Прочие качества, имеющие значение для аттестации специалиста
а) Знание иностранных языков
Какие языки знает? В каком объеме? (Бегло устно и письменно — может объясняться — в объеме школьных знаний.) Где приобретено знание языков — в стране или за рубежом?
б) Повышение квалификации
Обучение на курсах повышения квалификации (характер курсов и их продолжительность), в академии управления.
в) Работа по совместительству и на общественных началах
Работа в отделах развития персонала, в социальных службах в качестве уполномоченного по делам инвалидов, в муниципальных представительных органах и других организациях, соприкасающихся с социальной сферой.
Общая оценка специалиста должна однозначно вытекать из содержания аттестации. Она сводится к одной из нижеследующих отметок.
Очень хорошо. Наилучшая общая оценка, которая соответствует исключительной пригодности к работе, выдающимся способностям и превосходному выполнению служебных обязанностей. Такую оценку могут получить лишь те специалисты, которые как по работе, так и по личностным свойствам превосходят работников, имеющих отметку «хорошо», т.е. отличаются крайне ценными свойствами как личности и уникальными способностями. Аттестация на оценку «очень хорошо» требует подробного и убедительного обоснования. Оценка «очень хорошо» дается весьма редко.
Хорошо. На эту оценку аттестуются работники, отличающиеся особой пригодностью к работе, хорошими способностями и безукоризненным выполнением профессиональных обязанностей. Данную оценку может получить только способный и компетентный специалист, обладающий глубокими знаниями, умеющий справляться с трудностями на своем рабочем месте.
Удовлетворительно. Эта оценка дается работникам, не отвечающим в полной мере по своим личным качествам, способностям и осуществлению профессиональных функций тем требованиям, выполнение которых позволило бы аттестовать их на оценку «хорошо».
Достаточно. Оценка работников, которые имеют недостатки в способностях и выполнении профессиональных обязанностей, но, хотя и с натяжкой, удовлетворяют обычным требованиям. Этой оценкой характеризуется работа, которая не несет на себе отпечатка особых способностей и вместе с тем не грешит существенными изъянами. Есть надежда, что в обозримый период времени эти работники смогут преодолеть имеющиеся у них недостатки.
Недостаточно. Самая худшая из оценок, которая ставится при аттестации работникам, не удовлетворяющим обязательным требованиям в плане пригодности к работе, способностей и выполнения трудовых функций, поскольку даже элементарные знания у них отличаются пробелами. Их недостатки не поддаются устранению, а если этого и можно добиться, то ценой таких усилий, которых вряд ли следует ожидать от данного сотрудника. Он практически непригоден для своей должности!.
Для формализации процедуры аттестации используются разного рода оценочные листы. Пример такого документа приведен в табл.14.
Таблица 14
Оценочный лист
Оцениваемые профессионально значимые черты | Оценки экспертов | |||||||||||
Первый эксперт | Второй эксперт | Третий эксперт | ||||||||||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | |
Знания по специальности | ||||||||||||
Умственные способности | ||||||||||||
Креативность (способность к творчеству) | ||||||||||||
Память | ||||||||||||
Сила воли и сопротивляемость нагрузкам | ||||||||||||
Письменная речь | ||||||||||||
Устная речь, коммуникативные способности | ||||||||||||
Умение вести переговоры | ||||||||||||
Организационные способности | ||||||||||||
Способность принимать решения | ||||||||||||
Самостоятельность в выполнении задач | ||||||||||||
Способность к сотрудничеству | ||||||||||||
Способность к руководству сотрудниками | ||||||||||||
Способность планировать работу | ||||||||||||
Умение продуктивно трудиться | ||||||||||||
Чувство долга | ||||||||||||
Ответственность |
Примечание. А — черта особенно выражена; Б — сильно выражена; В — нормально выражена; Г — слабо выражена. 8 Черты, которые не наблюдаются, следует вычеркнуть.
Оценка результативности деятельности (на примере деятельности руководителя учебного заведения)