Для чего нам права и законы
Сергей Сушинский, Ирина Млодик
Эти беззащитные подростки
Родителям о детях –
«И. Млодик. С. Сушинский. Эти беззащитные подростки»: ООО Издательство «Питер»; Санкт‑Петербург; 2016
ISBN 978‑5‑496‑02095‑4
Аннотация
Эта книга расскажет им и вам, как справляться с психологическим взрослением и тем, что может преподнести жизнь подростку, постепенно все больше выходящему в «большой» мир. Знания всегда дают опору, которая так нужна детям и родителям в этот непростой для всех период, чтобы пережить подростковый протест, приобрести взрослые навыки, стать ответственным и активным, но не перейти черту. В этой книге – не только психологические ориентиры по жизни в подростковом мире, но и важная информация о тех законах или последствиях, с которыми может столкнуться любой подросток, и ваш в том числе. Знание своих прав дает серьезный шанс не стать психологической жертвой или потерпевшим.
Знание способно защитить.
Ирина Млодик, Сергей Сушинский
Эти беззащитные подростки
© ООО Издательство «Питер», 2016
© Серия «Родителям о детях», 2016
* * *
Предисловие
Уважаемые родители подростка, спасибо вам за то, что еще раздумываете или уже решили, купить или нет эту книгу для себя и своих детей. И несмотря на то, что книга в основном адресована именно им, детям, только входящим во взрослую жизнь, я уверена: информация о правах, законах и последствиях нарушений жизненных правил будет полезна и вам. Любое знание дает опору. А в тот момент, когда у самого ребенка внутри происходит так много изменений, ваши с ним отношения в корне меняются, всем так нужны понимание и ясность. Что происходит с вашим подростком в этот сложный, но необходимый период? Как вы уже видите и понимаете, ваш ребенок, прежде такой послушный и понятный для вас, вступает в полосу серьезных внешних и внутренних преобразований. Меняются его тело, поведение, реакции, отношение к жизни. И ему, и вам нужно понимать, что это время кризиса, то есть пора революционных преобразований (значительно реже это происходит медленно и постепенно). Любой кризис нам дается для того, чтобы что‑то старое ушло, а новое появилось. В этом возрасте у детей начинают уходить «детские» модели поведения (зависимость от чьего‑то мнения, послушание, беззащитность, уязвимость, опора на внешние сильные «объекты» – родителей, учителей). И начинают появляться взрослые (автономность, самостоятельность, независимость мнений и суждений, собственные взгляды, вкусы, выборы и решения). Без формирования собственных представлений и решений невозможно стать действительно взрослым, выстраивать жизнь по своему усмотрению и отвечать за нее.
Процесс отказа от прошлых моделей у подростков нередко проходит в резкой, протестной, агрессивной форме. Практически любого родителя это приводит в шок, потому что как ни готовься к подростковому кризису, но он все равно приходит неожиданно. Сепарация, то есть отделение от родительских установок и мнений, – это лишь одна из четырех важных психологических задач, которые должен совершить ребенок в процессе такого кризиса. Не всякий родитель бывает готов к такому отделению. Многим из нас трудно привыкнуть к тому, что нужно отпускать наших детей во взрослую жизнь. Часто родителю отчаянно хочется продолжать видеть своего ребенка маленьким, зависимым и нуждающимся. Безусловно, они нуждаются и в нашей заботе, и в нашем сопровождении их взросления. Потому что грамотно повзрослеть – это вовсе не такая простая задача, как может показаться. На этом пути подростка и его родителя ждет много подводных камней, сложностей, искушений. Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, хочет сметать все границы и правила, заводить свои порядки, сам строить свою жизнь, и важно это ему позволить. Но, с другой стороны, есть правила и законы, которые сметать нельзя, противозаконно. И об этом тоже ему важно знать, чтобы в своем яростном желании отделиться он не перешел черту, за которой могут наступить весьма серьезные последствия для всей его последующей жизни. Конечно, многие родители пугают своих детей этими самыми разными последствиями. Но, во‑первых, часто ребенок не может воспринимать советы своих близких взрослых именно потому, что он сейчас отделяется от них. А во‑вторых, пугать – не лучший способ предотвратить. Возможно, честный разговор в этом случае поможет лучше.
