Требования к рейтинг-контролю
Порядок организации работы студента основывается на «Положении о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» от «26» мая 2010 года.
Некоторые положения документа:
В каждом семестре устанавливается два промежуточных этапа оценки знаний студентов (рубежных контроля) по каждой дисциплине.
В университете устанавливаются единые сроки проведения рубежного контроля:
1-й семестр:
I модуль – 9-10 учебная неделя по графику учебного процесса;
II модуль – две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;
Для дисциплин, заканчивающихся экзаменом, 60 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка учебной работы студента в течение семестра, 40 рейтинговых баллов – максимальная оценка на курсовом экзамене.
Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся экзаменом, по итогам семестра составляет 60.
Студенту, набравшему 50-54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в экзаменационной ведомости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно».
Студенту, набравшему 55-60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе экзаменационной ведомости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо». В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается.
Студент, набравший от 20 до 49 баллов включительно, сдает экзамен.
Студенту, набравшему меньше 20 баллов, в экзаменационной ведомости выставляется оценка «неудовлетворительно». Пересдача экзамена осуществляется в установленном порядке.
Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене.
В университете действует следующая шкала пересчета рейтинговых баллов:
от 50 до 69 – «удовлетворительно»
от 70 до 84 – «хорошо»
от 85 до 100 – «отлично».
1 контрольная точка | 2 контрольная точка | |
Темы | № 1,2,3,4 | № 5,6 |
Текущая работа студента | 15 баллов | 15 баллов |
Итоговый контроль за модуль | 15баллов | 15 баллов |
Всего | 30 баллов | 30 баллов |
Текущая работа студента:
Представление отчетов о самостоятельном изучении тем в указанных формах – 15 баллов.
Итоговый контроль по модулю:
Письменная контрольная работа – 15 баллов.
Темы для самостоятельного изучения, реферативных работ и вопросы для самопроверки по дисциплине приведены выше.
Глоссарий
Деятельность – система целенаправленной активности субъекта, включенная в общественные отношения; процесс, в котором происходит взаимный переход между полюсами «субъект-объект». Основной характеристикой является предметность.
Должность – наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией («младший научный сотрудник»), с временными обязанностями (и.о. заведующего, руководитель проекта), с временными обязанностями).
Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Инновация (нововведение) – процесс создания, освоения и практической реализации психологических, педагогических, научных, технических и иных достижений.
Карьера в широком смысле – осознанная социальная позиция и поведение индивида, связанные с его профессиональной деятельностью. Карьера в узком смысле – фактическая последовательность занимаемых субъектом профессиональной деятельности должностей.
Квалификационные требования – перечень знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.
Квалификация – уровень развития специальных способностей субъекта (работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономический характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т.п., и реальную квалификацию – уровень мастерства, который человек действительно проявлять.
Матрица профессионального поведения человека – особенности поведения и деятельности субъекта, детерминированные системой профессиональных критериев (ценностей, предпочтений), выходящие за границы и «снимающие» детерминации других поведенческих матриц (нормативной этики, правовых и межличностных отношений и др.).
Обязанности субъекта труда – отображение трудовых функций в нормативных документах (инструкциях, предписаниях).
Организация рабочего места – серия мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещение в определенном порядке. Различают автоматизированные рабочие места, механизированные, индивидуальные, групповые.
Потенциал – система всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально полезных способностей, как актуализированных, так и резервных. Потенциал человека выходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере деятельности, привнося в его содержание нравственные, гуманистические начала. Профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предвидеть ее последствия и нести за них личную ответственность.
Пространство – множество каких-либо объектов, называемых его точками. Ими могут быть геометрические фигур, функции, состояния, физические системы и т.п. Рассматривая их множество как пространство, отвлекаются от всяких свойств и учитывают только те свойства и их совокупности, которые определяются принятыми во внимание или введенными по определению отношениями. Пространство – логически мыслимая форма (или структура), в которой осуществляются другие формы или конструкции. В «пространстве» часто фиксируются отношения, сходные по формальным свойствам с обычными пространственными отношениями. Основное свойство евклидова пространства (трехмерного) – его однородность и изотропность, т.е. одинаковость физических свойств среды по всем направлениям. Но уже в пространстве-времени Г. Минковского, т.е. четырехмерном, исходные свойства евклидова пространства нарушаются для макроскопических, неточечных объектов.
Пространство деятельности – совокупность технологических и межличностных процессов, действий, актов взаимодействия субъектов, создающих новые условия деятельности наряду с узкопрофессионально-технологическими и порождающих специфические феномены взаимной адаптации субъектов совместной деятельности (психологическая ниша, асимметрия восприятия, перераспределение трудовых функций в группе и др.).
Профессиограммавключает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Профессиография – это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.
Профессионал в широком понимании – это субъект, имеющий высокие показатели профессиональной деятельности, профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на новые личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта профессионального труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие личности.
Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности.
Профессия – вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей может быть представлена в шести основных аспектах социальных отношений, шести ее основных компонентах: 1) область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности; 2) общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезный характер; 3) подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; 4) деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально; 5) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение; 6) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.
Психограмма – психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Это характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста.
Рабочее место – зона пространства деятельности (пространственно-временная и личностно-субъективная), оснащенная необходимыми техническими средствами, характеризующаяся индивидуально-психологическими критериями ее оптимальности, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Рабочее место – это трудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий; реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими, организационными, социальными, психологическими, этическими и правовыми факторами, чаще характеризующееся высокой динамичностью развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин (например, профессия – врач, специальность – терапевт, педиатр); необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения сил человека, позволяющая ему, с одной стороны, воплощать свой профессиональный потенциал, с другой – получать необходимые средства существования и возможности развития.
Стили профессиональной деятельности – интегральные иерархические динамические системы психологических средств осуществления трудовой деятельности, детерминированные индивидуальностью взаимодействующих субъектов и организацией среды пространства деятельности.
Структура – это устойчивость, инвариантность; внутренняя организация; совокупность не всех, а лишь некоторых связей, отношений, элементов, компонентов, определяющих качество данной системы. Система как таковая может быть гибкой, изменяться в определенных пределах, но выход за пределы этих границ есть разрушение структуры и приводит к потере системой ее системных качеств, т.е. к необратимому разрушению самой системы.
Труд– сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Труд включает в себя следующие «простые моменты»: 1) целесообразная деятельность, или ил сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результаты труда. Основные черты труда человека: его опосредствующая роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеальной представленности результата, который предвосхищает трудовой акт; активизация всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности, а также волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мотивационной и смысловой сферы. По мере усложнения техники и технологии роль этих процессов все более возрастает. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом.
Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов).
Функциональные обязанности – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.