Представление о личности в отечественной социальной психологии
Построение концепций личности в социальной психологии предварялось поиском места социально-психологического исследования личности, в отличие от об-шепсихологического и социологического подходов.
Б.Д. Парыгин предложил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимают «...предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида» (Парыгин, 1971, с. 118). Под второй — «...ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с.119).
Для вычленения параметров статической структуры личности автор предлагает единое основание — степень представленное™ всех компонентов психики в структуре личности, — благодаря которому выделяются три категории: общечеловеческие психические свойства индивида (наличие необходимого комплекса основных психических свойств и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам); социально-специфические особенности личности (социльно-специфический опыт и его усвоение); индивидуально-неповторимые (индивидуально-типологические особенности, свойственные конкретной личности). Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфичный, индивидуально-неповторимый).
Изучать социально-специфический опыт личностинеобходимо через: социальные роли личности («...права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения» (там же, с- 123); социальные нормы(«...правила и модели поведения, санкционированные социаль-
ными группами и ожидаемые в реальном поведении от входящих в эти группы лиш* (там же, с. 123); ценностные ориентации(ценности общества, в той или иной мере усвоенные индивидом); символы(средство закрепления санкционированной системы ценностей, они «...соединяют в себе рациональный смысл ... социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания» (там же, с. 125). Перечисленные параметры объединены в понятие «значение».
Усвоение социального опытапроисходит в виде четырех последовательных стадий: знание (исходная информация о социальных значениях); социально-психологический стереотип восприятия(валентное отношение к культивированному значению); установка(готовность действовать в соответствии со значением); побуждение(нолевое усилие для перерастания готовности в действие). В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности(отношение человека к системе норм, правил, вытекающих из его социального положения) и формируется самосознание личности.
Модели динамической структуры личностипостроены исходя из постулата: существуют внутренние (интроспективные) и внешние (поведенческие) аспекты психики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности(он представлен неосознанным эмоциональным настроением и умонастроением, системой мотивации и т. д.) и стереотип социального поведения(вербальный и невербальный аспекты).
В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать «объектно-субъектные аспекты личности ... как целостность, но в определенном отношении, а именно — в отношении к условиям ее деятельности, сформировавшимся благодаря предшествующему опыту и на основе ее природных свойств» [Ядов, 1979, с. 106)). Основываясь на теоретико-экспериментальных данных изучения фиксированных установок Д.Н. Узнадзе и социальных установок («аттитюдов») зарубежных ученых, автор предложил диспозиционную концепцию
6.2. Социальная психология личности
личности.Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые можно представить в виде иерархических систем. «Встреча*- потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку, аттитюд). Набор диспозиций также образуют иерархическую систему, К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социальные фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей включения индивида в первичные группы и конкретных социальных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения- Данный уровень диспозиций формируется на основе социальных условий жизнедеятельности человека. В цельях выявления диспозиций разного уровня автор предлагает соответствующий инструментарий (там же, с. 193).
ГМ Андреева, проанализировав существующие подходы к изучению социальной психологии личности, утверждает, что «...для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой) [Андреева, 1994, с. 332J. По мнению автора, с одной стороны, необходимо изучать те группы, через которые общество влияет на личность, ее конкретный жиз-неный путь и т. д., т. е. проблему социализации личности. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, т. е. проблему социальной установки. Рассматривая проблему социализации, автор выделяет три содержательные сферы, в которых осуществляется становление личности, — деятельность, обшение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и после трудовая.
Составной частью стратометрической концепции групп и коллективов, разработанной А.В. Петровским (1979), является
положение о развитии личности в группе. Принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности позволил дифференцировать группы по уровню их развития на диффузные группы, просоциальные ассоциации, коллективы, асоциальные ассоциации, корпорации. Была показана зависимость между уровнями развития личности и предложенной иерархией групп.