Мы, авторы этой книги, попытаемся уважительно поговорить с вашим подростком о многих важных для него психологических и юридических феноменах, связанных с нарушением прав и правил. И мы очень надеемся, что в такой форме ему будет проще воспринять эти непростые вопросы. У некоторых родителей есть иллюзия: если ребенок будет знать то, что он всем должен, но не знать свои права, то им будет легче управлять. Это, конечно, ошибка. Особенно в подростковом возрасте детям совершенно необходимо знать свои права, тогда есть возможность защищать себя, легче принять и признать права других людей: родителей, школы, государства. Значительно безопаснее жить тем детям, которые, вырастая, следуют правилам и законам не из страха наказания, а из уважения к себе самому и взрослого признания необходимости соблюдать границы и правила. Подростковый период ваших детей – это сложное время для всего окружения ребенка, а уж как непросто ему самому, отпускающему детство! Но чем больше у вас и ваших детей будет устойчивости в этот период, тем будет легче всем вам выполнить психологические задачи, заложенные кризисом. Вы сможете доверять своим взрослеющим детям, верить в их непременное светлое будущее, гордиться тем, что ваш род продолжится такими достойными людьми.
Ты имеешь право
Для любого ребенка нет ничего утомительнее занудного взрослого. Вроде бы взрослые иногда говорят очень разумные вещи, но от иного занудства хочется просто выключиться самому, если уж невозможно отключить речь поучающего родителя. Я думаю, что к своему возрасту ты уже слышал великое множество поучений и нотаций. Поверь, мне меньше всего хотелось бы быть таким взрослым для тебя.
Но я хочу поговорить с тобой о важном как для твоего настоящего, так и для твоего будущего. Представляю, как часто ты слышал «твое будущее», и тебе становилось неприятно, потому что взрослые о нем говорили так, как будто у тебя нет никаких прав на то, чтобы выбирать, каким оно будет. Но наш разговор будет именно об этом. О твоих правах. И о том, для чего нам всем это знание. А также о том, к чему может привести незнание.
Поскольку я психолог, а не юрист, я буду говорить с тобой о правах с психологической точки зрения, а с юридической стороной буду разбираться вместе с тобой и Сергеем. Знакомься – Сергей Сушинский.
Когда мне исполнилось 20 лет, я захотел как‑то повлиять на важную для меня ситуацию и поменять «правила игры». В то время алкоголь и сигареты продавали на каждом углу. Я отлично понимал, сколько бед они приносят. Сначала я начал читать научные книги о проблеме рождаемости и смертности в России, встретился с учеными, потом познакомился с депутатами Государственной думы, стал помощником депутата. Я посчитал нужным отстаивать интересы здравоохранения на телевидении и в газетах. После чего я основал свою организацию и теперь уже 10 лет веду непрерывную работу с Государственной думой, Администрацией Президента и другими государственными структурами с целью отстаивания наиболее эффективной политики. Я был одним из тех, кто отстоял антитабачный закон. И сейчас понимаю, что чем раньше человек почувствует свои права, обнаружит силы внутри себя и начнет отстаивать собственные ценности, тем больше он может сделать в жизни. Если я смог, сможешь и ты. Именно поэтому я хотел бы поделиться с тобой тем, что я знаю о правах и законах, а также о том, как их отстаивать.
