Психология публичного выступления. Одной из важнейших форм делового общения является публичное выступление
Одной из важнейших форм делового общения является публичное выступление. Значимость речи в деловой (и частной) жизни человека невозможно переоценить.
Так, писатель-философ Дэниэл Уэбстер по этому поводу замечает: «Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел».
Публичное выступление является особой формой делового общения. Оно связано с ораторским искусством. Связь оратора со слушателями во время выступления осуществляется сложными способами, поэтому трудно судить о том, согласна ли аудитория с выступающим.
В ходе изучения психологии публичного выступления будут рас-смотрены следующие вопросы:
1. Психологическая сущность устной речи;
2. Подготовка устного выступления;
3. Содержание публичного выступления и его психология;
4. Семь приемов образности языка;
5. Поведение оратора.
Публичная деловая речь не является изящной словесностью или риторическим упражнением. Она призвана выступать средством решения деловых задач, а не самоцелью.
Психология выступления – это решение производственных вопросов и демонстрация профессиональной компетентности оратора.
Образно цель выступления выражается следующей поговоркой: «Дело сказать, и себя показать».
Исходя из сути и цели публичного выступления, можно выделить его психологические задачи:
1) решение конкретных производственных вопросов;
2) влияние на общую производственную ситуацию и психологический климат в коллективе;
3) поддержание своего имиджа квалифицированного профессионала;
4) совершенствование своего ораторского мастерства.
Публичная речь должна отвечать вполне определенным требованиям, которые делают ее логичной и убедительной, и даже просто красивой. Деловому человеку, а тем более руководителю, очень важно уметь обращаться с устным словом.
Доказательность, грамотность и эмоциональность речи являются залогом успешного делового общения. Деловые люди должны владеть техникой речевого контакта. Причем как на диалоговом, так и на массовом уровне. Владение словом в деловом мире ценится очень высоко.
Искусство устной речи является составной частью общей культуры личности. Оно показывает уровень образованности человека.
В современном деловом мире, умения выступать публично не хватает многим людям. А между тем, искусство устной речи вполне доступно каждому деловому человеку. Оно не является природным свойством, а приобретается в ходе персональной практики общения.
Так, самый выдающийся оратор в истории цивилизации, политический деятель Древнего Рима Цицерон сказал по этому поводу фразу, ставшую знаменитой: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».
Из сказанного для деловых людей можно сделать вывод о необходимости обучения ораторскому искусству. С этой целью надо чаще публично выступать, а перед этим основательно готовиться.
Деловому человеку важно усвоить, что даже одно неудачное выступление может надолго составить о нем невысокое мнение, подорвать его имидж профессионала, и даже просто образованного человека.
Подготовка устного выступления определяет его публичный успех. Методикой обучения устной речи предлагается вполне конкретный алгоритм подготовки, который состоит из шести последовательных действий. Рассмотрим их.
Установление темы и аудитории.
Тема может быть задана выступающему заранее, а может предполагать его свободный выбор. Во втором случае надо исходить из актуальности проблемы для предприятия, аудитории и себя лично.
Установление аудитории связано с пониманием ее интересов и запросов. Разговор должен быть слушателям важным, интересным и понятным.
Сбор материала.
Исходя из темы выступления, следует создать базу данных. Если даже предмет обсуждения оратору хорошо известен, необходимо обновить свои знания, поискать дополнительный материал. Вполне возможно, что по теме появилось что-то новое, теоретические идеи, необычные подходы, передовой опыт.
Разработка плана речи.
Следует продумать, что говорить, и в каком порядке. Как начинать свою речь? Какие поднять вопросы? Какие использовать аргументы? Чем завершить выступления? Чтобы не упустить чего-либо важного, рекомендуется сделать план-конспект речи. Основной его должна быть последовательность речи по пунктам (структура). Кроме того, в план-конспект включаются цитаты, факты, примеры, аргументы, которые надо донести до аудитории точно, без искажений.