Авторитаризм» в зеркале , социальных представлений
ч ' ''
' • S • It. |
г _, ;■
>,' /\i'.'1
'•К 4
■а М£-Ч
;f*Tfi.*■;<■■'•' ;:i>;;«6jftjra
Освоение населением реалий радикального изменения политического устройства страны имеет как определенную протяженность во времени (диахроническую составляющую), динамика которой подробно описана в литературе (см., напр.: Яковлев, 2005), так и сложнейшую картину синхронических срезов на каждом этапе двадцатилетней истории после перестройки. Не ставя перед собой задачи охватить все многообразие форм развития общественного политического сознания (Благовещенский и др., 2005) за этот период, мы остановимся на особенностях социальных представлений, конструирование которых связано с освоением важнейшей антиномии, существующей в разных видах политической коммуникации — в аналитических обзорах СМИ, частных разговорах, анкетных опросах (там же, с. 40). Как показывает обзор современного внутриполитического дискурса, представленный в главе 1, основными темами публичных дискуссий, разногласий и полемики по поводу развития политической системы в России являются демократия и авторитаризм. Подобная «антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение в культуре» (Акопян, 1998, с. 27). С ней тесно переплетаются оппозиции «свобода—порядок» и «гражданская ответственность—государственный патернализм», принятие той или иной альтернативы определяет представление об идеальной власти. В соответствии с таким пониманием основных современных векторов политического сознания мы определили предметное поле эмпирического исследования как социальные представления о демократии в соотнесении с представлениями о политическом лидере, советской политической системе и гражданской ответственности. * «ел
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
2.1. Демократия в социальном представлении
Особенностью демократизации российского общества, по мнению многих аналитиков, явилось ее насаждение «сверху», которое сопровождалось попытками идеологов горбачевской плеяды убедить огромную массу политически индифферентного населения в необходимости демократических реформ. Как это ни странно было наблюдать в стране с тяжелым тоталитарным прошлым, подобная просветительская работа особых плодов не принесла. Более того, попытки навязать демократические взгляды встречали сопротивление и порождали такие стереотипы, как «демдиктатура» и т.п. Помимо исторических и политических, на наш взгляд, существуют также и социально-психологические объяснения того, почему демократическая идея потерпела в России фиаско, а ростки гражданского общества так неуверенно пробивают себе дорогу.
Тесно связана с указанными проблемами и проблема взаимоотношений личности и власти, а точнее говоря, отражение специфики этих взаимоотношений в социальных представлениях о демократии. Как россиянин описывает свою роль гражданина, какое содержание им вкладывается в понятия гражданских прав и обязанностей, как он распределяет ответственность между собой и властью за построение демократического государства и гражданского общества? В своем анализе мы будем использовать данные, полученные в исследовании, проведенном под нашим руководством (Emelyanova, Chupasova, 2001; Emelyanova, Allen, 2001; Блок, 2005).
Об особенностях сформировавшихся представлений о демократии можно судить также по тому, какой видится респондентам идеальная демократия, каковы ее основные атрибуты, какие страны, политические режимы или эпохи берутся в этом случае за образец. Немаловажной нам представляется и возможность соотнесения образов идеальной и реальной демократии в содержании социальных представлений респондентов. Сравнительный анализ представлений различных групп и поколений российского общества, а также сопоставление представлений россиян, проживающих на территории России и Германии, осуществленное - в рамках кросскультурного этапа исследования, должньцпо нашему замыслу, позволить получить новые данные об особенностях трансформации социальных представлений, о таких их качествах, как стабильность и изменчивость.
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
Как показывает анализ работ, посвященных социальным представлениям о различных общественно-политических феноменах, эмпирическое изучение представлений о таком сложном явлении, как демократия, требует применения комплексного исследовательского подхода. Эффективность применения комплексного подхода к изучению социальных представлений была неоднократно продемонстрирована в исследованиях представлений объектов науки, культуры, исторических событий, общественных и экономических явлений (Herzlich, 1973; Jodelet, 1991, 1992; Markova, 1996; Moscovici, 1976; Wagner, 1994 и др.).
