Успехи детской патопсихологии.
Эрик Мэш, Дэвид Вольф
Детская патопсихология
Оглавление
Предисловие. 11
Успехи детской патопсихологии. 11
Внимание к ребенку, а не только к расстройствам. 12
Всесторонний и комплексный подход. 12
Пути развития и последствия расстройств в зрелости. 12
Жестокое обращение с детьми и расстройства, обусловленные отношениями. 12
Сочетание лечения и профилактики. 13
Оптимальная организация материала. 13
Удобные для читателя главы. 13
Ключевые термины, вводимые в каждой главе, перечисляются в конце главы.. 13
Основные изменения и дополнения. 13
Выражение признательности. 14
Рецензенты. 15
Глава 1. Введение. 16
История вопроса и научные достижения. 18
Пробуждение общественного сознания. 19
Психическое расстройство и задержка психического развития. 20
Ранние биологические атрибуции. 20
Ранние психологические атрибуции. 22
Совершенствование методов лечения. 24
Итоги раздела. 25
Патологическое поведение детей и подростков. 25
Определение психических расстройств. 26
Компетентность. 27
Пути развития. 28
Итоги раздела. 29
Риск и жизнеспособность. 30
Итоги раздела. 32
Значимость проблем психического здоровья детей. 32
Вопросы психического здоровья детей и подростков. 33
Контекстуальные факторы. 34
Специальные вопросы, касающиеся подростков. 35
Долговременные последствия. 35
Итоги раздела. 36
Предваряющий комментарий. 36
Ключевые термины. 37
Глава 2. Теории и причины детской психопатологии. 37
Каковы причины трудностей Джейка?. 39
Итоги раздела. 41
Роль теории. 41
Вопросы развития. 42
Взгляд с точки зрения психопатологии развития. 42
Итоги раздела. 45
Теоретическое обоснование. 45
Исходные установки. 46
Интегративный подход. 48
Итоги раздела. 49
Взгляд с точки зрения биологии. 49
Нервная пластичность и значение опыта. 50
Генетические факторы. 51
Нейробиологические факторы. 52
Итоги раздела. 57
Взгляд с точки зрения психологии. 57
Поведенческие и когнитивные влияния. 60
Итоги раздела. 61
Влияния со стороны семьи и социального окружения. 61
Эволюция и привязанность. 62
Контекст семьи и сверстников. 64
Итоги раздела. 64
Предваряющий комментарий. 65
Ключевые термины. 65
Глава 3. Исследования. 66
Научный подход. 66
Облегченная коммуникация: случай из практики. 67
Итоги раздела. 68
Исследовательский процесс. 69
Примеры исследуемых проблем. 69
Типовые предметы исследования. 70
Итоги раздела. 74
Методы изучения поведения. 75
Стандартизация, надежность и валидность. 75
Измерения. 76
Сообщения. 76
Психофизиология и нейроизображение. 77
Наблюдение. 78
Итоги раздела. 79
Исследовательские приемы. 79
Идентификация выборки. 80
Общие подходы. 80
Планы исследования. 83
Качественное (квалитативное) исследование. 89
Итоги раздела. 91
Вопросы этики и целесообразности. 91
Информированное согласие и выражение согласия. 92
Добровольное участие. 92
Конфиденциальность и анонимность. 92
Безопасные процедуры. 93
Другие проблемы этики и целесообразности. 93
Итоги раздела. 93
Ключевые термины. 94
Глава 4. Обследование, диагноз и терапия. 94
Клинические вопросы. 95
Процесс принятия решений. 95
Анализ развития. 96
Цели обследования. 98
Итоги раздела. 99
Оценка расстройств. 100
Клиническое интервью. 101
Обследование поведения. 104
Психологическое тестирование. 108
Итоги раздела. 114
Классификация и диагноз. 114
Категории и измерения. 115
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 117
Итоги раздела. 121
Терапия. 121
Вмешательство. 122
Факторы культуры. 123
Задачи терапии. 123
Модели оказания медицинских услуг. 124
Этические и юридические соображения. 125
Общие подходы. 125
Эффективность методов лечения. 129
Итоги раздела. 130
Ключевые термины. 130
Глава 5. Гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ). 131
Описание и история изучения расстройства. 131
Описание. 131
История изучения расстройства. 133
Итоги раздела. 135
Главные характеристики. 135
Невнимательность. 135
