Синдром ускоренного мышления
Мы — самый загадочный биологический вид в биосфере Земли. На нашей планете насчитываются миллионы видов, но только мы обладаем самосознанием. Как интеллектуальная разновидность, мы можем думать о прошлом, не возвращаясь в него; мы можем думать о будущем, хотя будущие события еще не существуют. Мы можем планировать, предсказывать, определять, жертвовать собой, любить и сознавать, что мы существуем и являемся исключительными существами среди миллиардов людей.
Самой большой загадкой Вселенной остается человеческое мышление. Человеческое мышление настолько сложно, что ученые, будь то психиатры или психологи, напоминают маленьких детей, когда пытаются его исследовать. Если вас никогда не изумляла способность думать, то, возможно, вы никогда не ценили свою жизнь.
Мы создали сложные общества, мы построили диалог, создали науку, потому что мы — думающий вид. Наш интеллект дал нам огромные преимущества, но неадекватное использование мыслительной деятельности принесло огромные проблемы: войны, дискриминацию, преступления и социальную несправедливость. Как будто внешних проблем было недостаточно, из-за неправильного мышления у нас возникли внутренние проблемы. Одна из таких проблем — синдром ускоренного мышления (СУМ). Я открыл этот синдром в ходе исследований.
Чтобы не нарушать эмоциональное здоровье, мышление должно иметь адекватную скорость. Если эта скорость превышена, может возникнуть ряд симптомов — таких, как раздражительность, экзистенциальная неудовлетворенность, трудность концентрации, дефицит памяти, переутомление, измененный сон, трудность в получении удовольствия от жизни и чувство экзистенциальной пустоты.
СУМ вызывает эти симптомы, даже если мысли не имеют никакого тревожащего содержания. Такие симптомы наблюдаются у огромной части населения всего мира. СУМ генерируется чрезмерными стимулами со стороны прессы, средств информации, науки, образования. Кроме того, его вызывают проблемы в социальных отношения.
Одно издание «Нью-Йорк таймс» содержит больше информации, чем средний житель Северной Америки XVII столетия мог получить за годы. Триллионы единиц информации производятся ежегодно. Потребовалась бы тысяча лет, чтобы изучить всю информацию, произведенную в мире за один месяц.
Чрезмерное стимулирование вызывает гиперволнение при считывании памяти, которое приводит к гиперускорению мышления, а оно, в свою очередь, создает гиперволнение эмоциональной энергии, завершая цикл СУМ. Этот синдром — генератор беспокойства. Некоторые болезни могут вызывать такое же состояние, но в настоящее время — это отдельная болезнь, вызванная напряженным темпом современной жизни.
Основная характеристика этого синдрома — то, что люди не выключают свой ум, не замедляют мысли. Их настроение становится неустойчивым, они делаются раздражительными. Они часто проявляют нетерпение. Я обычно говорю, что они «переживают похороны без покойника». Проблемы еще нет, а они уже беспокоятся. Часто они чрезмерно требовательны к себе.
Многие писатели, журналисты и другие специалисты страдают СУМ. Редкий исполнитель не страдает от этого синдрома. Превосходные работники, делающие для компании больше, чем сами владельцы, не заботятся о качестве своей жизни. Их настроение изменчиво. Они только что были на Северном полюсе, и в следующий момент они уже в пустыне Сахара. Безмятежность и раздражительность никогда не сближались так сильно.
Другая важная характеристика СУМ — необъяснимое физическое переутомление. Думая слишком много, человек, пораженный этим синдромом, расхищает энергию коры головного мозга — наиболее развитого слоя мозга, — ту энергию, которая предназначена для органов тела, например для мышечной системы. Поэтому он чувствует удивительную усталость. Многие из таких людей обращаются к врачу, чтобы проверить, не больны ли они. Доктора, не зная о существовании этого синдрома, затевают серию бесполезных исследований.
Человек с СУМ борется за достижение какой-то цели, но, достигнув ее, вскоре теряет к ней интерес. Он любит ставить задачи, но не радуется их решению. Он ненавидит рутину и всегда ищет новые стимулы, чтобы получить хотя бы небольшое удовлетворение. Однако его эмоции неустойчивы, ибо на него постоянно обрушивается лавина мыслей.