Среди основных черт комплексного, или многоуровневого подхода к исследованию социальных представлений — одновременное использование нескольких количественных и/или качественных методов; сочетание анализа содержания межличностной коммуникации и содержания сообщений СМИ по изучаемой теме; попытка зафиксировать социальное представление в момент( его образования или трансформации. Исследования социальных представлений должны носить по возможности протяженный во времени характер либо же состоять из нескольких исследовательских «срезов». Наиболее плодотворными для получения эмпирического материала представляются исследования, носящие сравнительный характер.
Для изучения содержания социальных представлений о демократии нами было организовано комплексное исследование, состоявшее из трех этапов. Каждый этап исследования характеризовался наличием отдельных целей и задач, реализация которых предусматривала использование специально подобранного в каждом отдельном случае методического инструментария. Сбор эмпирических данных на каждом из этапов предварялся пилотажным исследованием. В ходе исследования были использованы следующие методы сбора и анализа данных: метод фокус-групп, стандартизированный опрос, контент-анализ, центрированные на проблеме интервью, метод тематического кодирования текстов. Общее число респондентов, принявших участие в исследовании, составило 360 человек.
Первый этап исследования (1998 г.) был нацелен на определение содержания социальных представлений о демократии, бытующих на уровнях межличностной и массовой коммуникации, с учетом контекста использования понятия «демократия» в советском официальном дискурсе до и во время перестройки.
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Антиномия «демократия-авторитаризм»
С помощью метода фокус-групп сравнивалось содержание социальных представлений о демократии в разных социальных группах российского общества. Контент-анализ представленности темы демократии в российской прессе в десятилетней ретроспективе (1988— 1998 гг.) позволил выявить тенденции формирования оценок демократических преобразований «сверху», печатными изданиями разной политической ориентации, а затем сопоставить содержание социальных представлений о демократии, существующих на уровнях межличностной и массовой коммуникации.
Второй этап исследования (2000 г.) был посвящен сравнению структуры социального представления о демократических изменениях в России и их последствиях на уровне ядра и периферии этого представления у респондентов различных социальных групп. В качестве основного метода исследования был выбран стандартизированный опрос. Статистические расчеты производились с использованием статистических программ «SPSS 11.5.0» и «Statistica 6.0». В опросном листе использовалась порядковая^ (ординальная) шкала, вследствие чего были осуществлены следующие непараметрические статистические процедуры: дескриптивная статистика, вычисление коэффициента позитивных ответов (TCP - Taux categorique positif) (Abric, 2000), U-крите-рий Манна-Уитни для сравнения групп, коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену), кластерный анализ (по методу К-средних).
Третий этап исследования (2002 г.) был посвящен кросскуль-турному исследованию социальных представлений о демократии респондентов, проживающих на территории России и Германии, выявлению типов этих представлений в разных возрастных группах и сравнению их содержания по трем срезам. На этом этапе использовался метод центрированного на проблеме интервью с последующим тематическим кодированием текстов. Для достижения основной цели исследования сочетание качественных и количественных методов представляется наиболее целесообразным.
По итогам первого этапа исследования были получены результаты контент-анализа материалов российской прессы. Поскольку речь идет о газетах, отличающихся определенной политической ориентацией, мы будем пользоваться в отношении -*~»' «ттпопаганда» в том социально-психологическом
смысле, в котором его использовал С. Московичи в своей работе «Психоанализ, его образ и публика». Вслед за Московичи, мы будем рассматривать политическую пропаганду как социально-психологический феномен, выполняющий две функции: регулирующую и организующую. Регулирующая функция — это функция утверждения идентичности группы, освобождения ее от противоречий, угрожающих ее сбалансированности и деятельности, т. е. социально-психологическая функция самоподтверждения. Вторая, организующая — это функция выработки адекватного содержания сообщений, функция формирования социального представления об объекте в соответствии с требованиями единства социального поля и деятельности группы. При этом социальное представление служит задаче «расширения и трансформации социального поля и задаче реализации определенного намерения через перенос значения из одного плана в другой» (Московичи, 1976). Поэтому социальное представление является наиболее адекватным способом операционализации при исследовании феноменов политической пропаганды.