Гиперактивность-импульсивность. 137
Дополнительные критерии. 138
Подтипы. 139
О чем молчат диагностические критерии Руководства DSM?. 139
Итоги раздела. 140
Ассоциированные характеристики. 140
Дефицит когнитивных навыков. 140
Речевые расстройства. 141
Медицинские и соматические характеристики. 142
Межличностные проблемы. 142
Ситуативные факторы и особенности задания. 144
Итоги раздела. 144
Сопутствующие психические расстройства и симптомы. 145
Оппозиционно-вызывающее расстройство. 145
Тревожность. 146
Депрессия. 146
Итоги раздела. 146
Распространенность и особенности протекания ГРДВ. 146
Гендерные различия. 147
Культурные и этнические различия в оценках распространенности и методах диагностики ГРДВ. 147
Течение заболевания и его последствия. 148
Итоги раздела. 149
Причины возникновения ГРДВ. Теории и гипотезы. 150
Генетические влияния. 151
Беременность, роды и раннее развитие. 152
Нейробиологические факторы. 153
Диета, аллергии и свинец. 154
Влияние семьи. 154
Итоги раздела. 155
Лечение. 156
Медикаментозное лечение: острая полемика. 157
Тренинг родительской компетентности (ТРК). 159
Педагогическая коррекция. 160
Интенсивные вмешательства. 161
Дополнительные вмешательства. 162
Комментарий по поводу спорных методов лечения. 163
Перспективы. 163
Итоги раздела. 164
Ключевые термины. 164
Глава 6. Проблемы поведения. 164
Описание. 165
Итоги раздела. 166
Среда, затраты и точки зрения на проблемы поведения. 167
Среда. 167
Социальные и экономические затраты. 169
Точки зрения. 170
Итоги раздела. 172
DSM-IV-TR: Основные характеристики. 172
Оппозиционно-демонстративное расстройство. 172
Расстройство поведения. 173
Итоги раздела. 177
Характеристики, взаимосвязанные с проблемами поведения. 177
Дефицит когнитивных и вербальных навыков. 177
Проблемы обучения. 178
Дефицит самоуважения. 179
Межличностные трудности в общении со сверстниками. 179
Семейные проблемы. 180
Проблемы, связанные со здоровьем. 181
Злоупотребление наркотиками и алкоголем. 182
Итоги раздела. 182
Сопутствующие расстройства и симптомы. 182
Гиперкинетическое расстройство и нарушения активности и внимания (синдром дефицита внимания). 183
Депрессия и тревога. 183
Итоги раздела. 184
Распространенность проблем поведения, пол и направления развития. 184
Распространенность. 184
Пол. 184
Пути развития асоциального поведения. 186
Последствия антисоциального поведения в зрелости. 189
Итоги раздела. 190
Причины. 190
Генетические влияния. 191
Нейробиологические факторы. 192
Социально-когнитивные факторы. 193
Семейные факторы. 194
Другие семейные проблемы. 196
Социальные факторы. 197
Средства массовой информации. 198
Культурные факторы. 199
Итоги раздела. 200
Терапия. 201
Тренинг родительской компетентности. 202
Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем. 204
Многосистемная терапия. 205
Лекарственные препараты. 206
Превентивные вмешательства. 206
Итоги раздела. 208
Ключевые термины. 208
Глава 7. Тревожные расстройства. 209
Описание. 209
Переживание тревоги. 210
Отличие тревоги от страха и паники. 213
Нормальные страхи, тревоги, беспокойство и ритуальные действия. 213
Тревожные расстройства, согласно руководству DSM-IV-TR. 215
Итоги раздела. 216
Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте. 216
Распространенность и сопутствующие расстройства. 218
Возникновение, течение и последствия. 218
Нежелание или отказ посещать школьные занятия. 219
Итоги раздела. 220
Генерализованное тревожное расстройство. 221
Распространенность и сопутствующие расстройства. 223
Возникновение, течение и последствия генерализованного тревожного расстройства. 223
Итоги раздела. 223
Специфическая фобия. 223
Распространенность и сопутствующие расстройства. 225
Возникновение, течение и последствия специфических фобий. 225
Итоги раздела. 225
Социофобия (социальная тревога). 226
Распространенность, течение и сопутствующие расстройства. 228