Для чего нам права и законы
На уроках истории ты, наверное, уже изучал самые разные принципы правления в разных странах. Ты уже знаешь, что были рабовладельческий строй, феодальный, крепостное право. И ты уже достаточно знаешь о том, насколько бесправными были люди в разные времена и эпохи. У некоторых из них было только одно право: родиться, много работать и умереть. Мы теперь не знаем, как сами люди относились к своему бесправию. Думаю, что по‑разному. Кто‑то принимал свою долю. А кто‑то поднимал восстания и бунты, не желая мириться с тем, насколько власти не хотели решать какие‑то важные вопросы, лишали жизненно необходимого, собирали огромные налоги, унижали человеческое достоинство. Все это двигало историю к тому, что все больше людей думало о правах человека, о том, чтобы каждый мог иметь и отстаивать собственные права и ощущать себя достойно.
Одним из первых, кто создал указы о правах человека, был Кир Великий – персидский царь, который в 539 году до н. э. освободил рабов Вавилона и провозгласил расовое равенство. После принимались еще самые разные документы и указы, закрепляющие самые разные права. Женевская Конвенция в 1864 году, например, защищала права раненых и пленных солдат.
На мой взгляд, права и достоинство напрямую связаны. Потому что мы чувствуем себя униженно, если наши права попраны. А унижение делает человека либо жертвой, готовой к дальнейшим мучениям и страданиям, либо может озлобить, и уж тогда униженный человек непременно захочет отыграться на ком‑то еще.
Послушай, что говорит Сергей:
Права человека есть у каждого вне зависимости от возраста, роста, пола, цвета кожи, национальности, отношения к религии и других взглядов. Права человека невозможно забрать или отдать, принять в дар или подарить. Они просто есть. Права человека всегда есть у каждого.
Существует множество прав, которые могут быть получены при определенных условиях, например право вождения автотранспорта или право баллотироваться в депутаты либо президенты. Но права человека принадлежат именно каждому: богатым и бедным, консерваторам и либералам, христианам, буддистам и атеистам, твоей маме, отцу и, конечно, тебе.
Самый влиятельный во всем мире документ, провозглашающий права человека, – Всеобщая декларация прав человека. Этот документ принят Организацией Объединенных Наций (ООН). В эту организацию входят практически все страны мира. Эта декларация объединяет 30 прав, которые распространяются на всех: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность и другие права. Но к этому списку прав пришли не сразу.
Борьба за права человека была на протяжении всей истории. За них боролись Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, Махатма Ганди и другие. Но только в XX веке был принят всеобщий для всего человечества документ – Всеобщая декларация прав человека. На основе этого документа страны приняли свои декларации или конституции. В России этот документ называется Конституция Российской Федерации.
Многим людям, да и тебе, наверное, нравится идея, что ты имеешь на что‑то право. Но многим людям почему‑то не нравится слово «закон», хотя закон – это и есть свод прав и правил, по которым люди могут жить и ощущать себя защищенными.
Я знаю людей, для которых слово «закон» ассоциируется только с тем, что мешает, несправедливо запрещает, лишает, и поэтому его разрешено нарушать и надо всячески обходить, избегать последствий его нарушения. В их представлении закон будто бы нужен только для того, чтобы запрещать и наказывать.
Ты наверняка видел немало фильмов, в которых ты лично симпатизировал какому‑то удачливому и обаятельному вору или мошеннику, которому удавалось ловко обойти все запреты, получить то, что ему нужно, и при этом не быть пойманным полицейскими. Полицейские при этом выступали в роли плохих парней, неповоротливых и часто туповатых, а мошенники казались умными, интересными и справедливо обходящими любое возмездие за свое преступление. Вопрос: справедливо ли это? Даже если преступник явно приятнее, чем полицейский.
Или другая история. Ты, наверное, тоже не раз читал или смотрел какую‑нибудь детективную историю, в которой преступник, совершивший преступление, сначала пытается скрываться от правосудия. Но спустя какое‑то время его неудержимо тянет на место преступления, возможно, потому что ему важно еще раз прожить момент, когда он преступил черту. Возможно, потому что не выдерживает напряжения и устает бояться разоблачения. Не у всех получается не мучиться потом всю оставшуюся жизнь от вины в чьей‑то гибели или ущербе.