Исходя из данных теоретических посылок, мы исследовали изменения, произошедшие в употреблении термина «демократия» и его производных в публикациях российских газет с 1988 по 1998 г. Как мы предполагали, каждая из газет, имеющих свою политическую ориентацию, пропагандирует собственное социальное представление о демократии, придавая ему с помощью механизма переноса заданный смысл. Понятие «демократия» к 1988 г. становится одним из ключевых слов в политическом словаре российской прессы. Между тем его внедрение имеет свою историю, которая начинается с 1985 г., когда в апреле на пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев выступил с изложением программы реформ во всех общественных сферах. Первоначально ключевым словом реформы было слово «ускорение». Ускорение должно было коснуться развития производства, социальной сферы, деятельности партийных органов, научно-технического прогресса. Однако ускорению в названных сферах не суждено было осуществиться, и это понятие вскоре стало использоваться в паре с другим ключевым понятием того времени —«перестройка». Под перестройкой понималось внесение структурных и организационных изменений в идеологию и народное хозяйство с целью достижения ускорения, а в 1987 г. понятие ускорения стало употребляться в значении увеличения темпа перестройки
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
общественного строя. Еще один ключевой термин второй половины восьмидесятых — «гласность», означавший выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику на всех уровнях власти. По частоте употребления в прессе с этими тремя понятиями соперничают такие понятия, как «командно-административная система», «механизмыторможения», «демократизация». Понятие «демократия» в то время являлось обозначением для образцовой социалистической системы. Понятие «демократизация» означало «ростдемократии». «Демократия — это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может полнокровно жить социалистический организм» (Горбачев, 1985). Демократизация, т. е. процесс развития демократии, а именно, введение альтернативных выборов депутатов и руководящих работников различных уровней, разрушение командно-административной системы, была объявлена одной из целей реформ. Пропаганда этой новой идеологии осуществлялась, прежде всего, через средства массовой информации. В теоретических работах того периода подчеркивается, что ввиду недостаточной готовности общественного сознания к восприятию идей демократии требуется серьезное идеологическое обеспечение перестройки средствами массовой информации.
После политических потрясений 1991 г. в средствах массовой информации укореняется термин «подлинная демократия». В сфере деятельности самих средств массовой информации результаты демократизации выразились в обретении печатными изданиями политической и финансовой независимости от государственной власти, возможности существования оппозиционных изданий. Таким образом, к середине девяностых годов складывается политический спектр изданий, отражающий все разнообразие движений и партий — от леворадикальных, находящихся в оппозиции, до правых, стоящих у власти. При этом коммунистическая партия, начавшая перестройку, как известно, оказалась в оппозиции.
На этой фазе исследования мы выявляли установку в отношении демократии в структуре социальных представлений, пропагандировавшихся российской прессой в период с 1988 по 1998 г. Для изучения динамики изменения установок нами были избраны восемь крупнейших российских газет, выходивших в свет в этот период. Эти газеты имели наиболее высокий рейтинг популярности, они же были названы нашими респондентами
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
из различных фокус-групп как наиболее предпочитаемые: «Аргументы и факты», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Правда», «Рабочая трибуна», «Сельская жизнь» и «Советская Россия». Срезы были сделаны в 1988, 1991, 1996 и 1998 гг. Контент-анализу подвергались все номера данных газет за январь каждого из четырех названных годов. Индикаторами были слова, содержавшие корень <демократ>. За единицу объема принималось количество слов в предложении, содержащем индикатор. Информация анализировалась по знаку, т. е. кодировалось, позитивным, негативным или нейтральным было упоминание того или иного понятия, касающегося демократии. В таблице 2 представлены результаты контент-анализа каждого издания по годам.
Анализ данных о количестве упоминаний категорий, касающихся демократии, и об оценочной компоненте этих упоминаний позволяет охарактеризовать 1988 г. как год активной пропаганды демократии в прессе. В этот период частота положительных обращений к демократии в среднем выше, чем в последующие годы. В газетах этого года существовали рубрики «Учиться демократии», «Школа демократии» и т.п. Официальный курс КПСС в этот период был ориентирован на обновление общества, на демократизацию. Оппозиционной прессы еще не существовало.На 1991 г. приходится своеобразный пик рассуждений о демократии в прессе (наибольший объем текста, посвященного демократии за все анализируемые годы). При этом можно проследить процесс зарождения оппозиционной прессы. Такие влиятельные коммунистические газеты, как «Правда», «Рабочая трибуна», «Советская Россия», уже допускают негативные обращения к понятию демократии, однако они пока сочетаются с позитивными оценками в тех же изданиях. Дело в том, что в этих изданиях демократия раскалывается на «подлинную социалистическую» и «псевдодемократию», с которой нужно бороться. Что касается либеральной прессы, то она в этот период даже наращивает пропаганду демократических ценностей.
