Прочие качества, имеющие значение для атте­стации специалиста

а) Знание иностранных языков

Какие языки знает? В каком объеме? (Бегло устно и письменно — может объясняться — в объеме школь­ных знаний.) Где приобретено знание языков — в стра­не или за рубежом?

б) Повышение квалификации

Обучение на курсах повышения квалификации (характер курсов и их продолжительность), в академии управления.

в) Работа по совместительству и на обществен­ных началах

Работа в отделах развития персонала, в социальных службах в качестве уполномоченного по делам инва­лидов, в муниципальных представительных органах и других организациях, соприкасающихся с социальной сферой.

Общая оценка специалиста должна однозначно вытекать из содержания аттестации. Она сводится к одной из нижеследующих отметок.

Очень хорошо. Наилучшая общая оценка, которая соответствует исключительной пригодности к работе, выдающимся способностям и превосходному выполне­нию служебных обязанностей. Такую оценку могут по­лучить лишь те специалисты, которые как по работе, так и по личностным свойствам превосходят работников, имеющих отметку «хорошо», т.е. отличаются крайне ценными свойствами как личности и уникальными спо­собностями. Аттестация на оценку «очень хорошо» тре­бует подробного и убедительного обоснования. Оценка «очень хорошо» дается весьма редко.

Хорошо. На эту оценку аттестуются работники, отличающиеся особой пригодностью к работе, хороши­ми способностями и безукоризненным выполнением профессиональных обязанностей. Данную оценку мо­жет получить только способный и компетентный спе­циалист, обладающий глубокими знаниями, умеющий справляться с трудностями на своем рабочем месте.

Удовлетворительно. Эта оценка дается работни­кам, не отвечающим в полной мере по своим личным качествам, способностям и осуществлению профессио­нальных функций тем требованиям, выполнение кото­рых позволило бы аттестовать их на оценку «хорошо».

Достаточно. Оценка работников, которые имеют недостатки в способностях и выполнении профессио­нальных обязанностей, но, хотя и с натяжкой, удовлет­воряют обычным требованиям. Этой оценкой характе­ризуется работа, которая не несет на себе отпечатка особых способностей и вместе с тем не грешит суще­ственными изъянами. Есть надежда, что в обозримый период времени эти работники смогут преодолеть имеющиеся у них недостатки.

Недостаточно. Самая худшая из оценок, которая ставится при аттестации работникам, не удовлетворя­ющим обязательным требованиям в плане пригоднос­ти к работе, способностей и выполнения трудовых функций, поскольку даже элементарные знания у них отличаются пробелами. Их недостатки не поддаются устранению, а если этого и можно добиться, то ценой таких усилий, которых вряд ли следует ожидать от данного сотрудника. Он практически непригоден для своей должности!.

Для формализации процедуры аттестации исполь­зуются разного рода оценочные листы. Пример такого документа приведен в табл.14.

Таблица 14

Оценочный лист

Оцениваемые профессионально значимые черты   Оценки экспертов  
  Первый эксперт   Второй эксперт   Третий эксперт  
  А   Б   В   Г   А   Б   В   Г   А   Б   В   Г  
Знания по специаль­ности                                                  
Умственные способ­ности                                                  
Креативность (способ­ность к творчеству)                                                  
Память                                                  
Сила воли и сопротив­ляемость нагрузкам                                                  
Письменная речь                                                  
Устная речь, коммуни­кативные способности                                                  
Умение вести перего­воры                                                  
Организационные способности                                                  
Способность прини­мать решения                                                  
Самостоятельность в выполнении задач                                                  
Способность к сотру­дничеству                                                  
Способность к руко­водству сотрудниками                                                  
Способность плани­ровать работу                                                  
Умение продуктивно трудиться                                                  
Чувство долга                                                  
Ответственность                                                  

Примечание. А — черта особенно выражена; Б — сильно выражена; В — нормально выражена; Г — слабо выражена. 8 Черты, которые не наблюдаются, следует вычеркнуть.

Оценка результативности деятельности (на примере деятельности руководителя учебного заведения)

Наши рекомендации