Старшие арканы
Главная загадка Таро — Старшие, или Мажорные Арканы — двадцать две символические и аллегорические карты, описывающие постоянные и вечно меняющиеся физические и духовные силы, властвующие над человеком.
Существует немало вариантов внутренней иерархии Старших Арканов: карты разделяют на титулованные и аллегорические, символы главных добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи и вселенской предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VII определяют интеллект человека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIV властвуют в сфере нравственности, или Души, а Арканы с XV по XXI правят событиями материальной жизни человека, или .его Бытием. По другим воззрениям, карты Старших Арканов могут быть поставлены в соответствие мастям Младших Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным, или числам, или же буквам еврейского алфавита — совсем в духе доброй старой Каббалы.
В одном из прочтений сам термин «Каббала» означает «власть двадцати двух», что находит отражение в одном из основных каббалистических символов— Древе Жизни. Десять его сефиротов (тех самых «истечений, излучений, эманации») соединены двадцатью двумя ветвями-тропинками, которым каб-балисты нового времени поставили в соответствие двадцать две карты Старших Арканов Таро.
Но их опередил Курт де Гебелин, еще в 1781 году выдвинувший теорию, что Старшие Арканы представляют собой легендарную «Книгу Тота», спасенную из руин сожженных египетских храмов тысячи лет назад. «Книга Тота», известная также
как «Книга Таро» или «Книга Золотых Литьев», будто бы содержала в себе синтез всего человеческого знания, проникнутого, разумеется, глубоким и древним мистицизмом.
Двадцать две карты Старших Арканов толкуются обычно как иероглифические картины, размещавшиеся на колоннах в галерее подземного храма, куда искатели высшей истины попадали в процессе посвящения. Сами картины до нас, разумеется, не дошли— не забудем о нашествии! Не сохранились и подлинники «Книги Тота». Утверждают что глиняные таблички с ее копиями были в фондах Александрийской библиотеки — увы, сгоревшей. А в семнадцатом веке кардинал Бембо описал бронзовые «таблички Изис», впоследствии также утраченные, но успевшие, как видно, повлиять на современные колоды Таро.
Отсутствие единого авторитетного источника породило множество истолкований, и в результате сегодня нет устоявшегося общего мнения даже относительно названий Арканов и порядка их размещения в Старших Арканах. Мы придерживаемся системы, предложенной Папюсом (настоящее имя— Жерар Ан-косс) в его монументальной книге «Цыганский Тарот», вышедшей в 1889 г., и рисунков Памелы Колмен Смит, создавшей в 1910 году одну из наиболее популярных ныне колод Таро — так называемую «Дорожную».