Тема 2.1.Коммуникации в организации
Студент должен знать: понятие коммуникативности и её виды; уровни коммуникаций; трансакционный анализ.
Методические указания
Изучите понятия общения и коммуникации.
Коммуникация представляет собой процесс, связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой.
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией: .
отправитель - лицо, которое собирает и отбирает информацию и передает её;
сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;
канал - средство передачи информации;
получатель - лицо, которому предназначена информация и который её воспринимает.
Отправитель и получатель в процессе обмена информацией взаимодействует между собой на нескольких этапах. Их задачами являются составление сообщения, выбор каналов передачи сообщения таким образом, чтобы обе стороны поняли и восприняли исходную идею. Трудность заключается в том, что на каждом этапе смысл информации может быть искажен или полностью утрачен. Этими этапами являются: формирование идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование.
Рис. 4
Межличностная коммуникация имеет огромное значение для эффективного управления. С одной, стороны, от 50 до 90% своего времени руководитель тратит на разговоры. А с другой, — во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных ситуаций; и, во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующих неопределенность и двусмысленность.
Преграды или шумы, встречающиеся в межличностной коммуникации, принято группировать следующим образом: преграды, обусловленные восприятием; семантикой, использованием в обмене невербальной информацией, неэффективной связью и плохим умением слушать.
Необходимо помнить, что невербальные средства общения (позы, интонации и жесты) руководителя в процессе его общения с подчиненными способны повлиять на поведение последнего гораздо больше, чем слова, которые он при этом произносит. Дело в том, что эффект большинства сообщений создается невербальной информацией: 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, 38% через интонации и модуляцию голоса, то есть словам остается только 7% воспринимаемой информации.
Изучите понятие трансакции.
Трансакция представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции сопровождается невербальным, выражающимся во взгляде, интонации, рукопожатии и т. д.
Выделяются три формы трансакций - дополнительная, пересекающиеся и скрытые. Каждой из этих форм соответствуют свои правила коммуникации.
1.Дополнительные (параллельные) трансакции осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседников, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению.
Правило коммуникации: дополнительные (параллельные) трансакции могут продолжаться долго. Длительное общение не во всех случаях бывает эффективным.
2.Особенностью пересекающихся трансакций является то, что реакция собеседника исходит не из того состояния Я, на которое было направлено воздействие. Пересекающейся трансакции препятствует течение беседы.
Правило коммуникации: после пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается. Партнеры при пересекающихся трансакциях говорят мимо друг друга.
3.Наиболее сложными являются скрытые трансакции, поскольку в них взаимодействие осуществляется сразу на двух уровнях: социальном и психологическом. На социальном произносится одно, а на психологическом подразумевается другое, причем партнеры это прекрасно понимают и реагируют не на социальный, а на психологический уровень.
Правило коммуникации: при скрытых трансакциях общение происходит на скрытом психологическом уровне.
В данной теме важно изучить психологические приёмы достижения расположенности подчиненных (аттракция).
1.Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
2.В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не личность, а особенности поведения вашего партнера.
3.Следует внимательно слушать партнера по общению, чтобы правильно понять, что вам хотят сказать.
4.При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить её причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
5.Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
6.Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения.
7.Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
8.Тогда когда это уместно используйте прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на другой ноте, и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
9.В процессе общения никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
10.В процессе общения укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
11.Общаясь с подчиненными, доверяйте сотрудникам и признавай те собственные ошибки в работе.
Приемов достижения достаточно много. Например, консультанты по вопросам управления из США Лори С. Планкетт. и Гай А. Хейл разработали схему общения руководителя с подчиненными, которая позволяет в значительной степени достичь расположенности подчиненных.
Основными её пунктами являются:
1.Уметь предвидеть реакцию подчиненных.
При изменении управленческих ситуаций руководители должны четко представлять себе возможность действий своих сотрудников.
2.Обеспечивать надежную информацию.
3.Управлять эмоциями.
Руководитель должен контролировать свои эмоции, уметь ими управлять, обеспечивая объективность видения ситуации.
4.Предъявлять исполнителям четкие требования.
Этот пункт предполагает ясность формулировок со стороны руководителя. Он должен быть уверен, что подчиненные поняли ситуацию.
5.Заботиться об «обратной связи».
Налаживание «обратной связи» с подчиненными - одна из существенных сложностей в процессе общения и достижения расположенности подчиненных.
6.Пробудить интерес к работе.
Имеется в виду, прежде всего, создавать у сотрудников положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности.
Реализация тактики эффективного профессионального общения руководителя со своими подчиненными и достижения их расположенности может осуществляться с помощью различных мотивационных приемов.
1.Поддержание чувства собственного достоинства у подчиненных.
Знающие психологию человеческого поведения руководители понимают, что поддержание чувства собственного достоинства у работников способствует расположенности подчиненных и повышению эффективности их труда.
2.Применение положительной стимуляции.
Выработка у человека ожидания положительной реакции на желательные действия и негативной реакции на отрицательные действия может быть эффективным средством в управлении поведением персонала.
3.Активное слушание.
Внимательное слушание подчиненного имеет сильное стимулирующее взаимодействие и повышает его расположенность. Руководитель, хочет он того или нет, сообщает о своем отношении к сотруднику, используя при этом такие невербальные средства общения, как мимику, жесты и т. п.
При неумении руководителя слушать подчиненного создается отрицательное отношение исполнителей к своему начальнику.
4.Сосредоточение внимания на задании.
Неумелые руководители в ряде случаев акцентируют внимание на личности подчиненного. В связи с неадекватным восприятием ситуации руководитель дает задания, часто несоответствующие возможностям исполнителя.
Важными приемами достижения расположенности подчиненных является соблюдение служебного этикета.
Любому менеджеру необходимо усвоить кодекс поведения, принятый для хорошо воспитанных людей. Этот кодекс включает 4 основные правила:
-вежливость -естественность
-достоинство -такт.
Самостоятельная работа № 7. Ответы на конкретные вопросы (письменно):
1.Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
2.Каковы условия эффективной коммуникации?
3.Какие виды информации существуют?
4.Раскройте сущность функций управленческого общения.
5.Определите условия эффективного общения и основные психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция).