Исследователи моря спасают водолазов от гигантского спрута

Ларе был среди одноклассников аутсайдером, «мальчиком для битья». Чаще всего ему доставалось от Юсуфа, Виталия и Хакана. Мы с классной руководительницей обсудили эту проблему и решили включить в группу, помимо этих четверых мальчиков, так­же и других, которые относились к Ларсу доброжелательно и при этом имели влияние в классе. Классная руководительница ре­комендовала старосту класса Сальваторе и двух спокойных, дру­желюбных мальчиков — Мартина и Рольфа. Этих семерых ребят вместе с классной руководительницей мы пригласили на симво­лическую игру.

Мы предложили разыграть следующую историю: в открытом море в непосредственной близости друг от друга находятся два судна с водолазами. Одна группа водолазов ищет утонувший «Ти­таник», чтобы извлечь из него сокровища, другая группа хочет отыскать в глубинах моря гигантского спрута, чтобы изучить это малоизвестное животное.

Юсуф, Виталий и Хакан решили заняться исследованием спру­та (роль которого исполнял я). Классная руководительница стала ассистенткой на их корабле. Остальные мальчики захотели под-

* Айхингер А., Холл В. Детская психодрама в семейной и личной психо­терапии, в детском саду и школе. М.: Генезис, 2005.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ

нимать сокровища с «Титаника». Чтобы иметь возможность для поддерживающего дублирования Ларса, В. Холл принял роль тех­ника, отвечающего за работу водолазного снаряжения.

После сооружения декораций я в роли гигантского спрута ук­рылся в корпусе «Титаника». Таким образом, обе группы водола­зов были вынуждены работать в непосредственной близости друг от друга.

Трое агрессивных мальчиков быстро перешли от исследования спрута к охоте на него. Спрут пытался схватить водолазов-иссле­дователей своими длинными щупальцами (которые изображались платками), а водолазы старались их обрубить. Эта игра доставля­ла мальчикам большое удовольствие.

Между тем и другая команда водолазов обнаружила «Титаник» и отыскала в нем первые сокровища. Выйдя из роли спрута и не­надолго прервав игру, я спросил: «Могло ли быть так, что спруту удалось запереть исследователей в утонувшем судне и обвить их щупальцами, но искатели сокровищ найдут и спасут их еще до того, как у них закончится кислород?» Все согласились с этой иг­ровой идеей, и мы приступили к инсценированию второй части игры.

В то время как искатели сокровищ поднимали найденные дра­гоценности на корабль, я в роли спрута оттеснил трех водолазов-исследователей в угол «Титаника» и обвил их своими длинными щупальцами (мальчикам это явно нравилось). Из последних сил водолазы подали сигналы бедствия своей ассистентке, которая сразу запросила по радио помощь у соседнего корабля.

Четверо других водолазов стали нырять на глубину, пытаясь освободить исследователей от щупальцев спрута, причем Ларе бо­ролся со мной особенно упорно. Затем искатели сокровищ до­ставили потерявших сознание водолазов на их корабль, где учи­тельница в роли ассистентки стала приводить пострадавших в чувство. После того как исследователи пришли в себя и подкре­пились едой, которую приготовила им ассистентка, В. Холл <...> залатал все дыры, которые спрут проделал в водолазном снаря­жении. При этом он громко разговаривал сам с собой: «Вот было бы здорово изловить этого гигантского спрута живьем! Еще ни-






 


ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

кому никогда не удавалось поймать такое чудовище и показать его людям. Это стало бы сенсацией!»

Трое исследователей ухватились за эту идею и захотели тут же погрузиться на глубину. В. Холл в роли техника спросил их: «Мо­жет, лучше будет, если и другая водолазная команда станет уча­ствовать в охоте на этого опасного спрута? Иначе я просто не представляю себе, как вы втроем поднимите такое тяжелое жи­вотное на корабль». Юсуф, Виталий и Хакан согласились с эти­ми соображениями и пригласили искателей сокровищ нырять вместе с ними. С помощью такой поддерживающей интервенции В. Холл смог помочь Ларсу участвовать и в этом приключении. Обе группы водолазов окружили спрута и долго боролись с ним. В конце концов им удалось оглушить его. Мальчики совместны­ми усилиями втянули спрута на палубу и гордо продемонстри­ровали свою находку тележурналистам со всего мира, которые прилетели к месту сенсации на вертолете (журналистов играли из­менившие свои роли классная руководительница и В. Холл).

В заключительном круге, давая обратную связь, участники игры говорили, что им очень понравилось содержание игры и то, как они играли все вместе.

Когда дети вернулись после игры в класс, учительница усадила Ларса и трех «искателей сокровищ» за один четырехместный стол. Этим шагом она способствовала тому, что Ларе стал постепенно выходить из позиции аутсайдера и интегрироваться в коллектив класса. Юсуф, Виталий и Хакан прекратили терроризировать сво­его одноклассника.

В символической игре школьники переживают ситуации, в которых они могут вести себя социально. Они вступают в пере­говоры, договариваются друг с другом и принимают совместные решения, начинают помогать друг другу, внимательно слушать других, просить прощения и т.д. На уроках в случае возникно­вения или обострения конфликта учителя могут, обращаясь к проигранным на сессиях сценам, разрабатывать с детьми стра­тегии решения этих конфликтов.

Наши рекомендации