Третье занятие
Важнейшая задача занятия: На этом занятии речь пойдет о том,как научиться выражать свои желания по отношению к партнеру в форме желаний, касающихся его поведения. Мы постараемся описывать желаемое поведение конкретно и специфично.
Оборудование:
Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
Карточки для игры (10-15).
Правила коммуникаций:"Выражение желаний".
Перечень желаний (См. "Перечень моих желаний по отношению к моему партнеру").
3.1 Обсуждение домашнего задания
См. 2.1 3.2
3.2 Структура занятия
"На этом занятии мы будем тренироваться так говорить партнеру о своих желаниях, чтобы ему все стало ясно. Предусмотрено два упражнения, которые структурированы также, как и упражнения нашего второго занятия. В заключении некоторые желания будут сформулированы письменно. Они станут началом перечня желаний по отношению к партнеру, который каждый будет продолжать дома. Итак, речь сейчас пойдет не о том, возможно ли выполнение ваших желаний. Мы сначала лишь будем пытаться конкретно и специфично сообщить партнеру,какое его поведение нам было бы приятно видеть."
3.3 Коммуникационное упражнение:"Проявление желаний I"
3.3.1 Введение в упражнение
"В этом упражнении каждый сообщает каждому о двух своих желаниях."
3.3.2 Пояснение правил игры
"Упражнение проводится следующим образом: партнер А сообщает другому о двух своих желаниях; партнер внимательно слушает и в заключении повторяет его слова. Первый подтверждает или уточняет; второй переспрашивает, если что-то отстается неясным."
3.3.3 Ход упражнения
Определяют, кто начинает.
А говорит о желаниях, Б слушает.
Б повторяет желания А в уточненной форме, А выслушивает.
А подтверждает пересказ и при необходимости уточняет.
Б при необходимости переспрашивает.
Смена ролей.
3.3.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)
б) для этого упражнения:
во время выполнения упражнения психолог вмешивается:
- если партнеры не могут найти какое-либо желание: можно дать незаконченные предложения, например: "Вот та вещь, о которой я давно хотел сказать ..." - если к желанию примешивается сильная негативная критика, то требуют сначала прямо сказать о соответствующем чувстве таким образом, как это тренировалось на последнем занятии, а лишь затем сформулировать свое желание;
- если слушающий партнер сразу отвергает выраженное желание, то напоминают о том, что ему сначала нужно выслушать. после упражнения:
- исходя из Правил коммуникации "Выражение чувств" и "Принятие чувств других" разрабатывают правила "Выражение желаний" и на основе этих правил дифференцированно подкрепляют соответствующее поведение.
3.4 Коммуникационное упражнение:"Проявление желаний II"
3.4.1 Введение в упражнение
"Далее речь пойдет о формулировании желаний относительно поведения. По форме упражнение соответствует второму заданию последнего занятия и упражнению "Выражение радости".
3.4.2 Пояснение правил игры
Раздают Правила коммуникаций:"Выражение желаний" (см.Прил.VII) , дают возможность их прочесть и поясняют на примерах, желательно - на позитивных примерах предшествующих упражнений.
Пояснение: "Упражнение проводится следующим образом: Каждый в течение ок. 5 минут может говорить о своих желаниях относительно образцов поведения партнера. При этом вы даете друг другу игровые карточки, т.е. ход упражнения соответствует упражнениям предшествующих занятий (см., н-р, 1.5).
3.4.3 Ход упражнения
Определяют, кто начинает.
А ок. 5 мин.выражает желания, Б слушает, выдает игровые карточки.
Б повторяет слова А , А выслушивает, возвращает игровые карточки.
А подтверждает или уточняет.
Смена ролей.
3.4.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)
б) cм. 3.3.4 б)
3.5 Заполнение листа желаний
Пояснение: Перечень желаний нужен для того, чтобы собрать материал, при помощи которого на следующем занятии будут тренироваться способы выполнения желаний партнера. Перечень желаний нужно заполнить дома, крайние столбцы понадобятся на следующем занятии. Каждый партнер под руководством терапевта должен записать в свой лист 3-4 желания. Это могут быть как желания, о которых говорилось во время занятия, так и совершенно новые желания. Эти желания должны формулироваться очень конкретно с учетом Правил. Помочь может указание на возможные сферы выполнения желаний: свободное время (один/вместе с партнером), ведение домашнего хозяйства, родственники, друзья, дети, сексуальность, выходные, отпуск и т.д.