Размежевание точек зрения на демократию становится совершенно отчетливым к 1996 г. Оппозиционная пресса развертывает активную кампанию против демократии. Появляются лексические новообразования: «демгоспода», «демгенсеки», «демократура». Демократия начинает упоминаться в негативном ключе, особенно в «Правде» и «Советской России». «Рабочая
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Таблица 2
Представленность индикаторов категорий контент-анализа
в отдельных изданиях по годам
2.1 «Аргументы и факты»
«демократия-авторитаризм»в зеркале социальных представлений
Таблица 2(продолжение)
2.4 «Литературная газета»
|! > |
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | - | - | ||||
- | - | - | - | ||||
- | - | ||||||
Всего: | |||||||
2.2 «Известия» | |||||||
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | ||||||
Всего: | |||||||
2.3 «Комсомольская правда» | |||||||
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | - | - | ||||
- | - | ||||||
Всего: |
Я
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | - | - | ||||
Всего: | |||||||
2.5 «Правда» | |||||||
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | - | - | ||||
- | - | ||||||
Всего: | |||||||
2.6 «Рабочая трибуна» | |||||||
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | ||||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
Всего: |
Lt; I »Ч.
■1237
Закономерности конструирования социальных представлений всовременной России
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
трибуна» превращается в общероссийскую промышленную 1 газету и переориентируется на специальную отраслевую тематику. Либеральные издания начинают утрачивать интерес к проблематике демократии, что видно по резкому снижению количества ее упоминаний и объема соответствующего текста. Лишь на страницах «Литературной газеты» разворачиваются дискуссии и печатаются аналитические статьи по вопросам демократического строительства. В 1998 г. в прессе наблюдалась парадоксальная ситуация. Упоминание, причем исключительно негативное, вопросов демократии можно встретить лишь в оппозиционной прессе. Однако частота этого упоминания снижается по сравнению с 1996 г. Вопросы демократии практически полностью исчезают со страниц либеральной прессы, а редкие высказывания по это- |
Таблица 2 (окончание)
2.7 «Сельская жизнь»
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | - | - | ||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
Всего: | |||||||
2.8 «Советская Россия» | |||||||
Год | Общая сумма упоминаний | Позитивные упоминания | Объем | Негативные упоминания | Объем | Нейтральные упоминания | Объем |
- | - | - | - | ||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
Всего: |
му поводу лишены четкой оценочной составляющей. Почему же либеральная пресса отказывается от обсуждений такого жизненного важного для современного российского общества предмета, как демократия, развитие которой является одним из непреложных достижений нынешней власти? Причину этому мы видим отчасти в содержании социальных представлений, выявленном нами во второй фазе исследования. Неудачи рыночных реформ, обнищание населения жестко связаны в социальных представлениях всех исследованных групп с демократическими преобразованиями общества.
Итак, последнее десятилетие стало ареной смены ориентиров в отношении ценностей демократии. На следующем этапе исследования нас интересовало, действительно ли социальные представления о демократии различаются в разных группах российского общества и каковы наборы высказываний, являющиеся эмпирическими референтами тех или иных представлений. При анализе социальных представлений мы, прежде всего, исследовали объем информации и установку в структуре социального представления. Для этого нами был использован метод фокус-групп с последующим контент-анализом высказываний участников. Участие модератора ограничивалось репликами: «Что вы считаете демократией? », «Происходят ли демократические процессы в современной России ? », « Какова степень вашей вовлеченности в демократические процессы? », «Является ли демократия благом для России?». Респондентами были представители пяти групп российского общества: менеджеры промышленных предприятий, работники бюджетной сферы, рабочие, занятые ручным трудом в частных мастерских, студенты университета, пенсионеры. За исключением мужской группы рабочих, группы были гетерогенными по половому признаку.
Контент-анализ позволил выявить наиболее часто встречающиеся высказывания о демократии в каждой из групп.
Менеджеры среднего звена промышленных предприятий (возраст 35 — 50 лет) считают, что современное российское общество не готово к демократии, а для утверждения демократических принципов требуется смена поколений. Свою позицию в отношении политики определяют как пассивную, объясняя эту пассивность неверием в результативность своих возможных Действий, разочарованностью. Нынешняя ситуация в стране оценивается ими как распущенность и вседозволенность.
