Факторы, способствующие эффективному внушению

Значительно влияют на силу внушающего воздействия социальный статус и авторитет суггестора (коэффициент ранговой корреляции между этими переменными - порядка 0,8). Установлено, что добиться эффекта внушения может и суггестор с небольшим авторитетом. Для восполнения авторитета он может использовать авторитет другого человека, обладающего у суггеренда большим доверием, т. е. внушать от имени или именем другого лица. Во-вторых, суггестор может использовать авторитет целых социальных общностей, может внушать именем или от имени группы, коллектива и т. д. К. Маркс писал, что глашатаи нового «вызывают К себе на помощь духов прошлого, заимствуя у них имена, боевые лозунги, костюмы... Так, Лютер одевался апостолом Павлом...».

Современные манипуляторы сознанием используют то обстоятельство, что поиск скрытого смысла - психологически трудный процесс. Он требует мужества и свободы воли, ведь нужно на момент сбросить бремя авторитета, каким часто обладает инициатор воздействия - манипулятор. Власть имущие и денежные мешки, а в основном именно они нуждаются в манипуляции общественным сознанием, всегда имеют возможность нанять для передачи сообщений любимого артиста, уважаемого академика, поэта-бунтаря или секс-бомбу - для каждой категории населения свои авторитеты. С точки зрения психологии умение интерпретировать определяется способностью личности легко переходить

от одного контекста к другому, соединяя разные «срезы» действительности в единые картины. Однако экспериментальными исследованиями психологов установлено, что в такой ситуации около 30 % испытуемых сталкиваются с сильными затруднениями [111, 31]. Таким образом, по крайней мере, эти 30% становятся легкой добычей для манипуляторов сознанием.

Эффективности внушения способствует доброжелательность суггестора по отношению к суггеренду. Наблюдения показали, что если воспитатель, желая сделать внушение своему воспитаннику, обнаруживает доброжелательное отношение к последнему, то воздействие может дать лучший результат, чем при недоброжелательном отношении. Это подтверждают и сами наблюдаемые.

Эксперименты также показали, что для достижения успеха внушения суггестор должен чувствовать психологическое превосходство перед суггерендом. При прочих равных условиях сильнее влияет тот суггестор, который превосходит суггеренда в волевом, характерологическом и другом отношении.

От сознания наличия или отсутствия психологического превосходства над суггерендом во многом зависит увереннocть - неуверенность суггестора в достижении цели внушения.

Состояние суггестора проявляется в интонации голоса, мимике и пантомимике и передается суггеренду.

Анализ экспериментального материала дает основание утверждать, что внушение зависит от отношения суггестора к тому, что он хочет внушить суггеренду. В содержание этой детерминанты входит прежде всего вера самого суггестора в то, что он внушает. Если он глубоко верит в то, что внушает, то при прочих равных условиях его воздействие может приобрести значительную силу [134, 56-61].

Групповые внушения

Воспринимать внушающее воздействие могут и отдельные личности, и целые социальные общности, т. е. суггеренд может быть как индивидуальным, так и групповым. Причем. и тот и другой принимают внушения с учетом влияний своих групп и коллективов и более широкого социального окружения. Социальное окружение может способствовать, а может и препятствовать восприятию внушений.

Групповым адресатом может быть как постоянная, устойчивая общность людей (ученическая или студенческая группа, рабочая бригада, коллектив отдела и т. п.), так и общность временная, неустойчивая (слушатели в зале, кинозрители, стоящие в очереди, и т. д.). Но для признания общности людей групповым суггерендом необходимо, чтобы между ее членами функционировали определенные связи и отношения, в том числе и суггестивные. В этом случае члены общности будут получать внушающие воздействия не только от суггестора, но и друг от друга. В противном случае будем иметь дело не с групповым суггерендом, а с некоторым числом индивидуальных суггерендов, хотя и подвергающихся одинаковому внушению.

Проблема влияния социальной общности на личность исследовалась рядом авторов (В. М. Бехтерев, В. Медэ, Ф. Олпорт, Дж. Дашиэль). Так, В. М. Бехтерев показал, что коллектив оказывает влияние на все стороны психологии и поведения индивида. Это влияние может быть сильным и слабым, положительным и отрицательным - все зависит от взаимоотношений между индивидом и коллективом, от их особенностей и других факторов.

ВНУШЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Целебные» аксессуары

Немалое распространение имеет вера в лечебные свойства магнитных (и иных) браслетов, пластин, сережек, амулетов, талисманов. Помните «Храни меня, мой талисман»?

Внушительных результатов в XVIII веке добился венский BpaQ Ф. Месмер. Вначале он был уверен, что магнит помогает излечивать различные недуги, и добивался прекрасных результатов, накладывая подковообразный магнит на больной орган пациента. В дальнейшем Месмер намагничивал различные предметы, с которыми впоследствии соприкасались больные. Он «заряжал» воду, В которой купались пациенты, посуду, которой они пользовались, кровати, на которых те спали. «Магнетическую энергию» собирали даже в специальные «аккумуляторы», из которых ее потом «черпали» страждущие во время оздоровительных процедур.

Впоследствии Ф. Месмер пришел к выводу, никакой излечивающей силы («флюида») в магните нет. Честно признав свои заблуждения, он сосредоточил внимание на исследовании «нервных токов» в организме самого человека, которые можно усилить посредством внушения.

Врач признал свои былые заблуждения, чего нельзя сказать о многих современных «магах», продолжающих «заряжаем кремы, мази, газеты, журналы и вводящих в заблуждение миллионы людей (этот феномен будет рассмотрен далее). Внешнее сходство с некоторыми психотерапевтическими процедурами вроде бы и есть (вспомним эффект плацебо), однако массовость, бездуховность и ярко выраженная коммерческая подоплека всех названных процедур не позволяют относиться к указанным «магам» с уважением.

Народные целители

Вера в лучшее действительно приводит к тому, что это лучшее происходит. Искусные народные целители отличаются умелым соблюдением и тонким использованием этой психологической закономерности. Хорошо составленные народные заговоры от различных болезней имеют немало общего с внушениями, принятыми в современной психотерапии.

Начинаются они, как правило, с психологической настройки больного на «прием» воздействия, затем следует основная часть - собственно внушение с требованием «выгнать болезнь» из тела человека.

Использование в этой части заговора различных образных представлений («выгоняю болезнь (такого-то) в гнилое болото, в сыпучие пески...») позволяет более полно вовлекать различные системы восприятия (зрительную, кинестетическую), усилить и закрепить внушение.

В завершающей части могут произноситься фразы, имеющие целью продлить действие заговора в будущем, тем самым способствуя развертыванию оздоровительных процессов в организме больного.

Религиозные верования

На сходных принципах основывается положительное влияние, которое оказывает на людей вера в Бога. Верующие видят

в образе Всевышнего неиссякаемый источник любви и добра и черпают энергию из этого источника. На самом же деле энергия черпается каждым из собственных ресурсов. Просто с помошью веры в Бога получить «ключи доступа» бывает легче, поскольку Бог является существом идеальным, всемогущим и «энергетически неиссякаемым» (в отличие от религиозных представлений о человеке как о существе греховном и слабом).

В этом гениальная находка отцов-основателей вероучений о Боге и его «представителях» на Земле (Христе, Магомете, Будде) - создать возможность черпать из собственного источника, думая, что черпают из божественного. Как тут не вспомнить гениальное «Бог внутри нас»!

Другая находка - утверждение о ничтожестве человека позволяет священникам руководить паствой от имени Бога.

Наши рекомендации