Поэтому даже если преступник смог избежать наказания, часто он все равно не чувствует себя свободным и достойным уважения. Ему все время страшно, он вынужден жить в тревоге и напряжении, в постоянном ожидании разоблачения, его разъедают вина и страх.
Я как психолог не склонна осуждать кого‑то – как ловких мошенников из первой истории, так и преступника из второй. В конце концов, не зря же до сих пор существуют те, кто регулярно нарушает законы, и те, кто пытается это предотвратить. Я вместе с тобой хочу разобраться в том, что есть права и закон и как ими пользоваться для того, чтобы ощущать себя уверенно и достойно. А также мы можем изучить, что же будет происходить, если нарушать законы и правила.
Только представь себе, какой была бы наша жизнь, если бы в ней не было никаких правил. Например, правил дорожного движения. Все машины двигались бы как попало, было бы много аварий и жертв среди как автомобилистов, так и пешеходов. Наступил бы полный хаос!
А если бы в твоей школе не было бы хоть каких‑то законов и правил? Знаешь, что в Сальвадоре, например, около 50 % учащихся вообще не оканчивают школы… по причине собственной гибели. Большинство из них гибнут в подростковых разборках, конфликтах и нападениях. Когда нет законов и наступает хаос, вместе с ним наступает и угроза.
Законы были придуманы для того, чтобы защищать. Они описывали черту, границу, заступив за которую человек объявлялся правонарушителем, то есть тем, кто нарушил чьи‑то права. Или преступником, то есть человеком, переступившим черту закона. Тем, кто нанес какой‑то ущерб своими действиями и потому должен за этот ущерб ответить.
Вот, например, тебе пришло в голову украсть чей‑то новый телефон – ну понравился он тебе, у тебя такого нет, а у твоего товарища есть. Ты можешь подумать: несправедливо. Вон у него сколько всего: и планшет, и ролики, и с родителями за границу ездит, а теперь еще и телефон новый. А ты что? Дальше собственной дачи нигде не бывал, и телефон у тебя еще кнопочный, такие скоро только в антикварных лавках будут продавать как суперстарье. Ты украл и спрятал, и никто тебя не поймал, не вычислил. Пользоваться им ты не смог – заметят. Продал, купил другой, новый. И даже твоим родителям дела нет, где ты деньги взял на новый телефон. Все получилось. Ты рад. Но что дальше? Конечно, тебе захочется таким образом заиметь что‑то еще. Твой поступок оказался безнаказанным. И конечно, для большинства это повод воровать дальше. И… попасться в конце концов.
Что происходит с людьми, попавшимися на воровстве? Лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет, несут уголовную ответственность за кражу (статья 158 УК РФ) . Так что последствия будут самые серьезные – вплоть до тюремного заключения, если кража была свыше определенной суммы. Это точно изменит твое отношение к самому себе, отношение к тебе окружающих, а возможно – судьбу.
Даже если твое преступление оказалось нераскрытым, то все равно наступают определенные последствия. Они состоят в том, что если нет называния того, что кто‑то преступил черту, и ответственности за это, то человек перестает ощущать ее вообще. Он перестает ощущать и понимать, где и как ему остановиться.
Безнаказанность превращается во вседозволенность. Это рождает желание рискнуть еще и еще раз – до того самого момента, пока тебя не остановят. Поэтому даже нераскрытое преступление приводит к тому, что человек пробует бросать вызов правилам и законам, пока не будет пойман и остановлен путем вынесения приговора и наказания.
Бывает и так: совершив преступление, человек начинает жить в страхе и с чувством вины, у него теряется ощущение собственного достоинства и уверенности именно потому, что он знает, что виновен, но вина не названа, и искупить тогда ее тоже невозможно. Она остается внутри и начинает свою разрушительную работу.