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Считают, что они сами ни на что повлиять не могут. Президент (Б.Н. Ельцин) оценивается ими как несостоятельный руководитель. Надежды возлагаются на сильного лидера и на укрепление законодательной власти.
Работники бюджетной сферы (возраст 25 — 52 года) политическую ситуацию в стране оценивают как очень тяжелую. Демократию в целом считают положительным явлением, нужным России, но в настоящее время российскую демократию оценивают как зачаточную, противоречивую, однобокую. Полагают, что процесс развития настоящей демократии требует длительного времени. Свое социальное положение оценивают как бесправное и незащищенное. Источники развития демократических процессов видят в активности отдельных людей, политических лидеров, в развитии политических институтов общества. Считают, что экономический кризис тормозит демократические преобразования.
Рабочие (возраст 25 — 35 лет) придерживаются мнения, что в целом демократия необходима России, но нынешняя демократия не такая, какой она должна бы быть. Собственная политическая позиция оценивается ими как пассивная из-за неверия в результативность своих действий. Свое финансовое положение они оценивают как хорошее, поскольку много и успешно работают. В целом политическую позицию большей части населения определяют как пассивную, связывая это с особенностями национального характера — нежеланием «высовываться» и с общим ухудшением уровня жизни. Действующие политики, по их мнению, не заслуживают доверия, так как они стремятся к собственному благу, а не к благу государства и народа. Существует расхождение между законом и его практической реализацией. Нужны политические изменения: новые лидеры, возможно, диктатура.
Студенты университета (возраст 19 — 23 года) полагают, что многие важные элементы демократического государства уже присутствуют в России, но нынешняя демократия очень несовершенна. Демократия нужна России, но до нее нужно дорасти. Свое положение в обществе характеризуют как неустойчивое, ненадежное, свою политическую позицию — как не очень активную. Причину своей собственной недостаточной активности, как и пассивности всего населения, видят в отсутствии соответствующих организаций, лидеров, в разочарованности, а также в низком уровне жизни, так как «голодному человеку
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
не до демократии». Отсутствует доверие к власти, к президенту лично. Истинная демократия связывается ими с экономической стабильностью.
Пенсионеры (возраст 65 — 80 лет) оценивают демократию как вредное для России явление. Демократия в России — это безвластие и разгул бандитизма. Положение в стране характеризуют как деградацию общественной морали, развал, беззаконие, отсутствие всяких социальных гарантий. Оценивают свою политическую позицию как активную, так как являются членами общественных организаций и партий. Свое экономическое положение оценивают негативно: «До хорошей жизни уже не дожить». Выражают недоверие и неприязнь к нынешнему руководству страны. По их мнению, демократическое государство — это государство индивидуалистов, что для России неприемлемо, так как русский человек общественный по природе.
Несмотря на явные различия в установке на российскую демократию в структуре социальных представлений выделенных групп (положительная или нейтральная установка у студентов и работников бюджетной сферы, негативная или нейтральная у пенсионеров, менеджеров и рабочих), в их социальных представлениях можно отметить общие черты: недостаточность объема информации о сущности демократии; подмена политических процессов экономическими, т. е. перенос значения из сферы экономических представлений в сферу политических представлений. Кроме того, для всех исследованных групп характерно разделение демократии на идеальную и реальную. Если идеальная демократия всеми группами, кроме пенсионеров, характеризуется как потенциальное благо для России, то реальная — как ущербная или даже вредная для России. При этом гарант демократии (на момент исследования — президент Ельцин) во всех группах предстает как непопулярный лидер.
Ключевое объяснение неприятия демократии, существующего в структуре социальных представлений пенсионеров, менеджеров и рабочих, можно было бы выразить фразой: «Демократы довели Россию до обнищания». Второй важный объяснительный принцип в социальном представлении того, почему демократия не явилась абсолютным благом: «Демократия и Россия несовместимы». В качестве доказательств приводится общественный по натуре русский характер, отсутствие демократических традиций в истории страны, а значит, психологическая неготовность
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
россиян к усвоению демократических норм, усугубляемая коррумпированностью власти.