Избирательный мутизм. 228
Итоги раздела. 228
Обсессивно-компульсивное расстройство. 229
Распространенность и сопутствующие расстройства. 231
Возникновение, течение и последствия обсессивно-компульсивного расстройства. 231
Итоги раздела. 232
Паника. 232
Приступы паники. 232
Паническое расстройство. 234
Распространенность и сопутствующие расстройства. 234
Возникновение, течение и последствия панического расстройства. 235
Итоги раздела. 235
Посттравматическое и острое стрессовые расстройства. 235
Распространенность и сопутствующие расстройства. 237
Возникновение, течение и последствия. 237
Итоги раздела. 239
Ассоциированные характеристики тревожных расстройств. 239
Нарушения когнитивных процессов. 239
Физические симптомы. 240
Дефицит навыков социального взаимодействия и навыков обработки эмоциональной информации. 240
Тревога и депрессия. 240
Итоги раздела. 241
Гендерные, культурные и этнические различия. 241
Итоги раздела. 242
Теории и причины. 242
Ранние теории. 243
Темперамент. 243
Генетические и семейные факторы риска. 245
Нейробиологические факторы. 246
Влияние семьи. 246
Итоги раздела. 248
Лечение тревожных расстройств. 249
Обзор. 249
Бихевиоральная терапия. 250
Когнитивно-бихевиоральная терапия. 252
Медикаментозное лечение тревожных расстройств. 254
Участие семьи. 254
Итоги раздела. 255
Ключевые термины. 255
Глава 8. Расстройства настроения. 256
Итоги раздела. 257
Депрессивные расстройства. 257
Основные признаки. 258
История изучения депрессивных расстройств у детей и подростков. 259
Депрессия у детей и подростков. 260
Депрессия и процесс индивидуального развития. 260
Природа депрессии. 261
Итоги раздела. 262
Большое депрессивное расстройство. 262
Сопутствующие расстройства. 265
Возникновение, течение и последствия. 265
Гендерные и этнические различия. 267
Итоги радела. 268
Дистимическое расстройство (DD). 268
Распространенность и сопутствующие расстройства. 269
Возникновение, течение и последствия. 270
Итоги раздела. 270
Ассоциированные характеристики депрессивных расстройств. 271
Интеллектуальная деятельность и учеба. 271
Когнитивные искажения. 272
Заниженная самооценка. 273
Социальное взаимодействие и проблемы взаимоотношений со сверстниками. 274
Семейные проблемы. 274
Суицид. 275
Итоги раздела. 276
Теоретические исследования депрессии. 276
Психодинамическая теория. 277
Теория присоединения. 277
Бихевиористская теория депрессии. 278
Когнитивная теория. 278
Другие теории депрессии. 280
Итоги раздела. 280
Причины депрессии. 281
Генетические и семейные факторы риска. 282
Нейробиологические факторы. 282
Влияние семьи. 283
Когда родители страдают депрессией. 284
Стрессовые события. 284
Регуляция эмоций. 285
Итоги раздела. 286
Лечение депрессии. 286
Психосоциальные вмешательства. 288
Медикаментозное лечение. 290
Профилактика. 291
Итоги раздела. 292
Биполярное расстройство (ВР). 292
Распространенность биполярного расстройства. 296
Сопутствующие расстройства. 296
Возникновение, течение и последствия биполярного расстройства. 297
Причины. 298
Лечение биполярного расстройства. 298
Итоги раздела. 299
Ключевые термины. 300
Глава 9. Умственная отсталость. 300
Интеллект и умственная отсталость. 301
Сенсация евгеников. 302
Определение и измерение интеллекта и адаптивности детей. 303
Споры о коэффициенте интеллекта. 304
Итоги раздела. 305
Черты умственной отсталости. 306
Клиническое описание. 307
Степени нарушения. 309
Уровни требуемой поддержки. 310
Распространенность. 311
Итоги раздела. 312
Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте. 312
Мотивация. 314
Изменения в развитии. 314
Речь и социальное поведение. 315
Эмоциональные и поведенческие проблемы. 316
Другие нарушения. 317
Итоги раздела. 318
Причины. 318
Наследственность и влияние окружающей среды. 321
Генетические и конституциональные факторы. 321
Нейробиологическое влияние. 324
Социальная и психологическая сферы. 325
Итоги раздела. 326