Оборотная сторона такова: представь, что ты и есть тот самый парень (или девушка), у которого украли телефон. Как ты будешь себя ощущать, если тебе не только не вернут твой телефон, но даже искать не будут того, кто это сделал? Ну, был у тебя телефон, ну, стащили его. Скажут: «Сам виноват, надо было лучше за ним следить». Или скажут: «Ты что, слишком богат? Тебе ни к чему такой дорогой телефон, ходи, как все, со старым».
Если никто даже не будет пытаться защитить твои права и собственность, ты станешь подозрительным, тревожным, напряженным и озлобленным. Ты начнешь беспокоиться о том, что еще у тебя могут отнять и не вернуть, всех подозревать, и тебе будет не до дружбы, не до радости, не до учебы. И не факт, что в итоге тебе не захочется самому как‑то отмстить обидчику и тоже причинить ему какой‑то ущерб. А он потом снова тебе. И так конца и края этому не будет.
Так что как ни крути – правила и законы нам нужны для того, чтобы люди могли хоть как‑то доверять друг другу, уважать себя и окружающих, ощущать себя в безопасности. Для того чтобы разобраться с тем, кто все‑таки виноват, а кто нет, они придумали суды. Для расследования всяких дел – полицейские управления, которые и призваны смотреть за порядком, за соблюдением всяких законов и вести следствия и дознания, если преступление все же совершено.
Каждое государство придумало свой свод законов и правил для того, чтобы именно его граждане могли чувствовать себя в безопасности или знали, как именно они должны ответить в случае нарушения правил.
Вот что нам с тобой расскажет об этом Сергей:
Конституция Российской Федерации – это основной закон нашей страны. Все остальные законы (федеральные законы, указы и постановления) должны быть основаны на Конституции РФ или не противоречить ей.
Согласно части 1 статьи 15, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Конституция РФ обязательна для исполнения всеми гражданами. Согласно статье 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Это основополагающая статья, которая определяет согласие между представителями разных идеологий и мнений. В ней закладывается принцип свободы и независимости человека, который сам решает, куда ему двигаться и чем заниматься. Речь идет не только о совершеннолетних и даже не только о гражданах, речь идет обо всех людях, включая детей и подростков.
Согласно части 1 статьи 3, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Власть является частью народа. Речь идет о том, что источником власти не могут быть иностранные граждане. Носителями суверенитета и единственным источником власти являются не только государственные служащие, не только совершеннолетние, но весь народ, включая детей.
Но еще есть и международные законы и правила, которые приняты между государствами для того, чтобы уже не только люди, а целые государства не могли нарушать законы и причинять ущерб другим странам и народам.
Самый простой международный договор – это мирный договор между двумя странами о прекращении боевых действий и мирном сосуществовании друг с другом.
После окончания Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, включившая в себя почти все страны мира. Основная задача ООН была не допустить больше масштабной войны, одна из которых уже убила миллионы людей. ООН стала решать и много других глобальных задач, включая защиту прав человека. Суть международных документов в том, что все страны, входящие в ООН, обязаны подчиняться принятым ими же (совместно с другими странами) международным документам. И если в какой‑то стране нарушается международное законодательство, а государственные суды бездействуют, человек или организация могут отстаивать свои права в международных судах, например в Европейском суде по правам человека. Если спорят между собой целые страны, то они обращаются в самый крупный в мире Международный суд ООН.
Есть страны, которые на определенном витке истории серьезно и трагично нарушали права целых народов. Во время Второй мировой войны фашистская Германия и ее союзники были виновны в гибели более 20 миллионов обороняющихся советских солдат и партизан, истребила более 6 миллионов евреев среди мирного населения, 3 миллиона советских военнопленных, а также много других граждан (цыган, душевнобольных и нетрудоспособных). Погибли сотни тысяч и миллионы китайцев, индусов и граждан других стран, которые дали отпор фашистским захватчикам.
