Поведение пациента оказывает сильное влияние на других.

Оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны пациента.

Симптоматическое поведение каким-то образом может быть выгодно пациенту и членам его семьи

Симптоматическое поведение может выполнять роль скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми. "Большинство симптомов" - а также реакция на них членов семьи в действительности только метафоры, зеркально отражающие - и одновременно как в кривом зеркале искажающие - все остальные семейные проблемы, прямое выражение которых непоправимо нарушило бы семейный status quo [интервью с Клу Мадансе в кн. Р. Саймона, 1996]. Задача терапевта - правильно прочитать это отражение и, опираясь на него, создать свою метафору, в которой будут предложены возможные решения проблемы.

С коммуникативной точки зрения симптоматическое поведение представляет собой неконгруентность между логическими уровнями коммуникации и метакоммуникации. Пациент прибегает к каким-то крайностям или избегает делать что-то и одновременно указывает, что он не делает этого, так как не контролирует то, что происходит. Возможно, такие серьезные проблемы, как шизофрения, требуют более многоуровневого описания, но абсолютное большинство невротических и психосоматических симптомов, а также поведенческих проблем детей могут быть представлены именно так [Haley, 1963].

Очевидно, что симптомы могут быть следствиями нарушения разных иерархических уровней глобальной системы в модели Оудсхоорна (см. параграф 1.3), и для раскрытия их смысла и функций найдется не одно объяснение. Мы будем акцентировать внимание на том, что смысл симптомов меняется в зависимости от того, что является единицей рассмотрения — индивид, диада или триада. В данном параграфе мы постараемся обосновать роль симптомов в семейной системе, используя структуру треугольника в качестве единицы анализа. Далее будет показано что, во-первых, симптоматическое поведение может быть воспринято как коммуникативная метафора, характеризующая некоторые групповые темы из ближайшего окружения пациента; во-вторых, оно представляет собой часть циркулярной коммуникативной последовательности; и, в-третьих, выполняет определенные функции в семейной системе.

С развитием коммуникативной теории и теории систем произошло изменение в понимании симптомов. Симптомы являются не только характеристиками состояния, но и выражением отношений между людьми, и служат средствами достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими.

Cимптоматическое поведение может выполнять функцию скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми. Оно определенно несет в себе коммуникативную метафору и в то же время представлено в такой форме, которая не воспринимается другими членами семьи как послание.

Симптоматическое поведение в семейной системе может выполнять две функции:

1). Морфостатическую функцию, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем состоянии. (Синонимы: гомеостаз, негативная обратная связь, “отклонение в сторону снижения”; см. параграфы 1.2; 2.1.3.) Так, ребенок может “заболеть” или у него появляется девиантное поведение как попытка уменьшить напряжение в браке своих родителей. В генезе поведенческих расстройств у детей особое место принадлежит способам разрешения конфликтов между родителями.

Другой пример: супруги собираются разводиться из-за алкоголизма мужа. Жена подает на развод, но в этот момент он “случайно” ломает ногу, и она не может его бросить в таком состоянии. Симптом позволяет им избежать пугающих изменений. Муж несет “кару” за свое безобразное поведение и клянется исправиться. Жена снова принимает привычную для нее роль “спасителя” своего “слабого” партнера. Через некоторое время запои возобновляются и т.д.

2). Морфогенетическую функцию(позитивная обратная связь, “отклонение в сторону усиления”), целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию. Так, подросток может предпринять суицидальную попытку как крайнюю меру для того, чтобы получить больше жизненного пространства для самого себя и чтобы изменить жесткие семейные правила [Оудсхоорн, 1993]. “Важнейший фактор, ведущий к позитивным переменам в семье, — это отчаяние. Когда семья в отчаянии, она меняется, если нет — остается прежней” [Интервью с Карлом Витакером в кн. Р. Саймона, 1996]. В качестве симптомов обычно выступает именно то поведение, которое вызовет крайнюю реакцию у конкретных лиц из ближайшего окружения. Так, в нашем примере с приставанием отчима к тринадцатилетней девочке в качестве симптоматического поведения возникает, например, не плохая учеба или конфликты с учителями, а поздние приходы домой и дружба с девочками особого типа. Именно это поведение вызовет крайнюю реакцию родителей и отразит групповые темы семьи.(кто посчитает первую часть ненужной может ее спокойненько вырезать)

24. Проблемні і патолог послідовності і шаблони взаємодії

Далее вставляю желтый кусок хорошо написанный про стратег подход в сем консультировании. Чтобы ориентироваться если что. Кому не надо-вырезайте.

Понятие семьи в стратегическом подходе.