3.6 Вспышка
см. 1.6
3.7 Домашнее задание
В дополнение к листу желаний к следующему занятию с использованием Правил коммуникации нужно провести часовую беседу относительно следующих вопросов:
- Чем партнер меня порадовал на прошлой неделе?
- Что меня разозлило?
- Какое поведение я хотел бы видеть вместо этого?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7: Правила коммуникаций:"Выражение желаний"
1. Сообщите о своих желаниях совершенно открыто . Говорите также о вещах, которые Вам неприятны, но очень важны.
2. Формулируйте Ваши желания именно как желания , а не как требования, критику или угрозы.
3. Формулируйте Ваши желания совершенно конкретно с указанием на количественные и ситуативные условия.
4. Формулируйте Ваши желания применительно к будущему.
5. Объясните партнеру, насколько важно для Вас это желание.
6. Поясните партнеру, какие чувства и потребности связаны с Вашим желанием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8: Лист желаний
Лист желаний представляет собой чистый лист желаний с пронумерованными пунктами. В зависимости от хода тренинга этих пунктов может быть от 3 до 10
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Важнейшая задача занятия: "На этом занятии будут обсуждаться желания и устанавливаться конкретная договоренность. В особенности будут следить за тем, чтобы адекватно сообщить партнеру о своих желаниях, ранжировать желания по степени их важности и выполнимости, обсуждать возможность преодоления противоречий и достигать конкретных соглашений."
Оборудование: Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
Правила коммуникаций:"Выполнять желания".
Соглашение о желаниях.
Бумага для черновиков.
4.1 Обсуждение домашнего задания
Спрашивают об опыте, полученном при выполнении домашнего задания, и хвалят, если оно вообще было выполнено.
4.2 Ссылки на структуру занятия
"На этом занятии нужно так поработать с легковыполнимыми, но важными желаниями, чтобы суметь достичь конкретного соглашения. Сначала вы должны подробно обсудить ваши желания и, руководствуясь определенными критериями, выбрать некоторые из этих желаний. Трудновыполнимые желания и конфликты интересов будут темой следующих занятий."
4.3 Коммуникационное упражнение:"Работа с перечнем желаний"
4.3.1 Введение в упражнение "В этом упражнении каждый партнер сообщает другому о своих желаниях, записанных на прошедшей неделе."
4.3.2 Пояснение правил игры
"Упражнение проводится следующим образом: Партнер сообщает другому о всех желаниях, которые он записал на прошедшей неделе. Свой список желаний он использует лишь для напоминания. Свои же желания он формулирует заново и при этом старается соблюдать выработанные на последнем занятии правила коммуникации. Сначала партнер говорит о всех своих желаниях, у другого же следующая задача: сначала выслушать и, переспрашивая, помочь другому сформулировать свои желания.
4.3.3 Ход упражнения
Определяют, кто начинает.
А перечисляет свои желания, Б слушает, переспрашивает, если что-либо неясно.
Смена ролей.
4.3.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)
б) для этого упражнения:
во время упражнения:
- если желания парадоксальны (например: будь спонтанным!) поясняют, почему это желание невыполнимо и просят заново его сформулировать,
- если слушающий очень плохо вербально и невербально реагирует на желания (например: все отрицает), то еще раз просят сначала выслушать желание и суметь его понять. Согласия еще никто не ждет.
4.4 Ранжирование желаний по важности и выполнимости
4.4.1 Введение в упражнение
"В этом упражнении каждый должен упорядочить свои желания по важности, а желания партнера - по выполнимости. В заключении по этим критериям нужно выбрать два желания, с которыми будут работать в последующих упражнениях."
4.4.2 Пояснение правил игры
"Каждый ранжирует желания партнера. Напротив желания, которое легче всего выполнить, в самой правой колонке листа желаний ставят цифру 1, второе по легкости выполнения желание получает цифру 2 и т.д. В случае, если несколько желаний должны быть обозначены как очень трудновыполнимые, в порядке исключения они могут быть оценены одной и той же цифрой. Наконец, загните этот столбец так, чтобы его не было видно и обменяйтесь листками. Затем каждый таким же образом ранжирует свои желания по степени их важности. Самые важные желания в левом столбце будут обозначены цифрой 1, второе по важности - 2 и т.д. Затем каждый отгибает правый столбец и из своего листа желаний выбирает два желания, с которыми будут работать в следующих упражнениях. Выбранные желания должны быть с одной стороны, важными, с другой - выполнимыми для партнера. Затем каждый сообщает другому о выбранных желаниях."