Из большого количества симптомов СУМ я хотел бы особо подчеркнуть четыре: ускоренное мышление, переутомление, неустойчивое настроение и неумение видеть красоту в мелочах. Если у вас есть хотя бы два таких симптома, значит, у вас развился СУМ. Но это не повод для беспокойства. Просто подумайте о необходимости изменить ваш образ жизни. Вы должны научиться замедлять свои мысли — и станете устойчивым, счастливым и спокойным человеком.
Школьники с синдромом ускоренного мышления: почему в образовании царит хаос
Человеческий мозг не приспособлен к чрезмерному психическому возбуждению, которое навязывает ему современный мир. Мы сами себе соорудили огромную западню. Наука и произведенная ею бездна информации должны были сформировать свободного, безмятежного, удовлетворенного, благосклонного, мудрого человека, любящего жизнь и все, что ее поддерживает. Но наука развивалась, и человечество забеспокоилось. Наука вызвала реальную революцию как во внешнем мире, так и в мире идей. Но ее воздействие на мир эмоций дало меньше выгод, чем побочных эффектов.
Молодые люди — первые жертвы СУМ. Преподаватели во всех современных обществах не понимают, почему современные ученики хуже концентрируются на занятиях, становятся все более раздражительными и беспокойными. Главным образом в этом повинен СУМ.
Этот синдром снижает их способность думать, прежде чем реагировать, заставляет их отчаянно искать новые стимулы для возбуждения неудовлетворенных эмоций, и именно поэтому они раздражают окружающих. Мой друг педиатр сказал мне, что дети не могут оставаться спокойными дольше нескольких минут. Ему приходится прибегать ко всевозможным уловкам, чтобы обследовать их. Бесстрастное преподавание в школе стало для учеников источником скуки и раздражения.
На 7-м Международном Конгрессе по Образованию я рассказал сотням директоров школ и педагогов-координаторов о беспрецедентном кризисе образования в современном мире. Мы не формируем эмоционально здоровых молодых людей. Мы не производим мыслителей, мы репродуцируем знания.
Ученики заканчивают школу с миллионами единиц информации в памяти и аттестатом в руках, однако они не подготовлены к жизни. Очень немногие знают, как управлять своим миром мыслей, защищать свои эмоции, справляться с неудачами и преодолевать экзистенциальные кризисы. Битва жизни требует эффективного интеллектуального и эмоционального вооружения. Углубляется пропасть между классической школой и Школой Жизни.
Необходимы новые психопедагогические методы, способные улучшить и интеллектуальные характеристики, и продвинуть эмоциональное образование. Если классическое образование не будет пересмотрено в самой основе, наши преподаватели будут все больше болеть, а ученики не смогут выжить в конкурентном, агрессивном и часто жестоком мире.
В Англии правительство сталкивается с огромными трудностями при формировании корпуса преподавателей для начальных и средних школ. Люди не заинтересованы в плохо оплачиваемой и чрезвычайно изматывающей работе. В Испании среди преподавателей можно встретить огромное количество больных, напряженных, подверженных стрессу людей. В Бразилии обследование показало, что в среднем у преподавателей находят более семи психических и психосоматических симптомов. Конфликты на занятиях подвергают качество жизни преподавателей серьезной опасности.
Судьи судят людей, нарушивших закон, преподаватели учат в расчете на то, что с их учениками этого не случится. Психиатры лечат психически больных людей, а учителя учат их быть всегда здоровыми. Полиция задерживает людей, совершивших преступления, преподаватели обучают молодых людей с той целью, чтобы они всегда оставались на свободе.
Преподаватели — поэты жизни. Они должны сохранять высокое чувство собственного достоинства. Надежда мира опирается на плечи образования. Однако в наше время самая благородная из профессий стала фабрикой стресса. Именно поэтому современное образование должно осознать значение эмоционального обучения.
Я хотел бы предложить несколько способов, чтобы обогатить это обучение и помочь преподавателям передавать знания с большим удовольствием, меньшим расходом энергии и с большим эффектом. Те же методы могут использовать родители, специалисты по найму служащих и вообще все, кто желает тренировать свои эмоции.
Тренинг-техника эмоционального образования: интерактивное обучение
Интерактивное обучение
• Преподаватели должны организовать интерактивные занятия. Всеми силами надо стимулировать учеников перестать быть пассивными зрителями, сидящими за своими столами и пассивно слушающими преподавателя. Такого сорта пассивность снижает творческий потенциал, свободу и дух инициативы.
• Ученики должны участвовать, спрашивать, сомневаться, рассматривать чужие и предлагать свои идеи. Они должны участвовать в школьной жизни, предлагать изменения, активно участвовать в кампаниях по борьбе с наркотиками и СПИДом. Только участвуя в школьной жизни, они будут полностью отдаваться процессу обучения.