Под семьей в стратегическом подходе понимается любая группа, которая живет вместе под одной крышей. Такое широкое определение применимо потому, что на прием могут прийти гомосексуальные пары, «комплексные» семьи, периодически живущие друг с другом семьи, семьи с дальним родственником или неродным человеком, оказывающим значительное влияние на процессы в семье и.т.п.

Идея комплементарности в иерархии.

Семья как иерархия включает в себя людей разных поколений, с разными интеллектуальными способностями и разным уровнем умений; все они вносят свой вклад в семью. Самая элементарная иерархия связана с линиями между поколениями. Чаще всего есть три поколения: бабушки и дедушки, родители и дети. Эти три поколения можно упрощенно представить как три уровня власти или три разных статуса.

Хейли выделяет два типа отношений в любой организации, которой в свою очередь является и семья (Haley, 1987). Это симметричные отношения - общение на равных, на одном уровне иерархической лестницы. И это комплементарные, иерархические отношения, по типу начальник - подчиненный.

Как определить, кто выше в иерархии? Это тот, кто действительно управляет поведением другого. Тот, кто говорит, что делать, и это выполняется. (Существует много способов влияния, в том числе и беспомощность, болезнь, слабость. Используя их человек часто может заставлять других действовать определенным образом.

Кто выполняет указания другого - тот ниже в иерархии. Если мать, например, заявляет: «Я ничего не могу с этим ребенком поделать.» - то это путаница власти. Значит ребенок находится выше ее в иерархии.

В семьях могут встречаться и очень «хитрые» иерархические маневры. Например, если жена приходит к мужу и просит его: «Пожалуйста, принимай все решения в семье.» - то это все же она на самом деле принимает решения. Отец говорит сыну: «Не будь таким послушным, хоть иногда решай сам». Эти два примера являются примерами парадокса в коммуникации. В стратегическом подходе такие отношения называются мета-комплементарными. Они могут использоваться на практике как переходный этап от путаницы в иерархии к четким комплементарным отношениям между разными поколениями и к симметричным отношениям между родственниками, принадлежащими к одному поколению.

ледует также учитывать фундаментальное правило социальных организаций: в организации возникают проблемы, когда существуют коалиции, пересекающие линии между поколениями, особенно когда эти коалиции неявные, секретные.

Когда индивидуум проявляет симптомы, тогда иерархическое устройство организации запутано. Когда положение членов организации в иерархии запутано и неясно, начинается борьба, которую наблюдатель бы охарактеризовал как борьбу за власть. Полезно охарактеризовать эту борьбу как попытку прояснить или выработать позиции в иерархии организации.

Коалиция - это объединение 2-х против третьего.

Союз – объединение людей, ни против кого не направленное.

Как мы можем определить иерархию? Один из способов, это сделать - провести исследование последовательностей общения в организации. Если мы узнали, что мистер Смит говорит мистеру Джонсу что-то сделать, и мистер Джонс делает, это может ничего не значить. Если подобное происходит снова и снова, мы делаем вывод, что мистер Смит выше мистера Джонса в иерархии.

Далее кусок непосредственно по вопросу:

Осознание того, что целью терапии является изменение последовательности взаимодействия людей в организованной группе, стало революцией в психотерапии. Когда последовательность меняется, индивидуумы в группе тоже подвергаются изменению.

Здесь уместно привести историческую справку о том, как собственно изменялись представления о последовательностях по мере развития детской психотерапии. Хейли описывает, что всего было три стадии:

1. На первой предполагалось, что проблема в ребенке. Существовала гипотеза, что он реагирует на интериоризированные прошлые переживания.

2. Затем, начали подчеркивать значение матери, и считалось, что у ребенка проблемы во взаимоотношениях с матерью. Например, предполагалось, что мать беспомощна и некомпетентна и ребенок адаптируется к ее поведению. Чтобы объяснить, почему мать так себя ведет, была выдвинута гипотеза, что она реагирует отчасти на опыт прошлого, а отчасти на ребенка.

3. Позже, был обнаружен отец. Предположили, что поведение матери можно объяснить ее взаимоотношениями с отцом. Например, если мать вела себя компетентно с ребенком, отец самоустранялся от семьи. Была построена гипотеза, что ее неэффективное поведение с ребенком было способом поддержать отца, когда он чувствовал стресс и был в подавленном состоянии. Когда мать была беспомощна, отец собирался с силами, чтобы помочь ей справиться с ребенком.

