Диагноз и консультация психолога
35до 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым. А жаль.
Задание 3.21
ТЕСТ "КАКОЙ ВЫ СОБЕСЕДНИК?"
Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворенность или досаду и раздражение при беседе с любым человеком: будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
Ситуация | Ситуация, вызывающая досаду |
Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово | |
Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы | |
Собеседник никогда не смотрит мне в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня | |
Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени | |
Собеседник постоянно суетится, карандаш, бумага занимает его больше, чем мои слова | |
Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги | |
Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями | |
Что бы я не высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл | |
Собеседник всегда старается опровергнуть меня | |
Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание | |
Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться | |
Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал | |
Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться | |
Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т.д., и я уверен, что он при этом невнимателен | |
Собеседник делает выводы за меня | |
Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование | |
Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая | |
Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит меня | |
Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же | |
Когда я говорю о серьезном, то собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты | |
Собеседник часто глядит на часы во время разговора | |
Собеседник я вхожу в кабинет, он бросает свои дела и все внимание обращает на меня | |
Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-то важное | |
Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним | |
Любое его высказывание завершается вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы несогласны?" |
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение.
70—100%. Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40—70%. Вам присущи некоторые недостатки. Вы критично относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10—40%. Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи, можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0—10%. Вы отличный собеседник. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Задание 3.22
Тест «Коммуникабельны ли вы?»
Предлагаем 16 вопросов, на каждый из которых следует ответить однозначно: «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит обычная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании, собрании или мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час, и т.д.)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнитьзнакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занялнесколько месяцев назад?
9. В ресторане либо столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
2. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-то в кулуарах высказывания явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Подведите итоги
«Да» — 2 балла, «иногда» -- 1 балл, «нет» — 0. Затем общее число балловсуммируется и по классификатору определяется, к какой категории людейвы относитесь.
14-—18 баллов. У вас нормальнаякоммуникабельность. Вылюбознательны, охотно слушаете своего собеседника, достаточно терпимы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9—13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать.
4—8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя «в своей тарелке». Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпимость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте и о своем здоровье: такой стиль жизни не проходит бесследно.
Задание 3.23
Тест « Речевые барьеры при общении»
Для того, чтобы оценить, насколько актуальны для вас речевые барьеры общения, насколько вы умеете "подать информацию", предлагаем ответить на вопросы, составленные американским психологом В. Маклини.
1. Когда вы сами говорите, внимательно ли вы следите за тем, чтобы слушатели правильно вас поняли?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие уровню подготовки слушателей?
3. Обдумывайте ли вы указания, прежде чем их высказывать?
4. Отдаете ли вы распоряжения в достаточно краткой форме?
5. Если подчиненный не задает вопросов после того, как вы высказали новую мысль, считаете ли вы, что он ее понял?
6. Ясно ли вы выражаетесь?
7. Увязываете ли вы свои мысли, прежде чем их высказывать, чтобы не говорить бессвязно?
8. Поощряете ли вы вопросы?
9. Предполагаете ли вы, что знаете мысли окружающих, или задаете вопросы, чтобы выяснить их?
10. Различаете ли вы факты и мнения?
11. Усиливаете ли вы конфронтацию, противоречива аргументам собеседника?
12. Стараетесь ли вы, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?
13. Используете ли вы профессиональный жаргон, непонятный слушателям?
14. Говорите ли вы, ясно, точно и вежливо?
15. Следите ли вы за тем, какое впечатление производят ваши слова на слушателя, внимателен ли он?
16. Делаете ли вы преднамеренные паузы в соей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей?
Ключ:
Если вы задумываясь ответили "да" на все вопросы, кроме 5, 9 и 13, то можно считать, что вам присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли.