Слагаемые личности – свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и духовная напряженность
Экзистенциализм в трудах Р.Мэя
Литература
1. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. М, Независимая фирма "Класс", 1994 – 144 с.
http://generalpsychology.narod.ru/books/3/May.pdf
2. Мэй Р. Любовь и воля. – М.: Рефл-бук; К.; Ваклер, 1997. – 384 с.
http://yanko.lib.ru/books/psycho/may_rollo-love_and_will-8l.pdf
3. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии. /Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с..
http://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro03/index.htm
Человеческое существование - главный предмет экзистенциального подхода. Экзистенциализм фокусирует свое внимание не на сущности человека, а на человеческом бытии в том виде, в котором оно «проявляется», изменяется, то есть на процессе становления существования.
Ролло Мэй (1909 – 1994) – выдающийся американский психолог и один из самых известных в мире психотерапевтов, один из основателей гуманистической психологии, теоретический и идейный лидер экзистенциального направления.
За свои труды (книги «Смысл тревоги», «Любовь и воля», «Свобода и судьба», «Сила и невинность», «Мужество творить», «Открытие бытия») Р. Мэй был удостоен Золотой медали Американской психологической ассоциации, отмечавшей их «изящество, остроумие и стиль». Его книга «Экзистенциальная психология» стала основным источником информации для американских психологов об экзистенциализме.
Ролло Мэй увидел в этом направлении метод, отвечающий характеру современных расстройств, таких как одиночество, скука, потеря смысла существования. Он пришел к выводу, что причиной неврозов являются не плохо вытесненные детские впечатления, не прошлое пациента, а насущные проблемы человека, которые он не может решить в настоящий момент, что и ограничивает открытость будущему, спонтанность, творческое начало.
Мэй считал, что главной тревогой человека является не страх смерти, а угроза утратить смысл существования. Тревога наносит удар по ядру личности, по самому основанию психологической структуры, на котором строится понимание себя самого и мира.
Человек страшится «стать ничем»
Мэй утверждал, что тревога (как осознание своей конечности и постоянная угроза ничто) необходима для позитивного развития личности, так как человек осознает конкретные опасные обстоятельства своего существования и находит силы им противостоять.
Следовательно, принципом терапии должно стать осознание «базисной тревоги», через которое человек освобождается от невротических страхов, поняв их неподлинность и неподлинность своего бытия. Осознав собственную конечность, человек выбирает самого себя перед лицом ничто. Тревога может быть более болезненной, но она «растворяет» все невротические страхи и интегрирует Я. Для того, чтобы помочь пациенту обрести смысл, нужно понять его внутренний мир, раскрыть его Бытие-в-Мире, структуру осмысленных переживаний и интенций. Сколько людей – столько миров. Человек и мир неразрывно связаны друг с другом, как два полюса единого структурного целого, «Бытия-в-Мире». Мир включает и прошлые события, и возможности будущего. Человек все время достраивает свой мир.
Ролло Мэй говорит о трех модусах мира.
Первый модус – окружающий мир, среда обитания – человек в нем сталкивается с многообразием природных сил и приспосабливается к ним, адаптация – главная форма отношений.
Второй мир - универсум «события» – где человек встречается с другими людьми; форма отношений здесь – сосуществование, предполагающее взаимное признание в качестве личностей.
Третий – собственный мир человека - предполагает самосознание, которое является основанием видения всех человеческих проблем, ибо лишь здесь раскрывается мир внутренних значений. Мэй раскрывает учение о внутреннем мире каждого человека в третьем модусе бытия. Он считает, что человек существует одновременно во всех трех взаимопроникающих модусах. Если исчезает воспринимающий человек, исчезает и мир. Бытие для Мэя – это «Бытие-в-Мире», совокупность смысловых отношений между личностью и ее миром. Роло Мэй уделяет большое внимание роли личности в психологической работе. Уже в одной из своих первых работ – «Искусстве психологического консультирования» он предостерегает от игнорирования определения личности в консультировании: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта. …Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания».
Р. Мэй дает следующее определение личности: «Слово «личность» более точно выражает то основное в природе человеческого существа, что делает человека индивидуумом...
Слагаемые личности – свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и духовная напряженность
Эти четыре составляющие особенно важны для личности человека»
Свобода – это основной принцип, обязательное целостное существования личности. Мэй цитирует Отто Ранка, который считал, что в конечном итоге человек сам формирует свою личность с помощью творческой воли, и что причиной неврозов является как раз отсутствие у пациентов такой созидательной энергии. Свобода личности способна возрастать. Чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода. Таким образом, помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным.
Вторая составляющая личности – индивидуальность. В определение понятия индивидуальности, по Мэю, каждый индивидуум представляет собой единственную и неповторимую категорию. Попытка сделать преуспевающего дельца из юноши с артистической натурой, из задумчивого философа или из углубленного исследователя может превратить их в нездоровых людей!
Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе.
Человек должен отыскать свое настоящее «Я», и помочь ему в этом следует консультанту. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания.
Социальная интегрированность является третьей составляющей устойчивой личности.
Невозможно понять личность вне ее социального окружения. Представленное сообществом других людей, это окружение является тем миром, без которого личность теряет смысл. Выражаясь метафорически, социальное окружение это как бы те колышки, на которые натянуты нити основы личности. … Точками опоры служат для нас другие индивидуумы. Мы утверждаемся не только через наших друзей, но и через врагов. …Для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидуумов.
Четвертая составляющая личности– духовную напряженность.
Портрет личности будет неполный, если не учитывать ее внутреннюю духовную напряженность. Мэй утверждает: «Ошибочным является предположение, что душевно здоровый человек может обходиться без напряжений вообще. Говорить о внутреннем «равновесии» или «балансе» подразумевало бы, что личностные напряжения можно отрегулировать раз и навсегда». По Р. Мэю, личность постоянно изменяется, но ядро личности сохраняется благодаря прошлому опыту, глубоко отложившемуся в подсознании. Следует мужественно признать необходимость напряжений внутри личности, считает Р. Мэй, так как процесс динамики перераспределения напряжения постоянно происходит в каждом из нас. И поэтому человек призван всё время поддерживать внутреннюю напряжённую связь между двумя противоположными сторонами своего мира – телесностью и духовностью. Статичность гибельна для личности, т.к. её стихия – творчество. Предельное напряжение подводит нас к осознанию духовности.. Внутренняя напряженность личности свидетельствует о непрерывной работе духовного начала.
В своей работе «Любовь и воля» Р. Мэй рассматривает категорию личности с точки зрения экзистенциальных принципов Бытия-в-Мире и психодинамики. Он разворачивает модель развития (или изменения) личности человека в его отношениях с миром, определяя «целостную самость» как
«думающий – чувствующий – выбирающий – действующий организм, основными свойствами которого являются автономия и свобода»
Индивидуальность Р. Мэй определяет через понятие интенциональности и воли, которые служат средством сообщения нашим действиям неожиданно выявленных сознанием смыслов.
Именно в интенциональности и воле человек ощущает свою индивидуальность. «Я» – это Я в утверждении «Я могу». Интенциональность лежит в основе воли и решения и является утвердительным ответом человека на структуру его мира.
Витальность человека, утверждает Мэй, настолько велика, насколько велика его интенциональность. Процесс изменения человека, который движется к самореализации, интеграции, зрелости – это соединение вместе желания, познания, воли и решения: я постигаю – я могу – я изъявляю волю (я буду) – я есть. Единственный выход – впереди, и выбор наш состоит в том, чтобы либо отступить, либо утвердиться на этой новой земле.