Нюрнбергский судебный процесс, прошедший после окончания войны, был проведен для того, чтобы определить виновных и ущерб, который был нанесен нацистами. Вынося обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию гитлеровской Германии тягчайшим преступлением международного характера. Преступление было не только названо, но и виновные были наказаны (все, кто не смог увернуться от правосудия). К тому же сама нация признала вину, выплатив материальные компенсации оставшимся в живых евреям. Немецким детям до сих пор рассказывают в школе о том, что в случившемся была виновата не только верхушка нацистской Германии, но и весь народ, позволивший этому свершиться.
Меня очень впечатлила история одного ответственного политика. Канцлер ФРГ Вилли Брандт 7 декабря 1970 года (через 25 лет после окончания войны!) преклонил колени в Варшавском еврейском гетто. Этим он лично попросил прощения от лица миллионов немцев за преступления нацизма против человечества. Он не стал всем говорить о том, что новая Германия уже давно не гитлеровский рейх и что он лично не имел отношения к истреблению целых народов, а наоборот, всегда боролся против нацизма. Канцлер взял личную ответственность за то, что когда‑то свершилось в его стране, за преступления, в которых принимал участие его народ. Этим он очень помог своей стране преодолеть такое сложное прошлое. И мир оценил его поступок. Принесшая покаяние Германия смогла быстрее встать с колен, вернуть себе самоуважение и не забывать о том страшном испытании, в которое была втянута вся Европа. Впоследствии Вилли Брандту вполне заслуженно вручили Нобелевскую премию мира.
Задолго до этих событий случилось еще одно масштабное преступление – массовое истребление армянского населения на территории нынешней Турции, тогда она называлась Османской империей, и с 1915‑го по 1923 год правительство страны позволило своим гражданам уничтожить около полутора миллионов армян. 29 мая 1915 года в совместной декларации Франции, Великобритании и России было заявлено о личной ответственности правительства Османской империи за случившийся геноцид. Но правительство нынешней Турции до сих пор не признало за своей страной ответственности за эту страшную историю. Считается, что впоследствии это развязало руки Гитлеру. Так, не взятая одной страной ответственность за огромное преступление помогла свершиться и последующим «великим» преступлениям уже в другой стране спустя каких‑то двадцать лет. Теперь ты понимаешь, какое громадное значение имели поступок Вилли Брандта и сам Нюрнбергский процесс.
Наказание и покаяние – важные последствия нарушения закона. Поскольку именно они позволяют признать свою вину, взять ответственность и искупить содеянное, освободиться от вины. Нет необходимости делать кого‑то виноватым до конца дней его. Есть задача – принятие ответственности за нарушение. В том числе для того, чтобы те, кто пострадал, ощутили себя восстановленными в своих правах, вновь могли чувствовать себя в безопасности, зная, что приняты меры к тому, чтобы человек, нарушивший правила, осознал свою вину и не повторял преступных действий.
Взятие ответственности, способность к ответу за нарушение правил – это не только необходимость, но и возможность, как это ни странно, иметь выбор. Тебе это кажется удивительным? Но так и есть. У тебя есть выбор – не нарушать закон и не быть наказанным или нарушить его, но быть готовым к возмещению ущерба или наказанию. То есть быть готовым отвечать за свои нарушения.
Когда все вокруг только и делают, что настойчиво говорят «нельзя», «запрещено», «воспрещен», то некоторым людям так и хочется проверить: «А что будет, если…» Когда же человеку дается выбор, как поступать (нарушать законы или нет), но он понимает, что за свой выбор придется взять ответственность, то тогда проще ощущать себя свободным в своих решениях и значительно проще находить в себе силы ответить за свои поступки и дела.
В жизни всякое может случиться. И любой человек может намеренно или ненамеренно нарушить закон, но у него есть право и обязанность за это ответить. Возможность ответить возвращает нам наше достоинство, защищает других людей от нарушений их границ и прав.