Медицинская психология олицетворяет собой связь психологии с медициной
Красноярский базовый колледж им. Крутовского
Лекции по медицинской психологии
Курс план лекций
№ | тема | вид | литература | |
Введение в медицинскую психологию. | лекция | 1 час | ||
Патопсихология личности | лекция | 4 часа | ||
Стресс и стрессовые расстройства | лекция | 1 час | ||
Психосоматические расстройства | лекция | 1 час | ||
Психология девиантного поведения | лекция | 1 час | ||
Психогигиена и психопрофилактика | лекция | 1 час | ||
Психотерапия и психокоррекция | лекция | 2 часа | ||
Психология деятельности медицинского работника | лекция | 1 час | ||
Медицинская этика и деонтология | Лекция | 1 час |
Курс план семинарских занятий
№ | Тема занятия | Вопросы к занятию |
Введение в медицинскую психологию Психогигиена и психопрофилактика | 1.Определение 2.Предмет, Задачи МП 3.Структура МП 4. Концепция психосоматики 5.Психогигиена – предмет,задачи, разделы Психопрофилактика – определение, задачи, виды | |
Патопсихология личности | 1. Психопатология- определение, предмет,задачи Патопсихологические исследования 2.методики оценки психических функций 3.Практическая работа: проведение методик | |
Стресс и стрессовые расстройства Психосоматические расстройства Девиантное поведение Психотерапия и психокоррекция | 1. Концепция психосоматики 2.Группы психосоматических расстройств 3.причины психосоматических расстройств 4.Лечение психосоматических расстройств 5.Девиантное поведение – понятие и виды 6 Психокоррекция определение, виды | |
Психология деятельности медицинского работника Медицинская этика и деонтология | Отношения медицинских работников. Раскрыть понятия, привести примеры Эффективное общение. Профилактика конфликтов. Психология сестринских манипуляций. Психология умирающих. Психологическая помощь персоналу. |
Лекция №1 Введение в медицинскую психологию
Медицинская психология олицетворяет собой связь психологии с медициной
В зарубежной терминологии эту область психологии чаще всего называют клинической психологией.
В отечественной психологии прикладное значение клинической психологии определяется потребностями клиники – психиатрической, соматической и неврологической, что привело к формированию самостоятельных разделов клинической психологии: патопсихологии и нейропсихологии.
Мы будем трактовать медицинскую психологию как дисциплину, изучающую особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.
Основные причины конфликтов, возникающие в ЛПУ – незнание медицинской психологии, неумение понять психологического пациента и его родственников. Каждый медик, будь то врач, фельдшер, медицинская сестра, должен быть не только профессиональным в своём деле, но и хорошим психологом, чутким, добрым, внимательным.
Профессия медицинской сестры является творческой.Медицинской сестре необходимо знать психологию своих пациентов их отношение к своему заболеванию и методам лечения. Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, процесс взаимодействия людей.
В труде медицинского работника - предметом
- орудием труда является человек
- и продуктом
При общении с пациентом медицинский персонал должен знать и учитывать, что различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, кроме того необходимо учитывать возможные неврологические реакции (из за заболевания) пример: (в Толманова кинули костыль).
Одно из основных положений современной медицины гласит, что «лечить
надо не только болезнь, но и больного». Древние врачи учили - Вначале вылечи душу, а потом тело.
Развитие медицинской психологии связанно с большими достижениями современной медицинской науки, и возникла она в результате союза медицины и психологии.
Предметоммедицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента, личность медицинского работника и системы отношений в медицинском учреждении.
Медицинская психология также изучаетизменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни.
Основоположник – древнегреческий учёный Аристотель. Большой вклад внёс В. Вунд – основавший в 1879г. в Лейпциге I экспериментально психологическую лабораторию.