Предупреждение, обучение и терапия. 326
Обучение родителей и пренатальный скрининг. 327
Психосоциальная терапия. 328
Итоги раздела. 333
Ключевые термины. 333
Глава 10. Аутизм и детская шизофрения. 333
Описание аутизма и история его изучения. 334
Итоги раздела. 336
Диагностические признаки аутизма, согласно диагностическому и статистическому руководству по психиатрическим расстройствам (DSM-IV-TR). 337
Спектр проявлений аутизма. 338
Итоги раздела. 340
Главные характеристики аутизма. 340
Нарушения социального взаимодействия. 340
Нарушение процессов коммуникации. 342
Итоги раздела. 346
Ассоциированные характеристики аутизма. 346
Роль семьи. 352
Итоги раздела. 353
Распространенность и особенности протекания аутизма. 354
Время наступления болезни. 354
Итоги раздела. 355
Причины аутизма. 356
Проблемы раннего развития. 356
Генетические влияния. 356
Структурные нарушения и функциональные расстройства мозга. 357
Итоги раздела. 360
Лечение аутизма. 360
Разные дети — разные методы лечения. 360
Общий обзор. 362
Программы раннего вмешательства. 365
Итоги раздела. 368
Другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. 369
Синдром Аспергера. 369
Синдром Ретта. 370
Детское дезинтегративное расстройство. 370
Итоги раздела. 371
Детская шизофрения. 371
Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR). 373
Психотические симптомы. 374
Итоги раздела. 375
Сопутствующие симптомы и патологические процессы. 375
Распространенность шизофрении. 375
Итоги раздела. 376
Причины заболевания. 376
Биологические факторы. 376
Факторы среды. 377
Итоги раздела. 378
Лечение шизофрении. 379
Итоги раздела. 379
Ключевые термины. 379
Глава 11. Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков. 380
Определения и история. 382
Итоги раздела. 384
Развитие речи. 385
Фонологическая осведомленность. 385
Итоги раздела. 386
Расстройства коммуникации. 386
Расстройство экспрессивной речи. 387
Распространенность и течение. 388
Причины. 389
Лечение. 391
Заикание. 391
Распространенность и течение. 391
Причины и лечение. 392
Итоги раздела. 392
Расстройства развития школьных навыков. 393
Расстройство навыков чтения. 395
Расстройство навыков счета. 396
Расстройство навыков письма. 397
Распространенность и течение. 399
Случаи. 403
Предупреждение нарушений и их лечение. 408
Итоги раздела. 413
Ключевые термины. 414
Глава 12. Расстройства, связанные со здоровьем. 414
Итоги раздела. 415
К истории вопроса. 415
Итоги раздела. 416
Расстройства сна. 417
Регулирующие функции сна. 418
Нормальные фазы сна. 419
Влияние ситуации и культуры. 420
Характерные черты расстройств сна. 420
Лечение. 426
Итоги раздела. 428
Расстройства, связанные с освобождением организма. 428
Энурез. 428
Энкопрез. 431
Итоги раздела. 433
Хронические детские болезни. 433
Допустимые отклонения в здоровье детей. 435
Сахарный диабет. 437
Детский рак. 438
Развитие и течение. 439
Как адаптируются дети: Биопсихосоциальная модель. 442
Вмешательство. 444
Итоги раздела. 448
Ключевые термины. 448
Глава 13. Расстройства питания и родственные заболевания. 449
Как формируются паттерны питания. 450
Нормальное развитие. 450
Факторы риска в процессе развития. 450
Биологические регуляторы. 453
Итоги раздела. 454
Расстройства аппетита и питания в младенчестве и раннем детстве. 454
Извращенный аппетит. 454
Расстройство аппетита в младенчестве или раннем детстве. 455
Задержка развития. 456
Итоги раздела. 457
Ожирение. 457
Распространенность и развитие. 458
Итоги раздела. 461
Расстройства питания в юности. 461
Нервная анорексия. 462
Нервная булимия. 465
Распространенность и развитие анорексии и булимии. 467
Причины. 469
Лечение. 475
Итоги раздела. 478
Ключевые термины. 479
Глава 14. Жестокое обращение с детьми и отсутствие родительской заботы. 479
Исторический и семейный контекст. 481
Благоприятная атмосфера в семье. 482
Проявление заботы о ребенке. 484
Итоги раздела. 485