Социальные представления о демократии в изученных нами социальных группах в определенной степени отражают особенности условий их формирования и обладают рядом общих черт. К таким чертам мы можем отнести недостаточность объема информации о сущности демократии; противоречивость внутреннего содержания представлений; перенос значения трактуемых явлений из сферы экономических представлений в сферу политических представлений. Кроме того, содержание представлений характеризуется наличием образов идеальной и реальной демократии, а также тенденцией рассматривать власть, государство в качестве ведущего источника становления и развития демократии в России.
Очевидно, именно под влиянием этих представлений либеральная проправительственная пресса в 1998 г. избегает обсуждения вопросов демократии, считая их провоцирующими и раздражающими читателя. В то же время оппозиционная пресса использует критические рассуждения о демократии как аргумент в полемике.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно коммунистическая пресса, начавшая во второй половине восьмидесятых активную пропаганду принципов демократии, в конце девяностых дискредитирует саму идею демократических преобразований в России, требуя жесткой власти и преследования инакомыслия. Либеральная же пресса демонстрирует явную беспомощность в отстаивании демократической идеи в России и ведет себя конъюнктурно в угоду сложившимся социальным представлениям. Организующая, по Московичи, функция пропаганды в данном случае обеспечивает единство социального поля через механизм переноса значения. В высказываниях оппозиционной прессы он предстает как непосредственный перенос неудач экономических реформ на новые для России демократические ценности. В материалах же либеральной прессы тактика игнорирования вопросов демократии также приобретает смысл пропагандистского приема, отвлекающего публику от невыигрышного для власти положения дел.
Данные, полученные в ходе фокус-групп, а также результаты контент-анализа прессы легли в основу программы стандартизированного опроса, в котором приняли участие 273 чел. Респон-
I
дентам предлагалось оценить по 5-ти балльной шкале, в какой степени демократические преобразования в России повлекли за собой различные общественные, политические и экономические изменения. Категории, предлагавшиеся для оценки, были отобраны в результате контент-анализа текстов фокус-групп и публикаций прессы, а затем уточнены в ходе пилотажного опроса. При составлении шкалы и выборе отдельных категорий мы опирались также на результаты исследований социальных представлений о демократии, осуществленных И. Марковой и ее коллегами (Маркова, 1996; Moodie at al., 1995).
Оценочная шкала, составлялась нами с учетом рекомендаций Абрика (Abric, 2000, р. 87), предлагающего вычислять при анализе структуры социального представления коэффициент позитивных ответов — TCP (Taux categorique positif). Расчет коэффициента позитивных ответов для каждого явления из списка TCP (i) производился по следующей формуле:
гдеп(4) —число ответов «значительнаястепень», п(5) —число ответов «очень значительная степень», N — общее число ответов.
Вычисление коэффициента позитивных ответов позволило выявить те явления, которые, по мнению респондентов, явились главными следствиями демократизации. Это элементы, которые, по Абрику, будут принадлежать к ядерной части представления о демократических изменениях.
В таблице 3 представлены результаты подсчета коэффициента позитивных ответов для каждого явления из списка.
Как можно видеть, ядерные элементы социального представления о демократии фиксируют не столько политические, сколько экономические явления. Рассмотрим результаты для каждой социальной группы отдельно.
Работники бюджетной сферы, 64 чел. (68% женщин, 32% мужчин, возраст 28-57 лет. Уровень образования: 83% — высшее, 4% — неоконченное высшее, 4% -— средне-специальное, 4% — среднетехническое, 6% — среднее). Как видно из таблицы 3, наиболее существенное влияние, по мнению представителей этой группы, демократические изменения в России оказали На рост коррупции (86), возникновение диктатуры денег (86),
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Таблица 3
Оценки степени влияния демократических преобразований
на общественно-политические и экономические явления
(коэффициенты позитивных ответов [TCP])
Явления/Категории | Работники бюджетной сферы | Рабочие | Пенсионеры | Студенты |
1. Возможность свободного волеизъявления | ||||
2. Появление рыночной экономики | ||||
3. Рост коррупции | ||||
4. Появление безработицы | ||||
5. Развитие гласности | ||||
6. Появление анархии | ||||
7. Развитие демократических институтов | ||||
8. Обнищание населения | ||||
9. Появление различных свобод | ||||
10. Рост политической активности населения | ||||
11. Возникновение диктатуры денег | ||||
12. Реализация народовластия | ||||
13. Соблюдение прав человека | ||||
14. Развитие частного предпринимательства | ||||
15. Уверенность в завтрашнем дне |
обнищание населения (84) и появление безработицы (81). Анализ полученных данных показывает, что респонденты данной группы считают зависимость между демократическими изменениями в России и теми атрибутами демократии, которые принято считать одними из обязательных условий ее реализации, скорее незначительной. Основными следствиями демократических преобразований работники бюджетной сферы видят развитие гласности (53) и возможность свободного волеизъявления (45).