• Как можно превратить учеников в доверенных лиц, активно участвующих в образовательном процессе? Во-первых, они должны сидеть рядами, но в форме подковы или буквы «U». Они должны видеть друг друга и преподавателей. Расположение учеников обычными рядами может казаться безобидным, но оно деструктивно, поскольку создает иерархию, отвлекает, стимулирует инерцию мысли и затрудняет проявление эмоций. Классическое образование — фабрика пассивных людей.
• Слишком много слушать и мало говорить — риск. Так как ученики имеют СУМ и чувствуют потребность выразить свои мысли, они перенаправляют свою энергию в параллельные сферы. Поскольку многие учащиеся мало отдыхают, чрезмерно напрягаются и переутомляются, мы должны помочь им использовать умственное возбуждение для полезной деятельности. Иначе класс всегда будет для них источником напряженности, враждебности, раздражения и утомления.
• Превосходный ученик — не тот, кто получил исключительные дипломы и степени, но тот, кто учится думать и уважать других, быть доброжелательным, высказывать свое мнение и реагировать на полученные идеи.
• Родители и преподаватели должны стимулировать молодых людей к тому, чтобы они были активны, говорили, что думают и чувствуют. На самом же деле школа культивирует робость, даже возбужденные ученики могут быть робкими. Робкие люди много думают и мало говорят, они всегда подавленные. Во взрослой жизни они станут приятными для других, но будут ужасно относиться к себе. Они обычно хороши и терпимы с другими людьми, но требовательны и жестки по отношению к себе.
• Ученики могут быть преданы своей школе, только если школа предлагает им интерактивное образование, которое стимулирует обучение эмоций. Преподаватели должны быть творческими людьми, чтобы достичь этого. Уроки, о которых я говорил выше, могут использоваться, чтобы стимулировать работу в команде.
• Без эмоционального и интерактивного образования нет возможности развить эмоциональный, мультифокусный интеллект. Мы можем прозябать на тысячах конференций, но так ничего и не внедрить в практику.
Вовлечение в диалог
• Второе, эмоциональное образование предполагает применение техники вовлечения в диалог. Преподаватели должны быть внимательны, следить за глазами учеников и уметь стимулировать мышление, вовлекая учащихся в дискуссии. Искусство обсуждения порождает искусство сомнения, а искусство сомнения стимулирует искусство мышления. Те, у кого возникает мало вопросов, мало сомневаются, мало думают и в результате подавляют свои эмоции.
• Если вы сейчас испытываете трудности, говоря о своих чувствах, и вам недостает смелости преодолеть свои сомнения, опрашивая окружающих, это происходит потому, что в прошлом вы не смели открыто рассказывать о ваших сомнениях и конфлик-
так преподавателям и родителям. Творческий потенциал и свобода всходят на почве вопросов и сомнений.
• Родители и преподаватели должны стимулировать детей и учеников активно задавать вопросы. Вспомните, что в детстве все мы задавали много вопросов, но через какое-то время общество заставило нас замолчать.
• Многие люди боятся выступать на публике, другие обливаются холодным потом, когда поднимают руку, чтобы задать вопрос на собрании. Их с детства приучали быть тихими. Ничто так не вредит, как наша культура экзаменов. Ученики учатся давать ответы на экзаменах, но не учатся давать ответы в жизни.
• Я встречал много молодых людей, которые подверглись в детстве сексуальным домогательствам, но никогда не имели достаточно смелости, чтобы говорить об этом с родителями или преподавателями. Они очень мучались, но, к сожалению, молча. Если ученики не имеют смелости задать простой вопрос в классе, как мы можем ожидать, что они заговорят о более важных конфликтах? Мы должны обучить наших детей говорить и выражать свои идеи, начиная с самого раннего детства.
• Превосходный ученый, руководитель или профессионал — это тот, кто научился спрашивать чаще, чем отвечать, интересоваться больше, чем удовлетворяться доступной информацией. Искусство опроса продвигает эмоциональное образование.
• Хороший мастер передает знания ученикам; превосходный мастер учит их интересоваться, сомневаться и мыслить критически. В жизни и в науке масштаб вопроса определяет масштаб ответа. Хороший мастер готовит учеников сдавать экзамены, а превосходный мастер готовит их быть мыслителями в изменчивой Школе Жизни.