Типы насилия. 485
Физическое насилие. 486
Отсутствие родительской заботы. 486
Сексуальное насилие. 488
Эмоциональное насилие. 489
Итоги раздела. 489
Распространенность случаев жестокого обращения с детьми. Общая ситуация. 490
Статистика случаев жестокого обращения с детьми в Северной Америке. 490
Характеристики детей, ставших жертвами жестокого обращения. 491
Характеристики семьи и преступника. 491
Кросс-культурные сравнения. 492
Итоги раздела. 492
Процесс развития и психопатология. 492
Нарушение адаптации. 493
Последствия нарушений развития. 494
Психопатология и последствия, возникающие в зрелом возрасте. 498
Проблемы, связанные с посттравматическим синдромом. 499
Итоги раздела. 502
Причины. 502
Физическое насилие и отсутствие родительской заботы. 504
Сексуальное насилие. 507
Социальные и культурные факторы. 509
Итоги раздела. 511
Предотвращение случаев жестокого обращения с детьми и лечение детей, подвергающихся насилию. 511
Физическое насилие и отсутствие родительской заботы. 512
Сексуальное насилие. 514
Итоги раздела. 516
Эпилог. 516
Ключевые термины. 516
Литература. 517
(Eric Mash, David Wolf. Abnormal Child Psychology)
Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. Текст гармонично совмещает клинико-диагностический и экспериментальный подходы.
Предисловие.
Писать второе издание учебника — одно удовольствие (по сравнению с первым!). Мы вполне довольны теплым приемом, оказанным первому изданию за короткое время, что прошло с момента его выхода. В то же время мы учли реакцию преподавателей и студентов, посоветовавших нам делать «чуть меньше примечаний», дабы поддерживать интерес студентов на должном уровне. Таким образом, мы использовали подсказанную возможность, чтобы сделать текст более коротким и концентрированным, не жертвуя при этом его академическими стандартами.
Мы полностью обновили второе издание, включив в него важные новые материалы, например, последние данные о причинах, подвидах, сопутствующих патологических процессах, путях развития, половых особенностях, этнической принадлежности и раннем вмешательстве. В то же время текст сохраняет те отличительные особенности, которые делают его одним из наиболее удачных учебников по курсу детской психопатологии, детской патопсихологии и поведенческих расстройств, свойственных детям. Мы имеем в виду интересные, написанные от первого лица сообщения и истории болезней, присутствие которых устанавливает прочные связи между ключевыми темами и личным опытом исследуемых детей и их семей.
Успехи детской патопсихологии.
За последнее десятилетие удалось добиться значительного прогресса в решении вопросов, относящихся к детской патопсихологии. Сегодня мы можем гораздо успешней отличать одни расстройства от других, что облегчает распознавание плохо понимаемых или не выявлявшихся ранее проблем, таких как расстройства научения, депрессия, подростковый суицид, расстройства, связанные с питанием, расстройства поведения, расстройства, вызванные хроническими заболеваниями, жестоким обращением и безразличием со стороны родителей, и многие другие нарушения. Кроме того, теперь нам больше известно о том, чем психологические расстройства у детей и подростков отличаются от расстройств у взрослых, и о том, насколько важно подходить к ним с точки зрения процессов развития.
За относительно короткое время детская патопсихология вышла далеко за рамки исследований отдельных детей и семей, рассматривая социальные и культурные влияния в комплексном, учитывающем развитие, ключе. Те из психологов, кто работает в этой сфере, теперь больше знают о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются дети с психическими расстройствами и их семьи, а также о требованиях, которые они вправе предъявить к организациям, связанным с психическим здоровьем, к образовательным учреждениям, медицине и правосудию, занимающимся делами несовершеннолетних.