Психофизиологические особенности.
Период раннего детства.
1. Наличие тесной связи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);
2. индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);
3. высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;
4. восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).
К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности взрывается изнутри: в ней появляются двое – ребенок и взрослый.
В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в ограниченных пределах.
На грани между возрастами в кризисе первого года формируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.
Во-первых, в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.
Во-вторых, до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый. И прежде всего – через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого возраста. Как указывает Д.Б. Эльконин, на предметах не написан способ взаимодействия с ним, поэтому он должен быть специально раскрыт ребенку. В младенческом возрасте это раскрытие невозможно, ребенок взаимодействует с предметом опираясь на его физические свойства.
Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый» (вместо прежней «ребенок-взрослый»).
В это время ребенок полностью поглощен предметом. Так как демонстрация способа взаимодействия с предметом принадлежит взрослому, появляется новый тип деятельности – предметная деятельность,направленная наактивное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего возраста). В этой деятельности возникает и речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.
Наконец, третье важное новообразование – развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.
Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов.
Прежде всего, это связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста не привносит в ситуацию никаких знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации.
Это поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. Взрослые люди научаются смотреть на вещи, отвлекаясь от непосредственной эмоции, которую они вызывают, и не проявляя вообще никакого интереса к ряду вещей. Для ребенка раннего возраста это невозможно, так как восприятие и эмоция слиты в одно целое. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение.
Сознавать для ребенка раннего возраста – еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Эти функции еще недостаточно отдифференцировались друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют.
Восприятие в этом возрасте вообще можно считать ведущей психической функцией. Память в этом возрасте проявляется в узнавании (этим объясняется факт амнезии раннего детства); мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только в конкретной ситуации). Эмоции в раннем возрасте проявляются также при непосредственном восприятии в конкретной ситуации.
Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. Первая – его аффективный характер, его страстность. Вторая - это доминирующая функция сознания, а значит, поставлено в максимально благоприятные условия развития.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».
Оно появляется примерно к 3-м годам. До этого для ребенка нет проблемы выделения себя в отдельность из мира слияния со взрослыми, нет проблемы понимания его взрослыми. К 3 годам ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и начинает есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок-взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».
«Три кита» раннего детства.
Прямохождение.Это умение развивается по нарастающей. Являясь физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствием.
Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира. А главное, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.
Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность сменяется предметной деятельностью.
7-8 мес. – одинаковые действия с предметами – размахивают, тащат в рот и т. д.
10-14 мес. – могут повторить с предметом то действие, которое показал взрослый; это несколько достаточно бедных менипуляций (кормить куклу);
на 2-м году жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами по их назначению.
В усвоении предметных действий ведущая роль принадлежит речи «принеси», «дай».
Соотносящие действия – закрывание коробок, нанизывание колец, складывание матрешек.
Орудийные действия – способ действия которых строго фиксирован общественным назначением предметов-орудий (еда ложкой, копание совочком, чистка зубов щеткой). Именно эти действия формируют установку на поиск в каждом предмете его специфического значения.
Процесс овладения предметным действием описан П.Я. Гальпериным в специальном исследовании. Детям от 2-х до 7-ми лет предлагалось из ящика глубиной 60 см доставать маленькие игрушки (рыбки, кубики, бочонки) с помощью лопатки, у которой лопасть загнута под прямым углом к ручке (как у сапки). Надо было поддеть игрушку, закрепить на лопасти и вертикально поднять. Только к 4-м годам дети полностью овладевают этими операциями.
П.Я. Гальперин выделил 4 стадии становления предметного действия:
1. Стадия целенаправленных проб. Сначала дети непрерывно повторяют однотипные и малоэффективные действия лопаткой; удачные приемы случайны и не закрепляются. Особенностью является то, что ребенок упорно «охотится» за какой-нибудь одной игрушкой.
2. Стадия подстерегания. Быстрые случайные пробы чередуются с замедленным выполнением движений с благоприятным положением лопатки; потом ребенок начинает как бы «подстерегать» появление определенных положений орудия.
3. Стадия навязчивого вмешательства. Теперь ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета – не выжидает, а старается воспроизвести его намеренно; но действительное понимание отношений орудия и предмета еще не полное, поэтому употребляемые приемы не всегда являются наилучшими, хотя ребенок очень упорен и настойчив: мышление настойчиво вмешивается в процесс поисков.
4. Стадия объективной регуляции. Здесь навязчивое применение приемов исчезает, и ребенок в своем поведении начинает руководствоваться правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи; эта стадия отличается как полнотой и точностью учета объективных отношений , так и овладением навыками в выполнении нужных движений.
Речевое развитие.
Язык усваивается с поразительной быстротой. За 2,5 года раннего детства речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.
4-8 мес. – «ба-ба-ба» - лепет;
12 мес. – «мама», «да», «киска»;
1,5 года – «пить сок», «мой мишка»;
2,5 года - «Что такое на столе?»
Без специального обучения к 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка. В своей речи они верно пользуются многими морфологическими и синтаксическими правилами, включая словоизменение, образование времен, составление предложений.
На 3-м году происходит понимание речи не только возрастает по объему, но и изменяется качественно.
Сохраняется в детской речи принцип многозначности: в лексиконе ребенка одно и тоже слово может относится и к предмету и к действию с ним. Например, «дверь».
Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления 2-3 словных предложений и первых вопросов, обращенных ко взрослому, зависят в первую очередь от характера общения ребенка и взрослых. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, не побуждают его к активному использованию слов, предугадывают любое желание ребенка, не стимулируя обращение к активной речи, развитие речи может замедляться.
На 3-м году у ребенка речь становится основным средством общения.
Это возраст понимания и производства вопросов.
Форма общения в раннем детстве сначала принимает форму ситуативно-делового, а к концу возраста – внеситуативно-познавательного общения.
Умственное развитие.