Наконец, исследователи начали осознавать, что здесь действует система, и все ее участники ведут себя так, чтобы последовательность сохранялась. Состояние отца является продуктом его взаимоотношений с матерью и ребенком, а их состояние в свою очередь связано с последовательностью взаимодействий, которая установилась у них с отцом и друг с другом (Haley, 1987).

Для удобства описания патологических последовательностей (т.е. таких, которые поддерживают нарушение границ между поколениями), можно допустить, что у членов семьи, которые должны находиться наверху иерархической лестницы (например у родителей), есть как бы два состояния: а)компетентности и б)некомпетентности (беспомощности). У ребенка в патологическом взаимодействии также упрощенно можно выделить 2 основных состояния: а)ведет себя плохо и б)начинает себя хорошо вести (или так: проявляет симптом и перестает проявлять симптом).

С этих позиций патологическая последовательность общения в какой-либо семье может быть представлена, например, таким способом:

§ Отец ведет себя некомпетентно.

§ Сын начинает себя плохо вести.

§ Мать (по отношению к сыну) ведет себя некомпетентно.

§ Отец начинает себя вести компетентно по отношению к сыну, чтобы исправить его поведение.

§ Сын начинает себя хорошо вести.

§ Мать начинает вести себя некомпетентно.

§ Отец ведет себя некомпетентно и.т.д., патологическая последовательность повторяется.

Поэтому одной из важнейших целей стратегической терапии является изменение последовательности, то есть такое вмешательство, после которого она уже не может продолжаться.

25. Сім'я як древніш інститут сусп. Еволюц роль сімї. (Боуэн)

вопрос вроде легкий но фиг проссыш что именно боуэн говорил конкретно по этому поводу. Ну или я тупая %) поэтому выкладываю кусочек который нашла, а если хочется дебрей то выкладываю хороший файл «все по боуену».там кратко все по содержанию его теории.может кто-то более умный найдет ответ еще и там.

Что касательно эволюционной роли:

Основная мысль Боуэновской теории состоит в том, что различные организмы отличаются неодинаковой адаптационной устойчивостью. Такие различия являются продуктом наследственности и индивидуальной истории. В случае превышения уровня устойчивости реакция становится более напряжённой. Если такое состояние сохранится в течение длительного периода времени, то вызванные стрессом изменения могут стать необратимыми.

В попытках изучения человека можно сфокусироваться на человеческой самобытности, на том, чем человек отличается от других живых существ. Любое исследование, особенно если его продуктом является продукт человеческого мышления, естественно затрагивает отличие человека от других живых форм. Второй вариант - рассматривать сходство человека с другими живыми существами. Биология – это наука о жизни и живых существах, и понимание сходства живых форм было и является важным шагом в процессе создания теории эволюции.

В статье 1976 года Боуэн определил основную идею, вдохновившую его на работу. Он пишет: «Я выдвинул теоретическое предположение, определяющее эмоциональное заболевание как нарушение эмоциональной системы, сокровенной части человеческого филогенетического прошлого, которую он разделяет со всеми низшими формами жизни, которая управляется теми же законами, что и все живые существа» (Bowen, 1976).

Определяющую роль инстинктов, управляющих большей частью жизни, можно наблюдать в стремлении выжить и вовлечении в сексуальную активность, ведущую к воспроизводству. В статичной окружающей среде любой организм может просто использовать индивидуальные стратегии, обеспечивающие его собственное выживание и воспроизводство, и нет потребности эволюционировать. Но, однако, не существует такой вещи как «статичная окружающая среда». В результате эволюции многоклеточных живых форм, взаимодействие организмов стало более комплексным, им требуется большая адаптивная гибкость.

Каждый живой организм, обладает неким подобием руководящей системы, которая управляет его стремлением к выживанию и воспроизводству. Ранние формы не зависели от мозга или центральной нервной системы. Простые химические или электрические механизмы могли служить ранним живым существам, так же как сейчас они служат современным.

Внутри конкретной окружающей среды каждая руководящая система соответствует всем другим. Это наиболее ясно можно наблюдать во взаимозависимости хищника и жертвы, или в скрещивании внутри вида. В этом смысле, каждый организм зависит от других, даже от собственных врагов, чтобы обеспечить эффективное действие собственных управленческих механизмов. Например, когда хищник и жертва должны приобрести новую реакцию; тогда потенциальное преимущество будет иметь то животное, у которого эта новая реакция продолжает собственное стремление к выживанию и воспроизводству. То есть, каждый организм находится под влиянием собственной окружающей среды и влияет на неё сам, и такое взаимодействие необходимо для эволюционно заданного поведения организма.

