Сестринский процесс при ангинах
Сестринский процесс при остром рините и остром
Отите
Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
Ø нарушение дыхания;
Ø резкая, нестерпимая боль в ухе;
Ø нарушение формулы сна;
Ø нарушение сосания, глотания;
Ø дискомфорт, связанный с заболеванием;
Ø риск развития осложнений;
Ø страх перед манипуляциями.
Возможные проблемы родителей:
Ø дефицит знаний о заболевании и уходе;
Ø недостаточное внимание к ребенку;
Ø дефекты в организации режима, рационального вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков;
Ø неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство
1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах развития и особенностях течения ринита и отита, профилактике и методах лечения, возможных осложнениях.
2. Создать обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:
• техника закапывания капель в нос:вымыть руки, санировать полость носа (удалить патологический секрет ватными турундами или отсосать его резиновой грушей с мягким наконечником), прочитать название лекарственного препарата, набрать препарат в пипетку, затем повернуть голову ребенка в сторону закапывания, ввести 2-3 капли лекарственного
препарата в каждый носовой ход;
• техника закапывания капель в ухо:вымыть руки, прочитать название лекарственного препарата, подогреть капли на водяной бане, убедиться, что они не горячие (капнуть одну каплю на тыльную поверхность своей кисти), наклонить голову ребенка в сторону противоположную закапыванию, от-
тянуть ушную раковину назад и вверх (ребенку раннего возраста - назад и вниз), закапать 4-5 капель, наружный слуховой проход закрыть ватным шариком;
• техника постановки согревающего компресса на ухо: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8-ми слоев, компрессную бумагу и слой ваты (каждый последующий слой, должен быть больше предыдущего на 2 см), сделать разрез в центре марлевой салфетки, смочить ее теплым 45% раствором этилового спирта, отжать, приложить на околоушную область, вывести ушную раковину через разрез на салфетке, положить сверху салфетки остальные слои, зафиксировать компресс повязкой с целью более плотного прилегания, через 1,5-2 часа проверить степень влажности, надежность фиксации и оставить еще на 4-6 часов.
3. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физиологическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде.
4. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теплым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки).
5. Строго выполнять назначения врача.
6. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
7. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтением книг, спокойными играми.
8. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж рефлексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
9. При повторяющихся отитах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами - педиатром и отоларингологом.
Сестринский процесс при ангинах
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
Ø нарушение аппетита;
Ø нарушение глотания из-за болей в горле;
Ø дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
Ø нарушение формулы сна;
Ø высокий риск развития осложнений;
Ø неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
Ø страх перед манипуляциями.
Возможные проблемы родителей:
Ø дефицит знаний о заболевании и уходе;
Ø недостаточное внимание к ребенку;
Ø дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
Ø гиперопека;
Ø неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринское вмешательство
1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур.
4. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
5. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея - 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника - 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы - 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.
6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафиксировать повязкой (для более плотного прилегания к поверхности кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на 4-6 часов.
7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
8. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. 9. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день).
11. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.
12. Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
13. При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами - педиатром, кардиоревматологом, отоларингологом, стоматологом.