4.4.3 Ход упражнения
А ранжирует желания Б по выполнимости.
Б ранжирует желания А по выполнимости.
А ранжирует свои желания по степни важности.
Б ранжирует свои желания по степни важности.
А из перечня своих желаний выбирает два относительно важных, и, одновременно - легковыполнимых желания.
Б из перечня своих желаний выбирает два относительно важных, и, одновременно - легковыполнимых желания.
А сообщает Б о выбранных желаниях.
Б сообщает А о выбранных желаниях.
4.4.4 Интервенции
а) общие интервенции: не требуются
б) следят только за соблюдением правил
4.5 Коммуникационное упражнение:"Принимать и понимать желания"
4.5.1 Введение в упражнение
"В этом упражнении мы обсудим выбранные желания. Мы должны достичь единства, придти к согласию и при этом - принять во внимание интересы обоих партнеров."
4.5.2 Пояснение правил игры
Раздают Правила коммуникаций:"Выполнять желания" и дают возможность их прочесть. Правила вкратце обсуждают и отвечают на вопросы.
Пояснение: "Желания, которые вы выбрали из списка должны быть "обработаны" партнером. Сначала один говорит о своем желании и просит другого высказать свое мнение по этому поводу. Партнер объясняет какую часть этого списка легко, а какую трудно выполнить, описывает условия, которые могут облегчить выполнение этого желания. Он объясняет, с чем он ни в коем случае не может согласиться, предлагает что-либо свое. Партнер, который говорил о желании, высказывает свое мнение по поводу услышанного. Во второй части разговора желания другого прорабатываются подобным же образом."
4.5.3 Ход упражнения
Определяют, кто начинает.
А описывает свое желание.
Б поясняет, при каких условиях желание выполнимо.
А и Б дискутируют о возможностях и трудностях, которые возникают при выполнении желания.
А и Б устанавливают конкретное соглашение.
Смена ролей.
4.5.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)
б) для этого упражнения:
во время упражнения:
- если можно предположить, что за желанием, о котором говорят, скрывается другое желание, то просят назвать именно это, скрытое желание. Можно дать стимул: "... Желание, о котором я до сих пор не отваживался сказать, состоит в том, что ..."
- может оказаться так, что партнеры будут противопоставлять друг другу свои позиции и не смогут придти к соглашению. В этом случае нужно прервать разговор, сославшись на то, что техника конфликтного разговора будет тренироваться на следующем занятии;
- следят за тем, чтобы "честно" говорили о своих желаниях. Если можно предположить, что один из партнеров хочет отомстить за что-либо, или поддается, чтобы просто прекратить надоевший разговор, то настаивают на совершенно точных формулировках как желаний, так и условий их выполнения, чтобы оставить как можно меньше "лазеек";
- в случае нормативных проблем ("Я имею право на то, чтобы ты ...") возникает опасность затяжной дискуссии. Тогда вскрывают конфликт, на котором базируются эти заявления, потребности каждого, которые за ним стоят и указывают на то, что все это будет обсуждаться на следующем занятии;
- если партнерам не приходит на ум никаких возможностей решения спорных вопросов, то тренер сам предлагает что-либо.
после упражнения:
- проблемы, о которых говорилось, формулируют в качестве тем следующего занятия.
4.6 Письменное формулирование соглашения о желаниях
4.6.1 Введение в упражнение
"Достигнутое в предшествующем упражнении соглашение сейчас нужно занести в специальный формуляр" (см. "Соглашение о желаниях" - Прил.ХI) Если необходимо - тренер помогает.
4.6.2 Пояснение правил игры
Формуляры заполняются партнерами в 2х экземплярах - так что каждый получает по экземпляру. Письменная фиксация соглашения должна исключить недопонимание или уклонение от условий соглашения. Если же кто-либо почему-либо не выполнит желания партнера, то он обязан каким-либо другим образом доставить ему радость. Что именно он должен будет сделать в этом случае, должно быть уже сейчас определено и записано в заранее подготовленные формуляры.
4.6.3 Ход упражнения
Соглашение о желаниях заносится в формуляры.
4.6.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)
б) для этого упражнения:
- следят за тем, чтобы соглашение формулировалось с максимальной точностью и с указанием всех условий
- побуждают к максимально конкретному описанию желаемых образцов поведения.
