Организационные методы работы
В своей деятельности любая организация придерживается определенных правил (ценностей). Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которыми человек руководствуется в жизни (путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей), принимает решения и осуществляет свои действия.
Организационные ценности – это предпочитаемые и желаемые правила поведения в организации ее членов, служащие достижению организационных целей.
Список организационных ценностей составить невозможно. Назовем наиболее распространенные и важные из них:
• индивидуализм / коллективизм;
• конкуренция / кооперация;
• молодость / зрелость;
• творчество / традиции;
• результат / статус;
• риск / безопасность;
• активность / пассивность;
• оптимизм / фатализм;
• упорный труд / досуг;
• юмор / серьезность;
• материалистичность / нематериалистичность.
Доминировать в организации могут некоторые из названных ценностей. Например, для университета (с позиций его деятельности, но не жизни студентов) важны индивидуализм, конкуренция, зрелость, статус, изменения и творчество.
Работники организации обычно подчиняются организационным ценностям, не осознавая этого, потому что поступать иначе оказывается или неудобно, или неестественно.
Организационная культура
Для организационной культуры свойственна специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющаяся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. Культура предприятия –это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами.
Функции организационной культуры:
• формирование определенного имиджа организации, отличающего ее от любой другой;
• объединение всех членов организации;
• усиление вовлеченности в дела организации и преданность ей;
• увеличение системы социальной стабильности в организации;
• формирование и контроль форм поведения и восприятия, целесообразных с точки зрения данной организации.
Организационная культура является результатом взаимодействия желаний и пристрастий основателей предприятия и базовых установок сотрудников, которые были выработаны в результате их предыдущего опыта.
Типы организационных культур:
• авторитарная;
• бюрократическая;
• культура, ориентированная на задачу;
• культура, ориентированная на человека.
Межличностные факторы
Решения о новых закупках сложного технологического оборудования, сопровождаемые большим финансовым риском, высокой степенью неопределенности, принимаются коллективно закупочным центром, состоящим из людей различных функциональных подразделений организации, оказывающих существенное влияние друг на друга в процессе трудовой деятельности. При этом иногда явной оказывается общая выгода и взаимозависимость членов закупочного центра, а в других случаях преобладает индивидуальная выгода.
Типы отношений внутри организации:
• деловые («инструментальные») отношения – работники оказываются своего рода «средствами производства» один для другого, поскольку результаты их работы во многом зависят от сослуживцев;
• социально-эмоциональные отношенияскладываются как на межличностном уровне в форме симпатии или антипатии, так и на межгрупповом, работники объединены общими положительными или отрицательными интересами;
• отношения силы и зависимостихарактеризуются до определенной степени влиянием поведения одного человека на поведение другого;
• отношения при ведении переговоров требуют более открытого поведения.
Полномочия
Процессы решения проблем и принятия решений зачастую в какой-то степени травмируют членов закупочного центра, причиняя ущерб работе группы и затрудняя достижение общих организационных целей. Это происходит, если кто-то из членов коллектива считает, что его мнение игнорируют, (неверно понимают или незаслуженно критикуют), а также когда некоторых членов «отстраняют» из процесса принятия решений. Если решение принято раньше, чем все члены закупочного центра высказали свое мнение, тогда они, как правило, не станут энергично выполнять его, особенно когда оно противоречит их точке зрения. Здесь очень важно найти оптимальное соотношение между поспешным принятием решения и бесконечными безрезультатными дискуссиями.
Статус
Статус(лат. status – состояние положения дел) – это совокупность прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих какому-либо индивиду (статусной позиции) или организации. Пользователи, администраторы, лица, принимающие решения, – это статусные позиции, наделенные определенными правами и обязанностями. От индивида, занявшего одну из этих позиций, окружающие ждут поведения, вписывающегося в рамки их прав и обязанностей, традиций.
Обязанностьпроявляется на двух уровнях: позиции и индивида. Позиционные обязанности формируются как служебные инструкции (например пользователя), неписаные моральные нормы. На индивидуальном уровне обязанность – это то, что человек вынужден делать исходя из места, занимаемого в организации или обществе. Эти два уровня далеко не всегда совпадают.
Праватакже имеют два уровня: предписанный и принятый. Предписанные права выражаются в писаных и неписаных нормах. Принятые нормы реально существуют идействуют.
Роль – это статус в действии, модель поведения, обусловленная статусной позицией. Описать роль означает дать характеристику использованию прав и обязанностей.