Био-социальный подход к изучению психических процессов.
На основе био-социальной гипотезы Де-Р. строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) взаимодействие – общественная группа – личность – цивилизация. Он описывает, как в различных сферах обществ, жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, – род, племя – были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой "органическую множественность". В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в "надорганическое единство". В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, государство). В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии "органического единства", т.е. биол. эгоизма, паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени "надорганической множественности", на к-рой развивается альтруизм, кооперация, солидарность. Т.о., на истор., или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное поведение человека.
И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, – через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, – в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания – Де-Р. отмечает проявление четырех гл. факторов цивилизации в жизни каждой личности. Все люди – попеременно ученые, философы, художники и практические деятели. Каждый человек сначала наблюдает мир и находит различия в предметах и явлениях, потом судит о них, выбирает близкое или необходимое, символически отмечает свои предпочтения и лишь потом действует. Закон, управляющий миром социальных явлений, действует и по отношению к личности.
8. Подход основанный на различении уровней интеграции и связанного с ней функционирования психического: индивидный, уровень субекта активности, личностный и уровень психологической индивидуальности.
1,9
Процессы | Состояния | Свойства | |
Познавательные | Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Речь Внимание | Устойчивый интерес Творческий подъем Апатия Угнетенность и др. | Направленность Темперамент Характер Способности |
Эмоционально-воле- вые | Эмоции Чувства Воля | ||
Поведение |
Структура психики человека
Выделяются три большие группыпсихических явлений, а именно:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие ит. д).
Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:
♦ общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;
♦ эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности,
Подпсихическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.
Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
4) характер как систему отношений и способов поведения.