Общественный эмоциональный процесс
В 1972 году Агентство по защите окружающей среды в Вашингтоне обратилось к М. Боуену с просьбой рассмотреть возможности применения его теории семейных систем к более широким социальным группам. В ответ на этот запрос М. Боуен сформулировал положение об общественном эмоциональном процессе, фактически перенеся системный взгляд, выработанный в процессе наблюдения за семейным функционированием на общественные процессы.
Согласно М. Боуену, в обществе, так же, как и в семье, поддерживается баланс между общественным (групповая потребность в любви, одобрении, единении и согласии) и индивидуальным (потребность добиваться отличий в работе, быть независимым, потребность в самоопределении). Пока в обществе преобладают силы совместности или слияния, они служат препятствием для дифференциации отдельных личностей и групп. В условиях слияния рост и развитие вообще прекращаются, поскольку отдельные личности не могут эффективно функционировать в таком интенсивном и ограничивающем климате. Крайне трудно достичь дифференцированности, пока она находится в противодействии с мощными силами слияния в обществе.
М. Боуен предполагал, что в определённые исторические периоды существовали общественные тенденции либо к дифференциации, либо к слиянию. Когда господствует дифференциация, в обществе её сопровождают улучшения и конструктивное развитие. Чем ниже уровень социальной тревоги, тем больше присутствует конструктивных паттернов поведения, тем больше индивидуальных вкладов и прогрессивных направлений социального изменения. Взаимоотношения при этом более свободны, реактивность между отдельными личностями и группами присутствует реже. Когда преобладает слияние, то общество стагнирует, явным образом проявляя деструктивные формы изменения. Слияние преобладает во времена высокой тревоги, и под влиянием напряжения люди вынуждены принимать решения, ориентированные на короткий срок, а не более продуманные, ориентированные на дальнюю перспективу. Когда эмоциональные процессы в обществе сильны, индивиды зачастую пытаются избежать ответственности за себя в контексте, как своих семей, так и других социальных групп. Принятие ответственного решения присуще скорее обществу, где силы дифференциации преобладают над силами слияния. В качестве индикаторов силы и дисфункциональных последствий тяги к слиянию в социальной регрессии можно рассматривать высокий уровень преступности, насилие, господство в политике авторитаризма и высокий уровень разводов.
М. Боуен проводит аналогию между тем способом, которым тревожные родители обращаются с проблемным ребёнком, и способом, которым общество, через своих представителей, обращается с подобными явлениями. Тревожные должностные лица, справляясь со своими управленческими функциями, часто упускают из виду рациональные принципы. Их решения скорее отражают усилия, направленные на то, чтобы избавиться от тревожного дискомфорта, а не приверженность тщательно обоснованному способу действия.
Тревожное требование подростком «прав» может развалить неустойчивую систему убеждений родителей. Родители, если они не руководствуются при принятии решений чёткими принципами, склонны или уступить ребёнку, пытаясь тем самым умиротворить его, или проявить неадекватную ситуации реактивную жестокость и грубость. Поскольку ребёнок играет на слабых сторонах родителей, они отвечают усиленной концентрацией внимания на ребёнке и требованием от него обязательных изменений. В своих стараниях справиться с тревогой должностные лица поступают аналогично родителям, пытающимся обрести контроль над вышедшим из повиновения подростком. Тревожному обществу, как и тревожной семье, трудно разрешить свои проблемы без поляризации по любому вопросу, без разрывов, взаимного гипер- и гипофункционирования и т.д. Результатом является серия кризисов, разрешающихся в основном через восстановление комфорта, а не тщательно продуманного подхода, основанного на принципах уважения к различным точкам зрения.
В здоровых обществах соблюдается более или менее устойчивое равновесие между силой, исходящей от общества, и индивидуализмом. Отдельные индивиды, семьи и группы продуктивно функционируют и хорошо ощущают себя в своём физическом и социальном окружении. Лидерство здесь выражается в спокойных, взвешенных формах, целенаправленных и открытых к взаимодействию с любыми социальными силами.
Движение в сторону возрастания индивидуализма обычно имеет место в течение длительных периодов низкой социальной тревожности, при благоприятном состоянии окружающей среды, наличии возможностей трудоустройства, при стабильности института семьи, доступности образования для многих граждан, материальном благополучии, изобилии.