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
Несколько ниже оценивается ими развитие демократических институтов (28), появление различных свобод (23) и рост политической активности населения (22). Очень низкие коэффициенты получили такие категории, как соблюдение прав человека (9) и уверенность в завтрашнем дне (3).
Рабочие, 69 чел. (53% мужчины, 47% женщины, возраст 24 — 54 года. Уровень образования: 8% — высшее, 3% — неоконченное высшее, 35% — средне-специальное, 22% — среднетехническое, 29% — среднее, 3% — неполное среднее). В наиболее высокой степени следствиями демократизации в России, по мнению рабочих, стали: обнищание населения (91), появление безработицы (84), появление диктатуры денег (83), рост коррупции (78). Как видно из таблицы 3, среди политических последствий демократии представители этой социальной группы отмечают значительную степень развития гласности (61), появление различных свобод (55) и возможности свободного волеизъявления (48). То, что результатом демократических изменений стало соблюдение прав человека, считает лишь незначительная часть респондентов данной группы (9). Таким образом, и в социальной группе рабочих преобладает тенденция рассматривать в качестве основных последствий демократизации ухудшение материального и социального положения населения, рост коррупции, а также ряд других негативных явлений социально-экономического характера.
Пенсионеры, 65 чел (67 % женщин, 33% мужчин, возраст 55 — 87 лет. По уровню образования: 51% — высшее, 5% — неоконченное высшее, 9% — средне-специальное, 11% — среднетехническое, 16% — среднее, 8% — неполное среднее). При оценке последствий демократических преобразований в России опрошенные пенсионеры в качестве наиболее существенных выделяют те же явления, что и представители двух предыдущих групп — обнищание населения (84), появление безработицы (83), возникновение диктатуры денег (83) и рост коррупции (81). Среди предложенных для оценивания политических последствий демократии, респонденты этой группы в качестве наиболее значимых называют развитие гласности (48) и появление различных свобод (40). Другие атрибуты демократии — такие, как возможность свободного волеизъявления (18), развитие демократических институтов (18) и соблюдение прав человека (6), по мнению большинства опрошенных этой группы, получили незначительную степень распространения в результате демократических изменений.
24$
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Студенты, 75 чел. (63% женщины, 37% мужчины, возраст 20 — 22 года. Все опрошенные — студенты 4 и 5 курсов психологического, юридического и филологического факультетов Тверского государственного университета). Результаты исследования показывают, что представители этой социальной группы наиболее оптимистично смотрят на развитие демократии в России. Студенты отмечают значительную степень развития в результате демократических преобразований следующих атрибутов демократии: возможность свободного волеизъявления (68), развитие гласности (65), появление различных свобод (56). Однако степень развития в результате реформ народовластия (17), соблюдения прав человека (9) и уверенности в завтрашнем дне (3) студенчество оценивает как незначительную. Наиболее высокие коэффициенты, однако, были получены и в этой социальной группе при оценке таких социально-экономических явлений, как появление безработицы (85), возникновение диктатуры денег (80), рост коррупции (73) и развитие частного предпринимательства (69).
Таким образом, в представлениях респондентов изученных нами социальных групп о демократических преобразованиях оказываются связанными как элементы, имеющие непосредственное отношение к демократии, так и явления, принадлежащие сфере экономики. Причем степень развития последних в результате демократических реформ оценивается опрошенными более высоко. Для определения различий в оценках степени воздействия демократических преобразований на предложенные явления был использован U-критерий Манна-Уитни. В дополнение к нему был осуществлен расчет Z-критерия отклонения значений U от нормального распределения. Наличие отклонения свидетельствует о существовании различий между выборками.
