внимания.
Распределение - удержание внимания одновременно на нескольких объектах, способность распределить внимание между 2 – мя и более объектами или видами деятельности.
Концентрация - степень сосредоточенности на объекте, способность удерживать внимание некоторое время на объекте, не рассеивая его.
Устойчивость – способность удерживать внимание некоторое время без колебаний.
Более 10 переключений в минуту – низкая устойчивость
5 – 10 – средняя
до 5 – высокая
Свойством противоположным является – отвлекаемость. Физиологическим объяснением отвлекаемости является: внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями или продолжительное действие одного и того же раздражителя.
Переключение - намеренный перенос внимания, способность произвольно переносить внимание с одного объекта на другой.
Менее 15 переключений в минуту – низкое переключение
15 – 20 – среднее
более 20 – высокое
Задание 1: сформулируйте задания для ученика начальных классов по оценке и/или развитию каждого из свойств внимания.
Нарушения внимания.
Нарушение концентрации – рассеянность.
Нарушение переключения или устойчивости: если внимание характеризуется низким переключением и высокой устойчивостью – «липкое» внимание. Высоким переключением и низкой устойчивостью – «порхающее» внимание.
Задание 2: предложите приемы или задания для работы с учениками начальных классов с каждым из видов нарушений внимания.
Особенности проявления и организации внимания.
Зависимость от характера раздражения (сила, новизна, контрастность).
Зависимость от структурной организации деятельности.
Зависимость от соответствия потребностям личности.
Задание 3:сформулируйте несколько требований к организации и проведению урока с точки зрения учета особенностей внимания.
Память.
Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта и возможном забывании.
Процессы памяти.
1. Запоминание – запечатление информации. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Оно может быть: механическим, смысловым и с использованием приемов мнемотехники (приемы эффективного запоминания – ассоциации, рифмовки, опорные слова и т. д.)
2. Сохранение – процесс активной переработки данных, информация перекодируется и сохраняется.
3. Воспроизведение – процесс восстановления прежде воспринятого, выдача информации из памяти. Его формы:
Узнавание – при повторном восприятии объекта.
Припоминание – при наличии четкой задачи.
Воспоминание – при отсутствии непосредственного восприятия.
Реминисценция – непроизвольное воспроизведение того, что казалось забытым. Отсроченное воспроизведение информации.
И! Наиболее точное и полное воспроизведение сложного, обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2 – 3 дня.
Результатом воспроизведения является представление – образ, основанный на прошлом восприятии.
4. Забывание– исчезновение информации из памяти, которая ранее была запечатлена. Забывание может быть обусловлено различными факторами: время – менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Для уменьшения забывания необходимо: осмысление информации, повторение информации, активное использование информации и т. д.
Классификация видов памяти:
По видам анализаторов: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная и т. д.
По форме психической активности (участию воли): произвольная (зависит от целей запоминания, от приемов заучивания, от использования мнемотехнических приемов ) и непроизвольная.
По времени сохранения информации: оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, кратковременная – буквальное запечатление на короткое время (около 20 секунд), долговременная – обеспечивает длительное хранение информации.
По способам запоминания: прямая и опосредованная.
По сигнальным системам: двигательная, сенсорная, образная, логическая, эмоциональная.
Основными свойствами памяти в соответствии с процессами, в ней выделяемыми являются: быстрота запоминания, прочность и длительность сохранения, объем (7+-2 предмета) и точность кратковременной памяти, готовность и уверенность воспроизведения.
Среди закономерностей памяти выделяют зависимость от силы раздражителя и степени концентрации внимания, а также повышенную ориентацию на конец и начало информации.
При этом у каждого человека есть свои особенности памяти, которые заключаются в индивидуальной значимости запоминаемой информации, в эмоциональном состоянии, в котором происходит процесс памяти. Кроме того, у каждого человека можно выделить ведущий вид памяти.
Задание 1:сформулируйте несколько требований к подготовке и проведению урока с точки зрения учета особенностей памяти.
Воображение.
Воображение– процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и памяти, называется воображением. Это процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Представление – процесс формирования образа в отсутствии объекта.
Функции представлений:
- программирование действий
- регулирование деятельности
Этапы творчества.
1. Зарождение идеи.
2. Стягивание знаний.
3. Реализация замысла.
4. Проверка и доработка.
Воображение свойственно только человеку.