4.7 Вспышка
См. 1.6
4.8 Домашнее задание
К следующему занятию партнеры должны выполнить желания, записанные в соглашении о желаниях. Если это имеет смысл, то каждый партнер также может отмечать, как часто и какие желания партнера он выполнял. В зависимости от условий можно выбрать любую форму ведения протокола. За один или два дня перед следующим занятием должен быть проведен часовой разговор, в ходе которого оценят выполнение соглашения о желаниях. Нужно обсудить, что удалось и в чем возникли трудности. В результате этого разговора может возникнуть новое соглашение о желаниях. (Для этого раздают формуляры "Соглашение о желаниях").
ПРИЛОЖЕНИЕ 8: Правила коммуникаций:"Выполнять желания"
1. Поймите и примите то обстоятельство, что у партнера есть определенные желания, даже если они не согласуются с Вашими установками.
2. Сообщите партнеру, что вы поняли его желания.
3. Сообщите партнеру о своих чувствах, которые у Вас вызвали его желания.
4. Сделайте свои предложения, сообщите, при каких условиях его желание может быть выполнено.
5. Совершенно конкретно определите вместе с партнером, кто, при каких условиях и какие будет выполнять желания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9: Соглашение о желаниях.
ИМЯ:
В промежуток времени с ...по ... я выполню следующие желания моего партнера:
Если же я не выполню это желание, то я
Дата:
Подпись:
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Важнейшая задача занятия: На этом занятии будет прорабатываться актуальный конфликт, который существует между партнерами. Здесь должны интегративно использоваться ранее выученные техники.
Оборудование: Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
Правила коммуникаций: Конфликтный разговор.
Карты структурирования к конфликтному разговору.
Соглашение о желаниях.
Бумага для черновиков.
5.1 Обсуждение домашнего задания
См. 4.1
5.2 Структура занятия
За этот час должена быть проведена беседа по поводу конфликтов в ваших отношениях. Для этого нужно привлечь уже выученные техники и выработать конкретные возможности решения этого конфликта.
5.3 Коммуникационное упражнение: "Конфликтный разговор"
5.3.1 Введение в упражнение В последующем разговоре попробуйте интегративно применить уже проработанные на предыдущих занятиях Правила коммуникаций. Тематику разговора, так сказать, конфликтный материал, можно взять из предшествующих упражнений, например, из перечня желаний или из упражнения "Выражение злости". Однако, вы можете взять и совершенно новое содержание. Но в любом случае речь должна идти о конфликте между обоими партнерами, а не о проблемах людей или организаций вне отношений между вами. Выбор конфликта вы должны произвести совместно. Это может быть проблема , в решении которой оба партнера одинаково заинтересованы., но речь может идти и о конфликте, который особенно интересен лишь для одного из вас. В этом случае сегодня один из вас будет определять тему конфликтного разговора, другой же - займется этим на следующем занятии."
5.3.2 Пояснение правил игры
Раздают "Правила коммуникаций: Конфликтный разговор" (см.Прил.), дают возможность их прочесть.
Обсуждают неясности и отвечают на вопросы.
Раздают "Карты структурирования", дают прочесть и обсуждают.
Пояснение: "карты структурирования" отражают отдельные фазы конфликтного разговора. Каждый раз, когда мы достигнем определенной фазы, я буду класть на стол соответствующую карту., чтобы помочь вам лучше структурировать процесс переговоров. Если будет необходимо, мы можем вкратце обсуждать, на самом ли деле окончилась соответствующая фаза, или же вы хотели бы еще раз обсудить или прояснить и другие аспекты. На первой фазе ("Описание темы конфликта") каждый партнер должен представить конфликт со своей точки зрения. Другой его внимательно выслушивает, переспрашивает, повторяет, отражает чувства партнера и т.д. На второй фазе ("Формулирование желаний и стоящих за ними потребностей") вы должны действовать таким же образом с вашими желаниями, которые играют роль в рамках данного конфликта, и стоящими за ними потребностями. На третьей фазе ("Переформулирование проблемы") каждый должен постараться заново сформулировать суть конфликта на основе полученной информации и на основе чувств, которые он теперь испытывает. При этом каждый должен говорить о желаниях относительно поведения партнера. На четвертой фазе ("Возможности решения") каждый должен изложить, при каких условиях желания партнера могут быть выполнены и какие теоретические возможности преодоления конфликта он видит. Сначала вы должны просто собрать то, что вам приходит на ум, стараясь воздержаться от немедленных оценок. На последней фазе ("Соглашение") вы должны сойтись на конкретной возможности решения конфликта и заключить соглашение относительно этого.