Сравнение друг с другом социальных групп работников бюджетной сферы, рабочих и пенсионеров выявило наличие между ними сходства в оценках большинства предлагавшихся категорий. Значимые различия между группами работников бюджетной сферы и рабочими были выявлены при оценке влияния демократических преобразований на рост коррупции (р<0,05), появление различных свобод (р<0,01) и реализацию народовластия (р<0,05). При сравнении ответов работников бюджетной сферы и пенсионеров обнаружены значимые различия в оценк только двух категорий: возможность свободного волеизъявлен
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
(р<0,001) и рост политической активности населения (р<0,05), степень развития которых работники бюджетной сферы оценивают более высоко. Группы рабочих и пенсионеров значимо различаются между собой в оценке трех следующих категорий: появление различных свобод (р<0,01), возможность свободного волеизъявления (р<0,05), реализация народовластия (р<0,05).
Наибольшее число значимых различий в оценках степени влияния демократических преобразований на предложенные явления выявлено при сопоставлении группы студентов с другими исследованными социальными группами. Так, с работниками бюджетной сферы на значимом уровне отличаются оценки студентами следующих категорий: обнищание населения (р<0,001), появление различных свобод (р<0,001), реализация народовластия (р<0,001), возможность свободного волеизъявления (р<0,01), соблюдение прав человека (р<0,01), рост коррупции (р<0,05), развитие гласности (р<0,05) и рост политической активности населения (р<0,05). На уровне значимости р<0,001 выявлены различия между группами студентов и рабочих при оценке следующих категорий: возможность свободного волеизъявления, соблюдение прав человека и обнищание населения. Эти же группы значимо различаются в оценке категорий: рост политической активности населения (р<0,01) и уверенность в завтрашнем дне (р<0,05). Сравнение групп студентов и пенсионеров показало наличие значимых различий между ними в оценках по большинству предлагавшихся категорий.
Вычисление коэффициента позитивных ответов дает нам возможность сделать ряд предположений об особенностях структуры социальных представлений о демократических преобразованиях. Идентичным оказывается ядро представления У респондентов социальных групп работников бюджетной сфе-РЫ, рабочих и пенсионеров, оно включает в себя социально-экономические категории, имеющие очевидную негативную окраску (обнищание населения, рост коррупции, возникновение диктатуры денег, появление безработицы). Характерно, что остальные предложенные для оценивания категории во всех этих группах имеют значительно более низкие коэффициенты. Наиболее уда-Ленными от центра ядра оказываются категории, имеющие непо-Редственное отношение к демократии (развитие демократиче-их институтов, рост политической активности населения, соблюдение прав человека).
Закономерности конструирования социальных представлений в современной России
Антиномия «демократия-авторитаризм» в зеркале социальных представлений
У студентов ядро социального представления состоит также из экономических категории, но, в отличие от вышеперечисленных групп, вместо категории «обнищание населения» в нем присутствует категория «развитие частного предпринимательства», имеющая нейтральную окраску. Кроме того, расстояние между ядерными и периферическими элементами представления у этой группы значительно меньше. Обращает на себя внимание тот факт, что у респондентов этой группы содержащиеся в периферической части представления категории «возможность свободного волеизъявления», «развитие гласности», «появление различных свобод», «рост политической активности населения», «развитие демократических институтов» имеют наиболее высокие коэффициенты по сравнению с другими изучавшимися группами.
Таким образом, сходным для всех изученных групп является то, что ядерную часть социального представления о демократических изменениях составляют экономические категории. В социальной группе студентов наблюдаются изменения на уровне периферии представления, находящие свое выражение в большей «плотности» элементов периферии и их близости к ядру. Помимо этого, в самом ядре социального представления наблюдается появление нейтрально окрашенного элемента, что несколько снижает негативную направленность общего содержания представления.
В ходе исследования были проанализированы типы респондентов в соответствии с их оценкой последствий демократических преобразований в России. В данном случае мы рассматриваем выделенные эмпирическим путем группы респондентов, которые проявили тенденцию определенным образом оценивать предлагавшиеся общественно-политические и экономические реалии в контексте демократических реформ. Для выявления таких групп был проведен кластерный анализ (по методу К-сред-них), в результате которого было выделено 2 типичные группы респондентов (рисунок 1). Состав групп респондентов с различными типами оценки последствий демократических преобразований в России представлен в таблице 4.
Респонденты первой группы (N = 86) характеризуются тенденцией к категоричности суждений — на 5-балльной шкале ими чаще выбираются крайние значения. Особенностью ответов данной группы является низкая оценка степени
'И'
, 1