Качественные изменения сферы услуг
Перечислим современные качественные изменения, характеризующие развитие сферы услуг:
1. Снижение издержек и рост экономической эффективности сферы услуг. По мере совершенствования организации сферы услуг произошло выделение и механизация труда на повторяющихся процессах, например утюжка при пошиве одежды, подготовительные операции при пошиве обуви и т.д.
2. Создание специализированных предприятий, обслуживающих сферу услуг. Они предлагают широкий спектр услуг, начиная с аренды (лизинга) и ремонта машин, оборудования и кончая маркетинговыми или рекламными акциями.
3. Создание механизма общественного контроля над рекламой,как способе насильственного навязывания группе незащищенных потребителей (детям, больным) потребностей в услугах.
Большинство стран (кроме Италии) рассматривают контроль за рекламой как составную часть деятельности общества (государства), формируя приправительственные комитеты, которые состоят из рекламистов, предпринимателей, представителей населения, государственных чиновников и объективно реагируют на жалобы населения по соответствующим вопросам.
14. История развития торговли.Экономическая и социальная функции торговли
Торговля - это совокупность разнородных предприятий, связывающих свою деятельность с процессом организации продажи товаров. К ней относятся оптовые базы, предприятия розничной торговли, обслуживающие их транспорт и хранилища, рекламные и маркетинговые фирмы.
Торговля является одним их наиболее древних видов человеческой деятельности, возникшем на заре цивилизации. Как только первобытные племена разделились на земледельческие и скотоводческие, между ними возникла необходимость в обмене продуктами труда, что привело сначала к стихийным, а затем к регулярным обменным операциям.
Экономическая роль торговли как одного из источников общественного богатства была выявлена А. Смитом в его классическом труде “О причинах богатства народов”. Классик политической экономии доказал необходимость закрепления за производителями (странами - производителями) того вида продукта, производство которого в его условиях наиболее эффективно (по А. Смиту, это пшеница - для Швеции, вино - для Италии). Этим достигается рост производительности общественного труда, удешевление производства. Однако такая система производства невозможна без мировой торговли, осуществляющей обмен между товаропроизводителями различных стран.
Дальнейшее углубление понимания роли торговли в системе общественного производства нашло место в работах К. Маркса. В “Капитале” (анализирующих механизм расширенного воспроизводства, т.е. характер обмена результатами труда между основными группами производителей) им была убедительно доказана вторичность торговли. К. Маркс говорил: торговля не производит продукта (товара), не участвует в формировании его стоимости и, поэтому, не создает прибавочного продукта. Она - вторична.
Экономические функции торговли: 1. создание условий для роста производительности труда, 2. обеспечение ускорения оборота общественного капитала.
Торговля, специализируясь на процессе организации продажи, развивается за счет укрупнения, выделение оптовых, розничных и обслуживающих производств (реклама, транспорт, маркетинг) звеньев, роста квалификационного уровня работников.
К социальным функциям торговли можно отнести:
1. преодоление социального неравенства населения как потребителя продукции;
2. информационное обеспечение потребителя о качестве товаров;
3. возможность релаксации;
4. экономию времени потребителя за счет продуманной системы продаж;
5. расширение рынка труда за счет частичной занятости, использования труда инвалидов при продаже по телефону, совмещения трудовой деятельности в условиях безмагазинной торговли и т.д.
Современная мировая торговля характеризуется следующими тенденциями:
· ростом размера и значения отрасли;
· увеличением ее доходности за счет увеличения товарооборота, изменения структуры в пользу более доходных предприятий, сочетающих организацию продаж с местом релаксации населения;
· разделением труда внутри торговли: формированием специализированных фирм по оказанию рекламных, консультационных и маркетинговых услуг;
· появлением новых форм организации продажи: укрупненных торговых центров, безмагазинной торговля.