Утверждать, что семья является биологическим феноменом - это только отмечать очевидное. Это в такой же степени результат эволюции, как миграции китов, колеблющийся танец медоносной пчелы, неуверенные шаги новорожденного теленка к соску матери в первые моменты жизни. Корни семьи действительно очень древние, уходящие, возможно, почти в 250 миллионов лет эволюции. Семья – это одно из проявлений человеческой руководящей системы в действии, семья является также частью природной системы.

Пока у человечества есть способность изучать и понимать собственную деятельность, остается возможность, что он сможет это сделать. Наибольшей преградой является стремление каждого человека исключить себя из сети взаимосвязанности и автоматических реакций, которые и формируют «танец жизни». Человек субъективно определяет себя как отличающегося от всех других живых форм. В вызове, брошенном теорией систем, содержится призыв к пониманию на эмоциональном уровне собственной связанности с семьей, обществом, природой и планетой.

26. Порядки любви(этот кусок на случай если она придолбается о чем сам книга,чтобы было что говорить)
В основу метода расстановок легло несколько базовых принципов, которые Берт Хеллингер назвал "порядки любви". В этом методе человек рассматривается в системном взаимодействии с другими людьми - прежде всего это члены его семьи и более широко - члены его рода, как живущие, так и давно умершие, связь с которыми, тем не менее, сохраняется в нашей душе. Все эти люди связаны "порядками любви", их несколько, но в целом они могут быть сформулированы в виде одной общей идеи: каждый человек, принадлежащий к системе, должен получить свое место в сердцах других членов семьи, и на этом месте он должен иметь возможность свободно выражать и принимать любовь.
В современной жизни очень часты исключения из семьи: мать вычеркивает из жизни отца своих детей и находит "нового папу", родители не принимают в семью "инородца"-мужа дочери, рождаются внебрачные дети, не знающие своих отцов, родные гибнут в войнах и этнических конфликтах, внуки не знают судеб дедов, уничтоженных тоталитарным режимом: Порядки любви нарушают и насильственные расставания, особенно в детском возрасте, и тяжелые судьбы родных, болезни и преступления...
На исключенных или тяжело страдающих членов семейная система реагирует, запуская механизмы компенсации, действие которых приводит к тому, что оставшиеся родственники как бы живут "не своей жизнью", компенсируя тем самым причиненную кому-то "несправедливость". Например, из "преданности" деду, погибшему от голода в годы войны, внук страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, приведшими к истощению (в таких случаях Берт Хеллингер использует символические фразы для описания сути ситуации: "Дедушка, я буду голодать вместе с тобой!")
Описанные Бертом Хеллингером законы компенсаций или "родовая совесть" имеют совершенно иное наполнение, чем привычные нам правила личной совести, "что такое хорошо и что такое плохо". В контексте метода системных расстановок "плохо" все, что нарушает принцип принятия всех членов семьи со всеми их страданиями, всеми поступками и даже преступлениями.

Хеллингер выделяет три закона существования системы.(походу это и есть порядки любви)
Это закон принадлежности, закон иерархии и закон равновесия.

Закон иерархии говорит о том, каждый имеет право на принадлежность в соответствии со своим местом в системе. Это может быть место старшего или младшего ребенка в семье, место, например, первой жены, место родного отца и т.п.

В ситуации, когда неосознанно потомок берет на себя роль спасателя для предка, происходит еще и нарушение иерархии в системе: младший опекает старшего. Они как-бы меняются местами, нарушая хронологию событий. Человек проживает что-то за предка. Его собственная жизнь, из-за переплетения, отходит на второй план. Сможет ли такой человек быть успешным в работе, семейной жизни? Каких он вырастит детей, если его внимание и чувства не здесь, а где-то еще?

Иерархия в системе -- хронологический порядок вхождения в систему: кто старший, кто младший, кто первый, второй, и т.д. Нарушение иерархии приводит к семейным переплетениям. Например нарушение иерархии в детско-родительских отношениях (ребенок становится родителем своим родителям) приводит к эмоциональной и функциональной загруженности ребенка. Такой ребенок плохо учится, часто болеет, у него не ладятся отношения со сверстниками. Часто такие дети в последствии не создают свою семью, или несчастливы в семейной жизни. Эмоционально обслуживая своих родителей как родитель, они не свободны в построении своей жизни. Такое нарушение иерархии имеет глубокие системные корни. .

Если в семье были абортированные дети, выкидыши, рано умершие дети (о которых не принято вспоминать в нашей культуре), живущие дети часто подсознательно живут еще и за них. В такой ситуации даже простое проговаривание ребенку, например: "Ты у меня не первый, а третий. У тебя могли быть старшие братья или сестры", -- может освободить его от семейного переплетения.

Наши рекомендации