5.3.3 Ход упражнения
Выбирают конфликт.
Определяют, кто начинает.
("Описание темы конфликта")
А описывает конфликт со своей точки зрения .
Б слушает,распрашивает, повторяет, отражает чувства и т.д..
Смена ролей.
("Формулирование желаний и стоящих за ними потребностей")
А формулирует потребности и желания.
Б слушает,распрашивает, повторяет, отражает чувства и т.д.
Смена ролей.
("Переформулирование проблемы")
А описывает проблему на основе знания потребностей и чувств обоих партнеров и занее формулирует желания.
Смена ролей.
("Возможности решения")
А говорит, при каких условиях какие желания партнера могут быть выполнены и какие существуют теоретические возможности преодоления конфликта..
Смена ролей.
("Соглашение")
Устанавливают конкретное соглашение.
5.3.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)
б) для этого упражнения: во время упражнения:
- побуждают к подлинному диалогу, при этом в ходе разговора не обязательно жестко придерживаться описанной последовательности фаз, отдельные фазы могут сменять друг друга и в другом порядке;
- можно тематизировать отдельные фазы;
- следят за конкретным описанием конфликта применительно к поведению и ситуации;
- при переформулировании проблемы и при поисках решения можно также предлагать что-либо, например, уточнять такие характеристики поведения, как его частота, интенсивность или описывать условия, которые могут облегчить или осложнить осуществление названных образцов поведения;
- подводить итоги;
- записывать самые "яркие" выражения;
- дополнительные возможности: техникой парадоксов наталкивать пару на проверку выполнимости соглашения; описывать все "за" и "против".
5.4 Вспышка
См. 1.6
5.5 Домашнее задание
К следующему занятию должны быть выполнены два задания:
- соглашение о желаниях, которое было достигнуто на предшествующем занятии, должно быть выполнено. Если во время обсуждения конфликта на этом занятии также было достигнуто конкретное соглашение, то это соглашение также должно выполняться.
- за один или два дня перед следующим занятием нужно провести конфликтный разговор, который должен протекать таким же образом, что и на этом занятии. Тему этого разговора должна выбрать сама пара (для помощи в проведении этого разговора можно выдать "Карты структурирования").
ПРИЛОЖЕНИЕ 9: Правила коммуникаций:"Конфликтный разговор"
1. Не пытайтесь выиграть в споре, старайтесь устранить конфликт.
2. Не пытайтесь найти виновных в прошлом, старайтесь решить проблему в настоящем.
3. Открыто скажите партнеру, что Вы хотите обсудить конфликтную тему.
4. Ограничьтесь конкретными пунктами конфликтной темы.
5. Открыто выражайте свои чувства и желания.
6. Помогите партнеру проговорить его чувства и желания.
7. Формулируйте конкретные желания.
8. Обсудите несколько возможностей решения.
9. Точно и конкретно определите, каким образом конфликт должен быть решен.
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
Важнейшая задача занятия: На этом занятии нужно либо закончить конфликтный разговор пятого занятия, либо начать новый конфликтный разговор, который будет протекать таким же образом, что и этот последний. Во втрой части занятия проводят заключительное обсуждение тренинга в целом.
Оборудование:
Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
Видеоаппаратура.
Карты структурирования.
6.1 Обсуждение домашнего задания
См. 4.1
6.2 Структура занятия
В зависимости от того, как протекало предыдущее занятие, на этом занятии может быть продолжен прежний конфликтный разговор, или же начат новый, который будет протекать таким же образом, что и конфликтный разговор на предшествующем занятии. В конце занятия будет проведено обсуждение тренинга в целом.
6.3 Коммуникационное упражнение:"Конфликтный разговор"
См. 5.3
6.4 Заключительное обсуждение
Для этого разговора нет четких правил. Важно лишь, чтобы участники тренинга отрефлектировали следующие моменты:
- чему они научились, какой приобрели опыт, что для них было особенно важным;
- что они считают позитивным, что негативным, что можно было бы изменить в тренинге;
- как можно использовать выученное для решения будущих проблем.
6.5 Заключительная ролевая игра
См. 1.2.0