Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, по- тому, что он съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Саму- рай и Самурай (никто не получает очка)
Побеждает та команда, которая набрала больше
баллов.
«Ужасно-прекрасный рисунок»
(15 мин.)
Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе да-
ется по листу бумаги и по одному фломастеру. Пред-
лагается нарисовать «прекрасный рисунок». После
этого рисунок передается соседу справа, и тот дела-
ет из полученного рисунка в течение 30 секунд
«ужасный рисунок» и передает следующему. Следу-
ющий участник делает «прекрасный рисунок». Так
проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину.
Обсуждение.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА НЕСКОЛЬКО ПОДГРУПП
«Выбери...» (10 мин.)
Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы,
вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп — 5
добровольцев и т.д.
Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы
вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают
по одному человеку в свою команду. Тем, кого вы-
брали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы до-
верили нести рюкзак?». Остальные вопросы веду-
щий может придумать сам, а может воспользоваться
следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?»,
«Кому бы вы доверили свою тайну?».
Если остается несколько человек, которых не вы-
брали, можно предложить им самим определить ко-
манду, в которой они бы хотели работать.
«Фишка» (10 мин.)
Материалы: если вы хотите разделить группу на 3
подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на
2 подгруппы — из 2-х цветов. (Для группы из 15 че-
ловек — по 5 листочков каждого цвета и т.д.)
Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий
на спину каждому крепитлисточки. По команде ведуще-
го все открывают глаза. После чего без слов, звуков все
участники должны распределиться по группам.
«Молекулы» (5 мин.)
Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что
все мы — атомы, которые движутся в хаотичном по-
рядке, иногда объединяются в молекулы, а потом
разлетаются в разные стороны, собираются в целую
клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы
все начнем двигаться в пространстве, как атомы в ха-
осе. А потом я назову любое число, и такое число
атомов объединятся в одну молекулу, а потом не-
сколько молекул — в клетку, клетки — в организм».
Звучит музыка, все участники двигаются в хаотич-
ном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 мо-
лекулы», «2 клетки», «2 организма». Участники раз-
делены на две группы.
«Цвета» (5 мин.)
Материалы: разноцветные листочки (красные,
желтые, зеленые) по количеству участников.
До занятия необходимо подготовить жетончики
двух или более цветов. Перед началом занятия пере-
мешать жетончики и раздать по одному каждому уча-
стнику. Когда необходимо будет разделить группу,
нужно просто сообщить участникам, что один цвет
жетончиков — это первая команда, а второй цвет —
вторая.
РИТУАЛЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
«Подарки» (20 мин.)
Материалы: каждому участнику набор листков в
количестве, на единицу меньшем общего количества
участников; карандаш.
Все члены группы анонимно дарят друг другу вообра-
жаемые подарки, как если бы возможности дарящего
были не ограничены ничем. Все пишут названия, наиме-
нования, обозначения, характеристики и количество тех
вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется
подарить именно данному участнику. Подарки не под-
писываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки
и складывает отдельными наборами, не передавая адре-
сатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для
всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое
время участники изучают содержание записок.
Обсуждение итогов может вылиться в свободный
обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображе-
ния, связанные с характером подаренного друг дру-
гу, участники делают сами.
«Конверты для добрых пожеланий»
(20 мин.)
Материалы: конверты и карандаши или фломасте-
ры каждому участнику. Кроме того, каждому потре-
буется столько листов бумаги, сколько участников в
группе, включая вас.
Попросите участников написать свои имена на
конвертах. Дальше попросите их написать, и напи-
шите сами пожелание, благодарность для каждого
члена группы. Сложите все листочки в соответствую-
щие конверты. Если участники захотят, они могут по-
делиться этими высказываниями с группой.
«Групповая поэма» (30 мин.)
Материалы: листы бумаги и фломастеры на каждо-
го участника.
Попросите участников написать свои инициалы в
правом верхнем углу листка (вы тоже подпишите свой
листок). Каждый участник пишет короткую строчку, с
которой будет начинаться поэма, передает свой лис-
ток соседу слева, и тот дописывает свою строчку, про-
должающую поэму. После того как каждый напишет
по одной строчке на всех листках, законченная поэма
возвращается автору первой строки.
После того как все поэмы будут написаны, прочти-
те свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать
свою поэму.
«Вечеринка» (время не ограничено)
Все любят угощение на последнем занятии! Вы мо-
жете собрать средства на пиццу и газированную во-
ду или мороженое из разных источников. Если груп-
па работает в школе, вы можете попросить помочь
родителей, учителей или администрацию.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
«Я хочу...» (10 мин.)
Цель: отработка рефлексивных навыков.
Упражнение проводиться в кругу.
Каждый поочередно говорит предложение, начи-
нающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на спо-
ры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто
высказывайте их поочередно, беспристрастно и быс-
тро.